Adaen/Agent Fresco/Leprous: Малиновые звёзды
Октябрь 25, 2017
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Adaen/Agent Fresco/Leprous: Малиновые звёзды

«Прогрессивная осень»-2017 продолжает бить ключом, да всё по самому темечку. В Москву и Санкт-Петербург приезжают актуальнейшие артисты направления, из молодых (и не очень) да ранних, любимых новым поколением, да и у «старичков» типа автора сих строк заслуживших доверие.

Один из таких концертов – практически мини-фестиваль, прошедший воскресным вечером 22 октября в московской «Вольте»: исландские прог-металлисты Agent Fresco, их норвежские «коллеги» Leprous и наши специальные гости, столичное прог-метал/пост-рок-трио Adaen. Скажем сразу: очень удачное сочетание, убедительные выступления каждого из участников, и всё вместе – просто праздник прогрессивной музыки!

Москве выпала честь открывать большое турне Agent Fresco и Leprous, которое продлится целый месяц и охватит всю Европу. Все участники были ещё «свеженькие», бодрые и полные сил. В российских столицах первыми выступали москвичи Adaen, отлично вписавшиеся в общий концепт со своей формулой «приальтернативненный прог-метал + высокий мужской вокал» (в других странах сопровождать хедлайнеров будет австралийская группа Alithia, на вокале у которых нынче – Марьяна Сёмкина из Iamthemorning). Пока что в активе Adaen один полноформатный альбом и несколько EP, а также гастроли в Китае. Наши слушатели принимали трио под руководством вокалиста и гитариста Валентина Березина очень тепло. Звучали ребята уверенно и плотно, правда, слегка нервничали – оно и понятно на таком ответственном выступлении. Перед финальным номером, когда промоутеры уже показывали знаками, что пора закругляться, лидер группы произнёс: «Сейчас мы сыграем последнюю песню, она длится всего две минуты. А потом вы сможете наслаждаться прекрасной музыкой!» Из зала в ответ донеслось возмущённое: «А ЭТО что тогда было?!» И Adaen, ко всеобщему удовольствию, отыграли трек «Mother».

Каждая группа играла на своём оборудовании и ударной установке, так что сцена вначале была весьма загромождена. Впрочем, всего двадцать минут активных перестановок – и в зал льются почти рахманиновские пассажи фортепиано на фоне ломаных ритмов ударных. Группа из далёкого Рейкьявика Agent Fresco уже выступала в России, и не так давно, в конце 2015 года. Нам же довелось видеть их в июле 2016 на фестивале «Be Prog! My Friend» в Барселоне. Команда сочетает сложные «математические» структуры с высоким виртуозным вокалом, в котором, если вслушаться, есть нечто r’n’b-шное. И это не шутка: скрытое, но вполне определённое сходство прочитывается не только в характерных «опевающих» интонациях, но даже в жестах вокалиста Арнора Дана Арнарсона, высокого бритоголового парня в парадных тренировочных штанах. О, это умение сочетать несочетаемое так, чтобы никто не догадался! Agent Fresco в этом доки – на то они и агенты. Клавишник, например, играет и на гитаре – то по очереди, переходя от инструмента к инструменту, а то и почти одновременно.

Была пара новшеств: во-первых, басист по имени Николай (из датской группы Vola), пришедший на временную замену штатному Вигниру, готовящемуся с минуты на минуту стать отцом (возможно, это счастливое событие уже произошло). Играл Николай так, словно всегда был в составе Agent Fresco, и о замене бы никто не догадался, не будь об этом специально объявлено. Во-вторых, новая песня, исполнявшаяся в тот вечер впервые – с чрезвычайно лиричным запевом а-ля Кейт Буш, плавно переходящим в гроулинг, и жёстким гитарно-барабанным бриджем в условном размере 25/16. В один из прекрасных моментов Арнор повторил свой трюк со спрыгиванием в зал – автор сих строк случайно оказался в гуще событий и мог бы даже дотянуться до его бритой головы, но не стал. Зато сам Дан с удовольствием жал всем близстоящим руки и затем столь же стремительно вернулся на сцену. Песню «Wait For Me», один из своих главных хитов, вокалист Agent Fresco посвятил своему отцу, скончавшемуся от рака – однако вещь, по замыслу автора, стала не оплакиванием, а наоборот – гимном жизни, семье, любви. Выступление Agent Fresco вообще было гиперэмоциональным. После сета музыканты с удовольствием общались с фанатами возле столика с мерчем – в программу входили и фотки, и обнимашки.

Наконец, главные герои вечера, Leprous, вышли на сцену ровно в объявленные 21:30. Впрочем, даже раньше – в процессе настройки на сцене появился парень с виолончелью и стал то ли разыгрываться, то ли исполнять партиту Баха, да так, что заслушаешься! То, что в составе Leprous есть виолончель, стало лично для меня откровением, хотя среди участников записи их свежего альбома «Malina» (2017) действительно значится канадский виолончелист Рафаэль Вейнрот-Браун. Именно он и поехал с норвежцами в турне. Пусть в студийном саунде виолончельный тембр запрятан вглубь, на концерте он сыграл огромную роль. В звуке и технике Рафаэля сразу чувствовалась классическая школа, а рыжая борода, растрёпанные волосы и особая напористость в исполнении придавали его облику нечто инфернальное. Пятиминутное сольное вступление в синем свете ламп плавно перешло в «Bonneville», открывающую и новую пластинку Leprous.

Несколько слов о «Малине», о которой уже разгорелись споры – кто-то считает её вершиной эволюции Leprous или, по крайней мере, одним из наиболее ярких альбомов группы, кто-то говорит о некой стагнации, застывании команды в состоянии «хронической прог-заунывности», и жалеет об отходе от более жёсткого саунда самых первых альбомов («Tall Poppy Syndrome», 2009, и «Bilateral», 2011). В любом случае, не многие молодые прог-метал-команды обладают столь безошибочно определяемым саундом – и всё благодаря поистине выдающемуся вокалу Эйнара Сольберга! Да, многие поют и хорошо, и высоко, и подвижно – но только Эйнар, пожалуй, мог бы выступать и в опере, и заменить Фредди Меркюри в Queen, и в каком-нибудь аналоге «Голоса» блистать. Но Эйнар играет прог-метал в Leprous, и в этом его сила. И пусть группа действительно слегка передавливает со «страдательными» эмоциями, а мелодика их порой так беспардонно прекрасна, что отдаёт самолюбованием – но в концертном варианте всё это было оправданно и слушалось убедительно. Была здесь и воля, и разум, и сногсшибательная динамика. Вот она, великая сила живого искусства!

Поначалу, правда, не отпускало ощущение «металлизированного A-ha», особенно в первых вещах с «Malina» – вообще с этого диска прозвучало поразительно много треков, уже успевших стать хитами, но вживую исполнявшихся впервые. Два гитариста с восьмиструнками, басист с «Джазбасом», гриф которого он порой безжалостно гнул, ударник с продырявленными тарелками, харизматичный виолончелист (игравший, правда, не во всех песнях) и не менее феерический вокалист, ответственный также за электронные подклады и резкие синтезаторные звуки – группа поистине монструозная. При этом двое ещё и подпевают солисту – никаких вокодеров. Чистота саунда и какая-то термоядерная энергичность исполнения потрясали до глубины души! Всё делалось легко – на взводе, но без видимого напряга. Фиоритуры и вокализы Эйнара на фоне металлической «морзянки» гитар и плавных контрапунктов/яростной «пилёжки» виолончели впечатляли до глубины души, а эмоциональный градус, и так с самого начала повышенный, к середине концерта уже зашкаливал. Окончательно автора сих строк накрыло на связке «Rewind» / «Slave», исполненных почти без перерыва. Обе вещи – с предыдущих альбомов, и сочетание удивительно позитивной в общем контексте, почти гимнической «Rewind» и мрачной, вязкой «Slave» на контрасте сработало очень сильно. Одна из самых «жалобных» вещей на новом диске – собственно «Malina», затем ещё одна виолончельная интерлюдия, и на бис – самые мощные и забойные вещи в сете: «The Price», «Mirage», 10-минутная «Forced Entry» с элементами гроулинга и единственным за весь концерт гитарным соло. На сцене началась настоящая вакханалия, хэдбенгинг в сочетании с прыжками (при этом Эйнар успевал играть на клавишных откуда-то из-под клавиатуры), и оставалось только волноваться, как бы ребята не сшиблись лбами и не поубивали друг друга грифами. Экстаз передался и залу. Но обошлось. Видимо, всё было тщательно рассчитано. Всё-таки парни с Севера – знают, что надо вовремя поставить точку. Или многоточие…

Во время выступления Leprous возникло множество ассоциаций с различными музыкальными явлениями – от музыки Вивальди и Перголези до итальянской оперы конца XIX века (как по мелодике, так и по чувственно-эмоциональной составляющей), от групп типа Pain of Salvation и Haken до тех же A-ha и даже Шинейд О’Коннор. Хорошо, когда музыка будоражит фантазию и заставляет задуматься. Плохо – когда искусственно культивируемое страдание вызывает лишь чувство неловкости. С Leprous, по крайней мере в концертном варианте, такого не происходит. Так что так держать, ребята, и сил вам в турне. И новых идей для творчества, конечно!

Елена САВИЦКАЯ
Фото — Алексей Гусев.
Благодарим Анастасию Потапову (Spika Concerts) за аккредитацию.

Общее впечатление

22 октября 2017 г.
Москва, клуб Volta
Spika Concerts

Елена Савицкая

Елена Савицкая