Anoushka Shankar «Traces Of You» (2013)
Май 10, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Anoushka Shankar «Traces Of You» (2013)

ethno fusion 9/10
Deutsche Grammophon GmbH

Всё во Вселенной оставляет свой след. Эта мысль заявлена как главная на новом альбоме удивительной индийской девушки, играющей на большом ситаре. Дело, конечно, не только в инструменте, хотя девушка с ситаром смотрится не так, как, допустим, с бас-гитарой. Но ведь и в душе у Анушки Шанкар играет особенный инструмент. Ее настрой создается индийской кровью, западным менталитетом и, конечно, генами. Отец артистки – великий музыкант, легендарный Рави Шанкар. Анушка начал изучать ситар с отцом в девять лет. «Traces Of You» – первый альбом, записанный ею уже после его смерти. Еще, говоря о родственных связях, нельзя не вспомнить про ее сводную сестру – прекрасную певицу Нору Джонс, которая поет на первой вещи записи «The Sun Won’t Set» и на последней «Unsaid».
Открывающая вещь стала синглом к альбому. За ней идет самая прогрессивно-индийская, бодро журчащая «River Pulse» – поклон продюсера отцу Анушки – гитарно-ситарный дуэт, плюс ударные и виолончель, на которой играет сама Шанкар. На «Traces Of You» сошлись три любви – к отцу, к мужу и к сыну. Тут рецензию надо бы закончить, но, всё же, отметим и некоторые детали.
То, что альбом записан на крупнейшем и престижнейшем академическом лейбле, во многом определяет его место и требования к музыке. Диск полистиличен и даже полиэтничен – баланс между культурами каждый раз оказывается идеальным. В этом направлении уже двигались недавние альбомы Анушки – «Breathing Under Water» (2007) с интереснейшим индийским-американским музыкантом Каршем Кале (Karsh Kale); «Traveller» (2011), полистиличный релиз с участием Рави Шанкара, Стинга и Норы Джонс, великолепно объединивший индийскую традицию и фламенко-фьюжн. По словам исполнительницы, она превратила испанскую страсть в индийскую духовность. В этом ряду и «Symphony» (2012) – симфония Рави Шанкаара, впервые записанная с Лондонским Филармоническим оркестром – свидетельство уровня подготовки молодой солистки.
Для нас более привычно движение от европейской основы к другим культурам. Анушка Шанкар же идет в обратную сторону, она делает музыку, понятную для «атлантического» восприятия, не особо привлекая англосаксонских музыкантов. Ей чаще всего помогали и помогают этнически и духовно близкие, понятные друг другу люди. Традиция для них остается главной, и они дарят ее другим.
Мир является иллюзией – говорит индийская философия. Но есть творчество, правда и любовь – справедливо продолжает эту мысль Анушка. Она так по-женски и так по-индийски не стесняется осмысливать свою музыку, говоря равно про Шиву, и про Парвати, и про сексуальное насилие. Древность и реальность сплетены у нее, как и должно быть в настоящей культуре, и она несет это чудо в современный поп-мир, делает его богаче.

Владимир Импалер

Владимир Импалер