Виталий Дубинин («Ария»): Чтобы голос проснулся
Декабрь 8, 2021
Татьяна Винокурова (8 статей)
Поделиться

Виталий Дубинин («Ария»): Чтобы голос проснулся

Виталий Дубинин – композитор, бас-гитарист и бэк-вокалист группы «Ария» – 26 ноября 2021 года представил публике песню «Русский сон», первую со своего сольного альбома. Будучи очень увлеченным и многогранным человеком, Виталий постоянно пробует себя в самых неожиданных сферах – от ведения кулинарного блога до пилотирования самолёта. Разные стихии, разные впечатления и эмоции вдохновляют на разную музыку.

Для поклонников сольный сингл Дубинина стал не сюрпризом, а давно и сильно ожидаемым событием. Разговоры о том, что у Виталия есть материал для сайд-проекта, шли уже давно. Так, на «Квартирнике у Маргулиса» в ноябре 2019 года Виталий исполнил отрывок своей композиции «Бабы, бабы», и Маргарита Пушкина заметила, что у него имеется чуть ли не целый альбом произведений с текстами её авторства, незаписанный и неизвестный публике. Время от времени разговоры о сольном проекте возникали снова, и в предновогоднем выпуске своего блога 30 декабря 2020 года Виталий сказал: «Желание записать альбом есть, может быть, и не в таком стиле, как «Бабы, бабы»… Думаю, что в будущем году я вплотную возьмусь за это».
5 февраля 2021 года Виталий Дубинин и Сергей Маврин представили публике совместный релиз «Герой асфальта-2021» – балладное переосмысление арийского хита с повзрослевшим и многое повидавшим, уставшим от безысходной реальности героем. Многие слушатели восприняли этот трек как провозвестник сольного альбома Виталия. Атмосфера догадок сгущалась, и бесспорным казался лишь тот факт, что в записи сольника обязательно примет участие Сергей Маврин. Предположения же о стилистике грядущего альбома в большинстве своём сводились к тому, что Виталий сделает нечто в духе проекта «АвАрия» (Виталий Дубинин / Владимир Холстинин, 1997).
«Русский сон», уже официально объявленный как сингл к сольному альбому, произвел впечатление на публику и сумел удивить. Презентация прошла в два этапа – сначала появилась сама песня, а через несколько часов состоялась премьера клипа. Причём сразу привлекло внимание всё – звучание, состав участников, тематика текста, наконец, само название, метафоричное и неоднозначное. Обратили на себя внимание «тяжелое» звучание композиции, но при этом выразительная мелодия, яркий ведущий рифф, мощный бас со слайдами, проникновенное соло, органичный и эмоциональный вокал. В сингле действительно принял участие Сергей Маврин, а также лидер группы «Гран-КуражЪ» Михаил Бугаев (который был приглашен Виталием как постоянный партнер в его проект) и барабанщик Закк Хемма, известный по «Оргии Праведников» и участвовавший во многих других проектах, в том числе игравший на записи альбома «Гран-КуражЪ» “Эпохи, герои и судьбы”. Кстати, под впечатлением от этого сотрудничества Михаил и предложил Виталию кандидатуру барабанщика. Несколько дней пользователи обсуждали в соцсетях текст песни – многоплановый, наполненный символами и иносказаниями, так что Маргарита Пушкина, его автор, даже сделала на своей странице во «Вконтакте» отдельное обсуждение, где помогла слушателям понять основные литературные отсылки и смысловые загадки.

Видеоряд клипа, снятого режиссером Сергеем Шубиным, стал выразительной иллюстрацией к тексту песни. Ангел среди русских просторов, свод-купол из языческих рун над музыкантами, Москва-сити – выразительные символы, каждый из которых раскрывает одну из граней названия «Русский сон». Через пару дней после релиза Виталий на своих официальных интернет-ресурсах в общих чертах рассказал об истории создания сингла и о том, что ждет слушателей на его сольном альбоме, который должен выйти весной 2022 года.
Конечно, эта информация только разожгла интерес к проекту. Разумеется, раньше времени всех секретов музыканты нам не раскроют, но мне все же удалось побеседовать с Виталием и задать ему несколько вопросов о сингле, об альбоме, о технологии записи, о творчестве и даже немного – о философии.

Рассказывая об истории сингла, вы отметили, что текст был написан Маргаритой Пушкиной ещё в 2009 году, музыка появилась лишь пару лет спустя, а к записи вы решили приступить совсем недавно. Что чувствуешь, когда решаешь «вывести в люди» так давно написанную песню? Не хочется ли её существенно переделать, видоизменить?
В ситуации с этой песней такого мне делать не хотелось, всё было, как мне кажется, на месте.

Вы упомянули, что перед записью уже вместе с Михаилом Бугаевым «довели до ума» свои демо-версии. Насколько сильные изменения они претерпели?
Да, мы внесли изменения в демо, и песня зазвучала по-другому, лучше, хотя бы потому, что Михаил лучше меня играет на гитаре! (Улыбается.) И, помимо основных риффов, он, конечно, разукрасил демо своими гитарными партиями. К основной клавишной теме, которая звучит в проигрышах, добавились ещё клавишные партии, появилось вступление. А что касается мелодии, гармонии и формы песни, всё это осталось без изменений.

Как вы готовились к записи сингла в плане вокала, занимались ли какими-либо упражнениями, распевками? Вы не раз говорили, что достаточно скромно оцениваете свои вокальные данные. Были ли опасения не справиться?
Я продолжаю их так оценивать. Но, поскольку мелодия была написана мной самим, я мог оценить, смогу это спеть или нет. Ну, а что касается пения в принципе, то я, в общем, и не забывал, как это делается, ведь я постоянно пою на концертах как бэк-вокалист. Но перед записью я, конечно, распевался, делал какие-то вокальные упражнения, чтобы голос «проснулся».

«Русский сон» ставит серьёзные социально-философские вопросы, и не обобщенные, а связанные конкретно с нашей страной.
Честно говоря, я удивлён, что многие так восприняли текст. Кто-то усмотрел размышления и вопросы о нелёгкой судьбе России, кто-то – отсылки к православию и прочее. Лично я ничего такого в нём не увидел. Могу дать совет – поменяйте слово «сон» на слово «душа», и сразу станет понятно, о чём эта песня – о загадочной русской душе, о её двойственности или, если хотите, дуализме. Да, в тексте есть метафоры, отсылки к русской классике, но это не является самоцелью, а сделано для того, чтобы показать более художественно или более поэтично эту загадку, это непостоянство русской души. И «отстранённость колоколен», которые стоят не одну сотню лет и наблюдают за всем свысока, лишь показывает, что так было всегда и так будет…

Это задумка лишь автора текста, Маргариты Пушкиной, или ваше желание высказаться по этой теме тоже?
Конечно, это задумка Маргариты, я лишь переложил стихи на музыку.

Слышала мнение, что музыкант должен абстрагироваться от повседневного, и если и говорить о проблемах, то «в общем», без привязки к историческому и национальному контексту – так этичнее и безопаснее. А как вы относитесь к тому, чтобы поднимать в песнях острые, злободневные проблемы?
Я отношусь к этому нормально, если это сделано интересно и талантливо, пусть и «на злобу дня», лишь бы не в угоду кому-то. Для меня «Imagine» – прекрасный пример того, какой замечательной может быть песня с социальным подтекстом.

Слушатели отметили подчеркнутую мелодичность, напевность вашего сингла, и вы сами сказали о его романсовой составляющей. Часто говорят, что в тяжелой музыке в основе всего супертехника, а мелодия может быть почти не выражена. А на ваш взгляд?
Для меня мелодия первична всегда! Я не слышал хороших песен с плохой мелодией, для меня они относятся к разряду плохих. И необязательно мелодия должна быть «распевной», кантиленной, она может быть, наоборот, резкой, построенной на диссонансах. Главное, чтобы она была красивой и интересной. Я не отрицаю техничные партии, я лишь говорю: чтобы стать красивой, песня необязательно должна иметь супернавороченный инструментал.

Вы сказали, что по синглу «Русский сон» можно составить представление о грядущем альбоме. Значит, можно говорить о некой единой стилистике. Как она сложилась из песен, созданных в разные периоды творчества, порой с большими временны́ми промежутками?
О единой стилистике говорить можно, но не о концепции, конечно. Во-первых, я сразу решил, что альбом будет тяжёлый, поэтому и песни туда подбирал соответствующие. А во-вторых, аранжировки к ним сделаны в едином ключе или, можно сказать, в едином стиле – тяжёлые гитары, бас и барабаны – впереди, и ещё клавиши. Поэтому песни, написанные в разное время, не сильно отличаются друг от друга в плане общего звучания.

Известно, что несколько композиций, которые войдут в сольный альбом, вы написали в соавторстве с Михаилом Бугаевым. На каком этапе появилась такая идея, какое впечатление от совместной композиторской работы?
Впечатления очень хорошие — будто я вернулся лет на 30 назад. Работали мы с большим, не побоюсь этого слова, энтузиазмом и энергией, буквально бомбардируя друг друга демками и набросками, благо свободного времени во время пандемии было больше, чем обычно. Когда приступили к аранжировке очередной песни, Миша предложил очень интересный инструментальный кусок, который предполагалось сделать подкладом к соло. Я сказал, что он настолько яркий, что вполне тянет на гармонию куплета или припева для совершенно новой песни. На следующий день прислал ему этот кусок с мелодией припева, ещё через день – Миша мне присылает куплет! Дальше продолжили обмениваться мыслями, музыкальными фрагментами, выстраивали песню по форме и весьма быстро достигли конечного результата, который нам очень понравился. Самое интересное, что наши музыкальные взгляды совпали если не на 100%, то очень сильно. Вот таким образом параллельно с аранжировками моих демо мы писали совершенно новые песни, причём все они были закончены достаточно быстро.

Вы рассказывали, что при написании песен обычно предполагаете, какая из них станет хитом, а какая не особо будет замечена слушателями. Есть ли такие догадки насчёт сольного альбома? Вообще, по реакции публики на сингл можете ли уже предположить, как будет воспринят альбом целиком?
Я говорю обычно в том ключе, что предполагаешь или делаешь ставку на одну песню, а «выстреливает» – по крайней мере, так бывает очень часто – другая. И думаю, что с сольным альбомом всё произойдёт так же. Я, честно говоря, очень удивлён и обрадован такой хорошей реакцией на «Русский сон», для меня она лишний раз подтверждает то, что я сказал выше. Хочется надеяться, что и альбом примут так же хорошо, как и сингл.

Будут ли на альбоме коллаборации по вокальной части, скажем, дуэт с Михаилом Житняковым или кем-либо ещё из вокалистов, с которыми вы работали вместе?
Честно говоря, не думал об этом. Я представляю этот альбом камерным, что ли, записанным одним составом музыкантов, а не с кучей приглашенных исполнителей, и, хоть сейчас время совместных проектов, мне это как-то не близко… Я прежде всего решил, что буду петь сам, что делаю это в первую очередь для себя, а не с коммерческой целью. В процессе работы концепция слегка поменялась – помимо вещей, написанных давно, появились совершенно новые, и если я о ком-то думал, как о приглашенном вокалисте, то это о Мише Житнякове. Но мне кажется, если бы он участвовал в моём альбоме, это выглядело бы некрасиво по отношению к другим участникам «Арии».

Приоткройте секрет: какие ещё темы будут затронуты на альбоме? Ждать ли, например, традиционной для хэви мистики, или, может быть, социально-политических вопросов?
Ну, все секреты раскрывать не хочется, могу лишь сказать в общих чертах, что мистика вроде бы есть, и социальные темы тоже, а вот социально-политических не будет (улыбается).

Если говорить об инструментальной составляющей, было ли у вас стремление экспериментировать? Можно ли ожидать, скажем, появления клавишных, духовых инструментов?
Наcчёт духовых – думал вставить флейту в одну из песен, но до сих пор окончательно не решил. Хотя – какой это эксперимент… Клавиши будут, да, и больше, чем обычно в моих песнях.

Сейчас, когда сингл уже вышел, и на подходе альбом, что для вас важнее – реакция публики или сам факт, что наконец сделано то, что вы так долго хотели сделать? И в целом, насколько мнение слушателей способно повлиять на то, что вы делаете?
Для меня важно сделать песни максимально честно, чтобы они нравились в первую очередь мне. Конечно, приятно, когда то, что ты делаешь, находит отклик у слушателей, но это не влияет на конечный результат, ведь он появляется до того, как песни услышат другие. Момент выхода песни или альбома всегда волнителен, и, в любом случае, получать положительные отзывы приятнее, чем отрицательные!

***

Очень интересно узнавать с новой стороны музыканта, за деятельностью которого следишь много лет. Всегда хочется увидеть, какие ещё грани творчества он таит, и, когда это происходит, то становится откровением. Сольный альбом Виталия Дубинина, независимо от коммерческого успеха или одобрения публикой, станет важной вехой в его творческой биографии. А мы пожелаем ему успехов и будем ждать релиза!

Татьяна ВИНОКУРОВА
Фото: Елена Матвеенко, Алексей Ун.

Татьяна Винокурова

Татьяна Винокурова