Baraka «Zarathushtra Mantras» (2017)
Группа «Барака» из Латвии, видимо, взяла обязательство объехать в поисках любимой музыки всю Среднюю Азию. Вслед за Памиром и Таджикистаном рижане теперь совершают музыкальную экспедицию в Персию. «Мантры Заратустры» – погружение в тексты древней восточной религии, подзвученные виртуозным этно-фьюжном. Основателя зороастризма не раз вспоминали музыканты – Вольфганг Моцарт, Рихард Штраус, а за ним Эумир Деодато, но прибалты делают это, не обращаясь к старым нотам – у них и своих в достатке. Baraka выражается в броском стиле, раскрашенном россыпью перкуссии и бархатными гулами чепмен-стика. Как удаётся делать неторопливую и умную минималистичную музыку для оркестра в полтора десятка музыкантов, большинство из которых солирует, но никто не «перетягивает одеяло» на себя – большая прибалтийская тайна.
Мантры, древнейшие молитвы о защите и покровительстве высших сил, предполагают неторопливое чтение метафизического текста без игры интонаций или вспышек эмоций. Альбом в целом – скорее коллекция блестящих аранжировок, мастерской игры на инструментах, чем подборка удивительных мелодий, как было прежде у Baraka. Лаундж присутствует как краска, хотя авестийская религия – не самая мирная и ни разу не расслабленная. Но напряжения не возникает, бархатно дрожащий шершавый звук бас-кларнета Дениса Пашкевича оказываеся главным носителем «таинственного». Внимательно слушаем также стик и бас Девики Евсиковой – нижний регистр саунда альбома выдержан и выпукл. Даже захотелось переслушать «королей» басовых аккордов и низших чакр, что-нибудь типа Supermax или Massive Attack…
Мистические молитвы звучат у Baraka особенно и неожиданно. Особое место тут занимает священник зороастрийской общины Европы Мобед Камран Джамшиди – он поёт на авестийском вместе с Девикой, иранка Иран Рияхи – на персидском, Зарина Таджибаева из Таджикистана – на таджикском. Группа идёт на много шагов впереди музыкальной поп-тусовки, объединяя музыку разных эпох и континентов в комфортно звучащий для любого менталитета стиль, сводя разные эстетики к одной, общей для всех цивилизаций. Конечно, кто-то справедливо захочет более духовного отношения к древнему культу, но можно с уверенностью сказать, что в работе Baraka нет пошлости и нелепости, она получилась гармоничной и умной.
ethno fusion 7/10
Sketis Music
Рецензия опубликована в InRock #83