НОМ «Семеро смертных» (2014)
Март 27, 2015
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

НОМ «Семеро смертных» (2014)

rock 10/10
«Союз Мьюзик»

«Запасайтесь, дьяволы, гробами!», – предупреждают слушателей некоронованные короли Санкт-Петербурга. На сей раз они предстают в образе артистов загробного цирка, в своем фрик-шоу повествующих о семи смертных грехах. И развлекают со всей своей фирменной дури. Сначала смешно, но стоит задуматься – становится страшно. Герои сатирических песен по-прежнему разговаривают на характерном номовском языке, которому впору придется термин «номояз». А уж что касается музыки – тут вновь взрывная смесь кабаре, фанк-, хард- и панк-рока. Предваряет альбом, подобно цирковому параду-алле, интро «Грехи наши тяжкие». Поскольку цирк загробный, то в какой-то момент торжественность двухминутного пролога становится инфернальной. Далее – семь композиций, каждая из которых посвящена героям с ярко выраженной природой тех самых семи грехов. Особо выделяются на альбоме три трека, по уровню хитовости не уступающие «Насекомым» или «Хору затейников из кондукторского резерва». «2700» (третий трек – про жадность) в куплете движется медленным вальсом, а в припеве резко становится грайндкоровым рубиловом. «Вкус алкоголя во рту (гортанобесие)» – неторопливо-размеренный эпик продолжительностью семь с половиной минут. Несмотря на длительность – пролетает на одном дыхании.
Наповал сражает финал, обнажающий сущность лирического героя пьесы. Последней иллюстрацией грехов в трек-листе служит «В небо по трубе» (кавер на песню «Гражданской обороны», оригинальное название которой не приводится по этическим соображениям, посвящён унынию). Но на этом альбом не завершается. Еще одним суперхитом (точнее – настоящим гимном!) можно назвать его эпилог – «Гнидой не будь». Вокальные партии в нём исполняют несколько человек: штатный оформитель и отчасти автор текстов Николай Копейкин, пару дисков назад появившаяся в составе группы Варвара Зверькова, один из регулярных вокалистов, бас женевской Гранд Опера Александр Ливер и… музыкальный критик Артемий Троицкий. Помимо них в этом же треке спел москвич Михаил Елизаров. Несколько лет назад он поучаствовал в юбилейном трибьюте «НОМу» с романсом «Жирные пальцы». Однако эпилогом «Семеро смертных» тоже не заканчиваются. Точку в альбоме ставит постскриптум «Jedem das seine», текст которого написал Елизаров.
Остальные композиции по мере погружения в них не менее интересны. Здесь есть занимательные моменты, отсылающие к собственным и чужим цитатам. Фраза «Посмотрим, как вы тут без меня», произнесённая во «Введении» в альбом «Сенька-Мосг/хаз» (1994) Иваном Туристом, «доросла» до рефрена в песне «Барсук» (зависть). Возможно, это пожелание (по-номовски) счастливого творческого пути Юрию Салтыкову. Или над альбомом не работавшему Ивану Туристу, бывшему шоумену с «правом голоса», который ушел из «НОМа» в театр и кино. «Семеро смертных» – первый за много лет альбом, записанный в крупной студии. Остальные, по признанию музыкантов, были сделаны «на коленках». Средства на запись были собраны краудфандингом. Саунд «Семерых смертных» действительно отличает сочная и даже (выражаясь «номоязом») жирная звуковая картинка.

Метки CD/DVD, rock, Soyuz Music, НОМ
Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев