Boris Bazurov Experience «Мётень» (2020)
«Мётень» – мёд на пиру, первые слова «Боянова Гимна», загадочного древнеславянского рунического текста, лёгшего в основу центральной композиции. Подробнее об этом, как и о возрождённом недавно проекте «Народная опера», смотрите в нашем грядущем интервью с Борисом Базуровым, здесь же – об альбоме. Вышел он спустя пять лет после «Пугачёвщины» (2015) и продолжил «линию Мусоргского», заданную на прошлом диске одноимённой увертюрой. Борис Базуров, как и прежде, играет на стике, гуслях, варяжском роге и рожках, а также на таинственном инструменте «роли сиборд» (на самом деле это сверхчувствительная миди-клавиатура) и, конечно, поёт. А его «сотоварищи» – ударник Александр Брагин и перкуссионист Антон Мартынюк – помогают создавать плотный этно-проговый саунд.
Альбом открывается увертюрой «Удалая» – это довольно краткая по базуровским меркам инструментальная композиция, словно аккумулирующая энергию для дальнейшего развития. «Как повадилась Параня» – обработка песни из Белгородской области, ритмичная плясовая вещь с «закольцованной» мелодией, которую Базуров разбил прог-роковыми хоровыми вставками и риффами. Далее – обработка былины «Жил Святослав девяносто лет» – именно её использовал М. Мусоргский в кульминационной сцене народного бунта в опере «Борис Годунов». Былины, как известно, дело долгое, вот и здесь повествование о встрече Вольги Святославича и Микулы Селяниновича растягивается на одиннадцать минут, то и дело прерываясь прог-импровизациями и ритмическими сбивками; сам же суровый напев оригинала грозно и упрямо повторяется в басовом регистре. Авторская композиция «А мы кривичи» захватывает быстро несущимися неравномерно-акцентными риффами и диссонирующей с ними мелодией. Что-то очень древнее, исконное чувствуется в этой современной музыке!
Но всё предшествующее оказывается лишь присказкой к центральной композиции альбома «Бояне гам» («Боянов Гимн») – пятичастной моно-опере, как именует её сам автор. Она написана на тот самый древний рунический текст (в современном переводе А. Асова), повествующий о победах славянских племён над древними германцами. По поводу подлинности его, впрочем, учёные спорят уже не первый год (оригинал гимна, увы, до нас не дошёл, и судить о нём можно лишь по копиям и переводам). Но в прочтении Базурова гимн обретает безусловные качества достоверности. И это неудивительно, ведь самого Бориса рисовали в образе Бояна – древнерусского сказителя и гусляра! Эпический зачин звучит симфонично – с восходящими прогрессиями синтезаторных аккордов, свободными распевами, высоким зычным вокалом Базурова. Вторая часть открывается запоминающимся ритмичным риффом-рефреном, в котором сочетается древнерусская архаика и мажорно-просветлённый симфо-рок в духе Yes. С рефреном контрастируют закрученные эпизоды, в которых уже можно уловить нечто от King Crimson, особенно в грузных хроматически ползущих «стиковых» аккордах. В конце же этой длинной – 11 минут! – части появляется ещё одна мощная плясовая тема. Третья часть психоделична, здесь звучит – единственный раз – низкий голос барабанщика Александра Брагина, словно возвещающий о важных событиях (а читает он о «Чигирь-звезде, что как зелёный угорь»). Далее развитие риффа-рефрена продолжается, а в финале мы вновь слышим размеренные интонации эпического зачина. Торжественно, ярко и светло завершается эта поистине грандиозная композиция.
Напоследок оставлена ещё одна былина, на сей раз авторская – «Хождение за четыре моря»: о полных превратностей и опасностей торговых путешествиях (или, как бы сейчас сказали, бизнес-трипах) тверского купца Афанасия Никитина. Бывал он и в Индии, и в Персии, и в прочих далёких странах, а потому уместно слушаются уже в самом начале «индийские» перезвоны квазиситара, знойные завывания рожка, постукивания экзотической перкуссии. Величавое повествование отличается красочностью и размахом. Конечно, не обошлось без басовых соло в восточных ладах. Интересны и рассказы об обычаях разных стран, где иной раз люди «ходят наги»… но углубление в детали мы оставим слушателю.
Общее же впечатление таково: «Мётень» – настоящая глыба, высеченная твёрдой рукой мастера, и подходить к ней нужно основательно. Не с первого, быть может, раза, но «врубившись», вы полюбите эти древние (а иногда и не очень) былины и старины на современный лад. С ними и путь к русскому эпосу будет короче. А если вы и так поклонник этно-прогрессива (редкого, впрочем, жанра у нас на Руси), то новый диск Бориса Базурова сотоварищи – то, что нужно для полного погружения.
Елена Савицкая
ethno progressive
9/10
self release