Mr. Big: Концерт для квинтета в сопровождении слёз
Американские музыканты из Mr. Big в представлении не нуждаются. Эта некогда мегапопулярная команда в текущем году выпустила очередной студийный альбом «… The Stories We Could Tell» и отправилась в концертное турне. В график тура вошли и две российские столицы – Москва и Питер.
Ещё в июне стало известно, что Mr. Big приедет с концертом в Москву. Радостные ощущения встречи с безмятежным детством накрыли с головой, как тёплое одеяло в морозную ночь. Да, они приедут снова, в оригинальном составе. Музыканты, чьи плакаты с дрелями висели когда-то у меня по всей комнате. Нет, нельзя пропустить это событие.
Сия радостная новость была омрачена тем фактом, что концерт, как оказалось, пройдёт не в концертном зале типа «Крокус Сити Холл», как того заслуживает такая мега-группа, а в клубе «Известия Hall». По моему глубокому убеждению, клуб, каким бы он вместительным и хорошим не был, – не место для рок-бэнда с мировым именем.
Народу в зале оказалось не то чтобы очень много для такой статусной группы, но вполне достаточно для того, чтобы в стенах клуба можно было комфортно находиться. А вот некоторых очень взрослых почитателей американского квартета смутил тот факт, что весь концерт придется стоять в танцпартере. Об этом мне сообщила дама, пришедшая на шоу с мужем и сыном. Семейство уже смогло однажды выстоять на ногах целых пять часов — на концерте Kiss, и теперь с уверенностью решилось на подобную «жертву». Хотя, думается, что зрителей было бы много и в «Крокусе».
Но вот свершилось — Mr. Big в Москве. Концерт начался вовремя, с классической, необходимой для опаздывающей публики задержкой в десять минут. Сначала появился барабанщик, следом вышли Пол, Эрик и Билли. Хотя я знала о болезни Пэта, но почему-то была уверена, что он будет играть весь концерт. Периодически я подозрительно всматривалась в барабанщика, конечно, не веря своим не очень соколиным глазам, но не настолько, чтобы не узнать Пэта в лысом, похожем на Чингисхана ударнике. Увы, это был не Пэт. Но музыка уже набирала обороты и захватывала в свой плен. «Daddy, Brother, Lover, Little Boy» уже звучала. Такой же неизменный и узнаваемый тембр голоса Эрика, и ожидание соло с дрелями. И вот они – дрели. «Традиционный номер», – скажет кто-то из завсегдатаев. Но, немного пообщавшись с пришедшими на концерт людьми, я поняла, что среди них много новых слушателей. Кто-то услышал песни группы по радио, кто-то пришёл за компанию с друзьями. И для них сей трюк с дрелями был в диковинку.
Последовала первая композиция с нового альбома — «Gotta Love The Ride». Публика в зале стояла, как завороженная: переменный размер песни оказывал магическое действие. На завершающем аккорде народ в зале вышел из транса и зааплодировал.
Да, это они. Такие же подтянутые и стройные, как и раньше. В подчёркнуто тёмной цветовой гамме. Неповторимый голос Эрика, такой же лёгкий и светлый, умопомрачительные гитарные запилы Пола, поющий бас Билли — всё это я вижу своими глазами. Неужели время остановилось, и я снова в детстве? Два лучших инструменталиста не только наслаждались игрой на своих электрических гитарах, но и мастерски выполняли функции бэк-вокалистов.
Из новейшего альбома 2014 года на московском концерте музыканты сыграли «Gotta Love The Ride», «I Forget to Breathe», «The Monster in Me», «East/West» и «Fragile». Исполнив первые четыре композиции и устроив двухминутную гитарно-басовую «дуэль», группа дала понять, кто главный на этом празднике. И тут Билли Шиэн объявил Пэта Торпи. Пэт вышел на сцену. Это было неожиданно. В этот миг я подумала, что всё-таки я не совсем слепая, и что наконец-то будет настоящий сейшн, так как Mr. Big теперь — точно Mr. Big! Но… Оказалось, что рядом с основной барабанной установкой стояла покрытая чёрной материей ещё одна… вернее, не установка, а перкуссионная группа — несколько барабанов. Вот туда и отправился Пэт Торпи. Он взял бубен, и стало ясно, что Пэт вышел, только чтобы хоть так побыть частью Mr. Big. Он вышел к нам, к зрителям, как и было обещано в анонсах. Пэт улыбался и приветствовал поклонников, но было видно, что ему тяжело. И вот в таком составе – составе квинтета – группа заиграла «Alive And Kickin’». Я смотрела на музыкантов и понимала, что в таком виде — всех вместе на сцене — я вижу их в последний раз. Звучала бодрая, ритмичная композиция, но я ничего не могла поделать – слёзы полились ручьём. Так больно было это осознавать, и так жаль было Пэта… По-моему, в зале была такая же реакция — какой-то столбняк напал на всех. Зал тихо прослушал половину песни, словно это не рок-шоу, а концерт классической музыки в консерватории. И только после того, как Эрик попросил народ хлопать, зал снова вышел из транса и вернулся в прежнее светло-позитивное состояние. Пэт мужественно отстучал ещё три композиции – «I Forget to Breathe», «Take Cover», «Green-Tinted Sixties Mind», — и незаметно ушел со сцены.
Он ещё возвращался к нам. Торпи вышел на сцену во время исполнения всеми любимой «Wild World» (кавер Кэта Стивенса). Эрик Мартин взял в руки гитару, и они стояли вчетвером — живые легенды. Было потрясающе, светло, радостно и грустно одновременно. Затем, опять в виде квинтета, была сыграна красивая и грустная баллада «East/West», которую написал Пэт Торпи для нового альбома. Она отразила всю суть момента. Слова песни о том, что года летят так быстро, что сегодняшний день — уже в прошлом, не могли не тронуть даже самое чёрствое сердце. Я снова плакала. Хотелось, чтобы время всё же остановилось.
Может быть, я сентиментальна, а может быть, именно в такие мгновения понимаешь, как коротка жизнь, как нужно ценить каждый миг, делать то, к чему лежит сердце именно сейчас, сию минуту, не откладывать на завтра, не ждать лучшей погоды и лучших дней, говорить вслух то, что, действительно, необходимо сказать. Ведь потом может быть поздно, а завтра может не наступить.
Наконец Пэт сел за установку сам — в спокойных «Just Take My Heart» и «Fragile», а также в самом финале концерта – кавере Free «Mr. Big». Он достойно отыграл их, но было видно, что ему нелегко. Когда Эрик подходил к ударным, пытаясь подбодрить товарища, Пэт улыбался. Какой силой духа надо обладать, чтобы ещё улыбаться, и вообще держаться на плаву?
Пэт – боец. Это он доказал нам ещё раз, выступив в роли вокалиста в кавер Judas Priest «Living After Midnight». Это был весёлый номер, в котором музыканты поменялись местами – место за ударными занял Пол Гилберт, соло-гитаристом заделался Билли Шиэн, Эрик Мартин взялся за бас, Пэт Торпи, как уже говорилось, стал вокалистом, а новоиспечённый барабанщик группы Мэтт Старр был на ритм-гитаре. Мэтт вышел в шапке-ушанке. Как оказалось позже, 25 октября новичок отмечал свой день рождения. Получилось весело! Пол и Билли оказались мультиинструменталистами. Партии ударных и соло-гитары в их исполнении были просто превосходными. Эрик и здесь проявил себя «настоящим вокалистом», у которого в голове — одни резонаторы. Он начал играть на выключенном басу и играл так, пока Билли не отвернул ему ручки звука. Но и этого оказалось мало Эрику! Попробовав играть пальцами, в середине песни он решил поменять манеру игры и взял медиатор. В общем, единственным отвлекающим от грустных мыслей моментом концерта было исполнение этого кавера. Пэт в роли вокалиста чувствовал себя довольно уверенно и смотрелся очень органично. В этот момент подумалось: а не поменять ли ему занятие, не стать ли певцом? Ведь так отлично всё получилось!
Столь же светлым моментом было восьмиминутное соло Билли, которое предваряло «Addicted to That Rush». Я люблю, как звучит бас Билли. Мне нравится этот звук. Его бас поёт, как будто это струнно-смычковый инструмент и фортепиано с его полифоническим изложением одновременно. Не верится, что звучит один инструмент, а не ансамбль. Порадовала тема «Прогулки» из «Картинок с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. Спасибо, Билли, что не забываешь русскую классику!
Да, и вообще, Билли остался самым неизменным из всех участников Mr. Big. Такое ощущение, что время для него остановилось, и это здорово.
Пол и Эрик – конечно, тоже молодцы. Пол «поливал» на гитаре с такой скоростью, что гонщики «Формулы-1» просто отдыхают. И это не бездумные запилы, всё было чётко и уместно, и, казалось, очень легко. Эрик – без его тембра Mr. Big был бы совсем не Mr. Big. Голос Эрика остался таким же легко узнаваемым, чистым и прекрасным.
Музыканты квинтетом исполнили и вторую свою легендарную балладу «To Be With You». Это было великолепно.
Замечательный и грустный концерт потрясающей американкой группы. После того, как музыканты отыграли сет, зазвучала незабвенная «Show Must Go On». «А будет ли шоу ещё раз?” – стучало у меня в голове. Казалось, этот вопрос так и повис в воздухе. Публика долго не расходилась.
Так хочется верить в то, что чудеса случаются. Ведь именно чудо привело меня на концерт культовой группы из моего детства. Я и предположить не могла, что когда-нибудь парни из видеоклипов канала MTV будут играть в далекой и холодной России. Что после распада в 2002 году они возродятся в первоначальном составе и приедут в Россию ещё не однажды. Чудо случилось. Хочется верить, что на этом волшебство не закончится. И что герой концерта и всего тура Пэт Торпи сможет справиться с болезнью, как это сделал американский актёр Майкл Дж. Фокс, и мы снова увидим рок-бэнд именно в том составе, в котором Мистер Большой завоевал свою популярность ещё в прошлом столетии.
Сетлист: Daddy, Brother, Lover, Little Boy (The Electric Drill Song), Gotta Love the Ride, American Beauty, Undertow, Guitar/Bass Duel, Alive And Kickin’, I Forget to Breathe, Take Cover, Green-Tinted Sixties Mind, Out of the Underground, Guitar Solo (Paul Gilbert), The Monster in Me, Rock’n’Roll Over, As Far As I Can See, Wild World (Cat Stevens cover), East/West, Just Take My Heart*, Fragile*, Around the World, Bass Solo (Billy Sheehan), Addicted To That Rush. Encore: To Be With You, Colorado Bulldog, Living After Midnight (Judas Priest cover), Mr. Big (Free cover)* [*] Пэт Торпи за ударными.
Юлия КАЛАШНИКОВA
Фото – Катерина МЕЖЕКОВА
Благодарим Игоря Полякова (JC Sound) за аккредитацию.