Butterfly Temple «Волчье солнце» (2020)
Этого монументального альбома поклонники группы-флагмана отечественного пэган-метала ждали пять лет. В конце 2017 года, когда я вёл радиопередачу «День тяжёлый» (радиоприложение к «InRock»), гость одного из выпусков лидер и основатель Butterfly Temple Сергей Аванесов обмолвился, что «Волчье солнце» уже практически готово. Однако предыдущим альбомом, «Вечность», группа задала себе такую планку, которую преодолеть непросто, плюс перфекционизм музыкантов с годами растёт. Видимо, потому последние штрихи и отняли столько времени. И к четвертьвековому юбилею десятый альбом увидел свет. Как и все предыдущие, «Волчье солнце» оказалось лютым. Тревожное интро взрывается боевиком «Мести бремя». Лирический герой его – волк, потерявший возлюбленную, который идёт по следу забравших её жизнь охотников. В следующем треке, «Помнишь рассвет», продолжающем «волчью» тему, разворачивается настоящая трагедия. Кто гибнет – слушайте сами. «Веков седая пыль» несёт в себе тягостные раздумья о скоротечности времени. А затем – заглавная песня, которая, как легко догадаться, снова о волках. Впрочем, о волках ли? Волк в альбоме выступает аллегорией, и даже в тех композициях, в которых не упоминается это слово, чувствуется присутствие зверя как образа, присущего человеческой (и не только) природе. Завершает альбом композиция «Гром», и это явление природы тоже, разумеется, очеловечено. Он движется, сопровождая грозу, поющую сёстрам-молниям колыбельную. Не менее тревожно звучит и аутро. Альбом настолько крепко погружает в себя, что преодолеть тяжесть катарсиса нелегко. И тут очень кстати оказывается пара бонусов. Первый – переработка белорусской народной песни «Купалинка». Вещь печальная, но она перестраивает на лирическую волну. А за ней – жизнеутверждающая «Своя земля», перезаписанная составом, создавшим «Волчье солнце». Он, кстати, снова изменился – в начале 2021 года о своём уходе объявил барабанщик Алексей Спорышев, игравший почти бессменно в группе с её зарождения. Остальной состав остаётся тем же, что и на «Вечности». Вокалист Андрей Матюшенко, пожалуй, лучший за всю историю коллектива, он идеален и как фронтмен, и как человек, и как, собственно, вокалист. И чистый вокал, и все экстремальные техники ему удаются великолепно. Даже в партиях, пропеваемых харшем и гроулом, текст слышится разборчиво и чётко. На месте гитаристы Михаил Шматко и Валерий Остриков. Второй выступил, как и на предыдущем альбоме, продюсером и звукорежиссёром. Прижился в составе басист Виктор Пряжнов. Ну и впереди, хоть не на лихом коне, но за клавишными, основатель команды и композитор Сергей Аванесов.
Не обошлось без гостей. В паре композиций можно услышать вокалистов курируемой Остриковым группы Antillia Елену Белову и Александра Колесова. Ещё три украсил великолепный альт музыканта «Омелы» Фёдора Ветрова. Спутницей Грома Грозой в одноимённой песне выступает вокалистка первого состава BT, «гром-баба» Ксения «Калевала» Маркевич. А что касается текстов «Волчьего солнца», над ними работал целый поэтический цех: шесть человек, которых грех не перечислить поимённо. Это (неожиданно) Павел Алиев, который до этого был замечен в сотрудничестве с хэви-пауэр-командами, а также Дмитрий Семёнов, Александра Нефертити, впервые – вокалист Андрей Матюшенко, Павел Великжанин и Сергей Аванесов. Кажется, бэндлидер в этом амплуа выступил тоже впервые. При таком обилии авторов в стихах нет разношёрстности, а языческих символов столько, что по текстам можно писать курсовую, а то и дипломную работу какому-нибудь студенту-слависту. При этом поданы эти символы ненавязчиво и увлекательно. В общем, альбом не просто удался, он получился выше всяких похвал: одна из лучших работ 2020 года однозначно.
Дмитрий Кошелев
dark metal 9/10
Kattran