Sons of Apollo: Блеснуть умениями, сберечь извилины
Январь 14, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Sons of Apollo: Блеснуть умениями, сберечь извилины

Поистине, перед организаторами этого концерта стоит при встрече снять шляпу! А при виде афиши на сердце было тревожно – все знают, как «жалует» народ прогметаллические команды, а клуб – один из самых крупных в столице… Но вот пробил час «Ч», и я уже в дороге на концерт «Сынов Аполлона».

К сожалению, график выхода артистов на сцену сместился… на полчаса назад, и вследствие этого печального факта спецгостей, «дримтеатрообразных» итальянцев Vitriol, удалось услышать только сквозь ворота, отделяющие зал от «предбанника» с кассами. Но даже через такую преграду они звучали убедительно. Но, увы, это была их финальная композиция, так что увидеть Vitriol даже краем глаза не довелось.

Зато порадовало глаз количество народа. Танцпол был заполнен примерно на две трети, если не на три четверти, хотя и без давки. Удалось занять место примерно в четырёх метрах от сцены и уже оттуда вполне комфортно созерцать концерт. Примерно в половине девятого свет в зале и на сцене убран полностью, и во тьме зазвучало полутораминутное фонограммное вступление – инструментал Van Halen «Intruder». Он стал «чеховским ружьём» вечера. Следом грянуло живьём вступление «God of the Sun», песни, открывающей дебютный альбом Sons of Apollo «Psychotic Symphony». Небольшая каша в саунде была устранена ко второму куплету, и звук стал близок к идеальному. Дабы не неволить «многобуквием», скажу, что композиции были сыграны все до единой и «близко к тексту». И пусть концертные версии не сильно отличались от студийных, видеть, как команда играет здесь и сейчас без подложек-плэйбэков – особое наслаждение. Это действительно было шоу виртуозов.

Майк Портной напоминал Джона Бонэма – и визуально, и уверенностью своей игры. И, в отличие от покойного барабанщика всех времён и народов, Майк ещё и отличный певец! Уже на втором номере, «Signs Of The Time», он исполнял куплеты наравне с фронтменом, и не сильно уступая ему в мастерстве. Басист Билли Шиэн, самый старший в команде, на протяжении всего сета демонстрировал удивительную пальцевую технику звукоизвлечения. Выглядел он как настоящий джентльмен, «олдовый» такой, в весьма цивильном одеянии. И при том выдавал драйвовой гари, как истинный бог, на двухгрифовом басу. Гитарист Рон «Bamblefoot» Тал – рок-звезда во всех смыслах этого слова. Как и Шиэн, всю дорогу с инструментом о двух грифах, из которой извлекал то чёткие риффы, исполненные агрессии и грува, то нежные мелодии, а то и мозголомные соло. Менее заметным, но не менее слышным был красавец Дерек Шериньян. Про него говорят его же коллеги, что он «лучший гитарист, играющий на клавишных». Если при прослушивании студийной записи Sons of Apollo воображение дорисовывало, кто из музыкантов что играет, то, побывав на их концерте, видишь их взаимодействие воочию.

А что же фронтмен? Для Джеффа Скотт Сото Sons of Apollo – далеко не первая команда, но в Россию он раньше не приезжал. И, оказавшись здесь, был в восторге от приёма. А голос, данный от Бога (неважно, какого – Аполлона, Христа, Будды или Одина), помноженный на артистизм, выработанный многолетним концертным и студийным опытом, позволяет говорить о том, что певец – действительно великий Артист и Фронтмен с большой буквы! Без заносчивости, излишнего пафоса и понтов. Он успешно раскачивал толпу, которая оказалась тёплой и отзывчивой. В общем, вся команда радовала и глаз, и слух. Каждая композиция содержит мелодическую куплетно-припевную часть, а в инструментальных проигрышах «сыновья» Бога Солнца выдают прогрессива на уровне (ни много ни мало) King Crimson! Они выдали такие каскады инструментальной мудрости, что послевкусие от них будет преследовать ещё долго. Причём инструменталисты не перекармливали публику навороченными соло – у каждого был только один сольный выход. Вот ещё один критерий мастерства: блеснуть собственным умением и не спутать при этом все извилины в слушательских мозгах. Тоже искусство!

Сото же отличился в кавере на «квиновскую» «A Prophet’s Song». Началась она с распевной части композиции, и то ли это были чудеса обработки звука (на что автору отчёта ой как хочется надеяться), то ли – единственный за концерт случай использования плэйбэков. Переросла «Пророческая песня» в «Save Me», в финале которой в припеве прозвучала фраза «Save Me From Sodomy». Как относиться к данному «реверансу», дело личное. По мне – не дело это, «лезть под одеяло» артисту… Но вернёмся к инструментальным наворотам. Практически под занавес сета, оставшись вчетвером, квартет выдал три инструментальных вещи подряд, стартовав с темы Генри Манчини из фильма «Розовая пантера». Без солирующего саксофона, но столь же великолепно. А продолжили двумя инструменталами из своей «Психической симфонии»: эпической «Opus Maximus», грандиозностью замысла соответствующей названию, и хулигански-юморной, но не менее от этого серьёзной «Figaro’s Whore». И в конце основного сета – эпик Dream Theater «Lines In The Sand». К слову, ещё одна вещь из альбома «Falling Into Infinity», «Just Let Me Breathe», прозвучала четвёртым номером. И именно на ней то ли микрофон у Джеффа отключился, то ли это было спланированной фишкой шоу, но Бамблфут как бэк-вокалист выдал такого убедительного ЛаБри, что, услышь его сам Джеймс, вынужден был бы проставиться гитаристу. Ну, или выразить респект рукопожатием.

Выхода на бис пришлось ждать недолго. И он начался с соло Рона, выросшего в выстрел того самого чеховского ружья: кавера на ванхаленовскую «And The Cradle Will Rock…», на которой Джефф Скоттович Сото, во внешности которого есть нечто цыганское, устроил «цыганочку с выходом». А именно – вышел в центр танцпола и пожимал руки фэнам, не отрываясь от пения. Вернувшись на сцену, вокалист облачился в подаренный флаг России, на голубой полосе которого был прорисован логотип Sons of Apollo. Перед тем, как зазвучала финальная «Coming Home», он неподдельно искренне поблагодарил российскую публику, перед которой выступил впервые, и пообещал вскоре вернуться. Будем надеяться, что это случится. По крайней мере, я буду рад увидеть любой проект с его участием, ибо, повторюсь, это фронтмен и артист от Бога! Но в этот раз нам оставалось услышать только хитовую «аполловскую» «Coming Home», а дальше в зале зажегся свет, и фонограмма «Happy Trails» Роя Роджерса дала понять, что пора по домам…

Концертное время пролетело незаметно, на одном дыхании. Не знаю, как долго будет преследовать послевкусие, но рискну предположить, что это был один из тех концертов, что останутся в памяти если не на всю жизнь, то очень надолго. А уж в моём личном топе концертного 2018-го – первый претендент.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото – Катерина МЕЖЕКОВА
Огромное спасибо Дмитрию Сараеву (RIFF Agency) за аккредитацию.


Массированная рекламная компания данного мероприятия в соцсетях и не только если и сработала, то не в полной мере: «Главклуб» забит не был. Удивительно, ведь приезд таких музыкантов-виртуозов и, уже без преувеличения, легенд рок-музыки, должен был привлечь куда больше поклонников. Нет, вы не подумайте, зал не пустовал, но и на дальних подступах к сцене можно было легко передвигаться, и наверху, у столиков, толкучки не наблюдалось. Зато перед сценой толпа стояла плотно, как маринованные огурчики, желая внимательно рассмотреть своих кумиров. А посмотреть было на кого!

Но для начала про «разогрев». Итальянцы Vitriol оказались недурственным коллективом, исполняющим прог-метал с «дримтеатровскими» интонациями. И если в начале звук у них был расплывчатый и грязноватый, то под конец сета звукорежиссер поднапрягся, и группа зазвучала интересно и привлекательно. Надо будет послушать их альбомы. Автор потом лично пожал руку вокалисту и поблагодарил за выступление.

Главные виновники торжества очень долго себя ждать не заставили, появившись на сцене около 20:40. Появление было эффектным: в приглушенном свете на сцене явился Рон «Бамблфут» Тал со светодиодной подсветкой его коронной двухгрифовой гитары. Толпа взревела от восторга. За ним появились и остальные «динозавры»: Майк Портной, Дерек Шериньян, Билли Шиэн и Джефф Скотт Сото. Причем Джефф, в отличие от своих коллег, приехал в Россию в первый раз. Основу выступления составил единственный альбом Sons of Apollo «Psychotic Symphony», который был исполнен полностью и был дополнен двумя не самыми сильными пьесами Dream Theater (“Just Let Me Breath” и “Lines in the Sand”), а также каверами на Van Halen (“And the Cradle We Rock”), Queen (“Save Me”) и популярной кинотемой «Розовая пантера».

Удивительно, но факт: если попытка скрестить классический хард-рок с прог-металлом на диске оказалось удачной, то на сцене совместить эти два направления не всегда получалось. По отдельности «Сыновья Аполлона» – великолепные музыканты, и когда они играли сольные партии – это был полный восторг, но общая картина в идеальную мозаику не складывалась. Возможно, виной тому смазанный звук, который полностью звукорежиссёры отстроить так и не смогли. Это касалось и балкона, и танцпартера. Яркое впечатление произвел Джефф Скотт Сото: выделяясь большим ростом и общими немалыми габаритами, он проникновенно исполнил пьесу Queen “Save Me”, признавшись в большой любви к Фредди Меркьюри. У Джеффа замечательный голос с красивым тембром, но, поработав со многими коллективами и музыкантами, певец так по-настоящему и не нашёл себя. В Sons of Apollo у него есть шанс. Исполнив песню под аккомпанемент гитары Бамблфута с подпевками зала, Сото получил свою заслуженную порцию искренних восторгов. А вот в общем миксе голос терялся, несмотря на все его старания и профессиональные ухищрения. Также Джефф — хороший шоумен, умеет держать толпу, а его выход в зрительный зал в процессе исполнении песни на бис имел оглушительный успех у поклонников. Видимо, только благодаря габаритам его не порвали на сотню маленьких медвежат.

Вообще поклонники прог-метала — довольно интеллигентные товарищи. А последующее появление Сото на сцене с российским триколором, на котором была надпись Sons of Apollo, в хорошем смысле добило публику. И любовь эта была взаимная. Говорить про виртуозность Портного и Шиэна смысла нет – их игра представляет собой идеал техничности и профессионализма, так было и на этот раз. А вот работа на сцене Рона Тала показалась в новинку. Это настоящая рок-звезда с двухгрифовой гитарой, героическими позами и рок-н-ролльным духом. Харизматичный персонаж, который может увлечь, заинтриговать и заставить глубоко почувствовать свою музыку. Шериньян же, напротив, был довольно сдержан и просто старался качественно выполнить свою работу.

Несмотря на проблемы со звуком и, возможно, неидеальное совмещение идей хард-рока и прогрессива на сцене, это было хорошее выступление замечательных музыкантов, олицетворяющих целые жанры. Уверен, будь звук получше, эффект присутствия оказался бы сильнее, и претензий к выступлению и вовсе бы не осталось… Видя реакцию самих музыкантов, можно сказать, что им понравилась московская публика и само шоу, и Джефф обещал обязательно вернуться. Настоящий Карлсон! Может, на следующем альбоме группе добавить больше прогрессивности? У Портного это так хорошо получается… Достойный концерт виртуозов и не только.

Михаил СТЕБЛЕЦОВ
Фото — Катерина МЕЖЕКОВА
Благодарим Дмитрия Сараева (RIFF Concerts) за аккредитацию на концерт.

Общее впечатление

19 сентября 2018 г.
Москва, "Главклуб"
RIFF Agency

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев