Zu: Камни в городе
Октябрь 3, 2019
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Zu: Камни в городе

«Теперь во всяких думах и дэтах мне будет не хватать джаза», – такие слова можно было прочесть в соцсетях после московского концерта итальянских авант-прогстеров Zu. Группа из Рима приехала в московский клуб «Город», чтобы полностью сыграть материал альбома десятилетней давности «Carboniferous», что переводится как «Каменноугольный период», и… простите за банальность, отожгла так, что только угольки светились.

Если спросить у поклонников, выяснится, что Zu уже играли в России как минимум раза три – первый раз в начале 2000-х, последний – году в 2013-м. Уточнить эти данные не удалось, по крайней мере, московские концерты были в клубе «Дом», цитадели экспериментальной музыки в столице, а один из питерских, на котором посчастливилось быть автору, состоялся на фестивале СКИФ-2008 в кинотеатре «Прибой», и это выступление по-настоящему потрясло. Кстати, альбом «Carboniferous» тогда ещё не вышел, что играли итальянцы, уже не вспомнить, но это было не менее сильно. Баритон-саксофон, бас-гитара и ударные (Люка Ти Маи, Массимо Пуппило и Якопо Баталья соответственно) создавали звук, по плотности не уступающий экстремальному металлу, а лаконичные риффы и изощрённые ритмические рисунки формировали ощущение этакой апокалиптической пляски… и многие ухитрялись танцевать! С тех пор группа записала ещё дисков пять, «поколлаборировала» с известными авангардными персонажами – от Майка Паттона до Дэвида Тибета из Current 93, успел уйти и вернуться барабанщик, присоединился новичок-гитарист Стефано Пилья (раньше считалось, что гитара в составе не нужна), но по прошествии лет альбом «Carboniferous» так и остался для Zu самым значительным достижением. По крайней мере, с точки зрения известности – он выходил на лейбле Майка Паттона Ipecac, и сам Майк «освятил» запись парой своих вокализов. Поэтому группа решила отметить 10-летие выхода диска туром, в котором играла материал целиком, пусть и немного в ином порядке, час и пять минут, все десять композиций и ничего кроме них. Чем, возможно, огорчила самых своих заядлых фанатов, которые ждали новинок…

Вопрос, было ли их в зале большинство или нет. Если раньше гастроли Zu организовывали промоутеры авант-джазового толка, и выступали итальянцы на соответствующих площадках, то теперь за это дело взялись Delta Mekong Concerts, чей основной профиль – металл, а клуб «Город» (один из тех вечных путешественников, что раз в пару лет меняет адрес, оказываясь на месте какого-нибудь другого клуба, так, на прошлом его месте близ «Бауманской» теперь клуб «Москва Hall», бывший когда-то на «Белорусской», а в нынешней локации «Города» у «Менделеевской» раньше был клуб «Лес», этакая нехитрая игра в салочки) для авант-джазовой публики – место непривычное. Но, кажется, организаторы не прогадали – в зале узнавались и завсегдатаи «Дома», и те, кого там едва ли увидишь, молодое поколение «стоунерщиков» и «мат-рокеров». Надеюсь, по итогам у итальянцев в России фэнов поприбавилось.

Публику довольно долго готовили – из динамиков доносился различный глитч и брейкбит, потом особо громкая шумовая композиция плавно переросла во вступление к “Chtonian” – название говорит само за себя. Примоченный рёв саксофона, гудение баса, топотание ударных… Тут надо подчеркнуть, что композиции Zu – это не какое-то фриджазовое буйство, которое рождается у вас на глазах. Здесь всё расписано, рассчитано, выверено до миллисекунды, да и трудно представить, что такую музыку с обилием ритмических и «сюжетных» поворотов можно сымпровизировать прямо на месте. Гитарист – нельзя сказать, что он как-то поднял группу на новые высоты, но и не испортил тоже, хотя по прошлому концерту помнилось ощущение этакой парадоксальной лёгкости, здесь оно улетучилось. Звучание стало вязким, «грузным», даже несколько панковским. Хотя что удивляться – пишут, что музыканты Zu вышли из панк-хардкор-сцены (в сочетании с музыкой для театра – но речь сейчас не о том).

Такие выступления, когда всё происходит рядом, чуть ли не на расстоянии вытянутой руки, дают возможность наконец узнать, «как это делается», как именно Zu конструируют свою стену звука. «Вот, например, это залихватская партия в “Ostia” играется басовыми флажолетами у подставки в темпе presto, – замечает Елена Савицкая. – Что-то такое я подозревала, конечно, но лучше один раз увидеть…»
Интересно было видеть и то, как в композиции «Orc» Zu играют, вообще не задействуя инструменты – просто басист и гитарист, присев, «колдуют» над своими рядами примочек, извлекая звуки… чем? Зарядом электричества? И показалось даже, что возникла эта композиция вообще как техническая проблема, гитарист подзывал звукорежиссёра, они вместе старались что-то исправить, а потом… началась музыка. И захватила весь зал.

Концерты музыки такой интенсивности, как правило, коротки – будь то хоть Zu, хоть Animals As Leaders… Час – и вот уже музыканты уходят куда-то в дверку за сценой. Похлопали-потопали – и вот они на сцене вновь. «Есть тут кто из Италии?» – спрашивает барабанщик Якопо Баталья (в этот день весь конферанс был за ним). Хайрастый юноша из середины зала тянет руку. «Откуда?» «Torino!» Тут к парню бросается девушка из первых рядов: «Массимо, привет!» Мол, нашлись наконец! Дальше Якопо просит публику, как считать по-русски на четыре четверти. «Раз, два, три, четыре…» – повторяет публика. Он пытается уловить на слух, получается не совсем, да и не очень это нужно, ритм – штука интернациональная. А завершился концерт совсем уж нетрадиционно – сразу после последних звуков «Mimosa Hostilis» без паузы и на той же громкости зазвучало что-то панковское. (Даже известно, что: «Do They Owe Us A Living» британской панк-группы Crass. Спасибо «Шазаму», — прим. авт.) Итальянцы пожимали руки фэнам в передних рядах, а те, кто был дальше, собранно и деловито проследовали на выход. Концерт удался, «Carboniferous» живьём услышали, и хорошо бы увидеть героев из Рима ещё раз уже с чем-то новым.

Сет-лист: Chtonian, Beata Viscera, Carbon, Soulympics, Axion, Erinys, Ostia, Orc, Obsidian, Mimosa Hostilis.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Олега Коленду (Delta Mekong Concerts) за аккредитацию.
Полная фотогалерея с концерта — 


и https://vk.com/album2483887_265629879

Общее впечатление

20 сентября 2019 г.
Москва, клуб "Город"
Delta Mekong Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер