Ayreon «The Theory Of Everything» (2CD, 2013)
progressive rock 9/10
InsideOut
Вот! Вот же она – настоящая и, самое главное, удачная метал-опера! Ни Даниэле Ливерани со своим «Genius», ни даже Тобиас Заммет и близко не подобрались к тому, что сделал Арьен Лукассен на восьмом по счету студийном релизе своего проекта. Голландец не ставит на своих дисках уже скомпрометировавший себя ярлык «метал-опера», но по сути именно ее Арьен и записал.
Как всегда, распыляться по мелочам Лукассен не стал, и вместе со своей музой, гитаристкой Лори Линструт, написал либретто, суть которого – в поисках «теории всего», уравнения, которое бы «полностью объяснило и объединило все физические силы вселенной». Над его решением бьются отец и сын. Последний, в либретто названный Вундеркиндом, с раннего детства страдает от навязчивых видений цифр, уравнений, теорем, и посему является почти полным аутистом. Понятно, что потом «гадкий утенок» превращается в прекрасного лебедя, но лишь перед тем, как трагически погибнуть. Поэтому Вундеркинд очень напоминает Томми из хрестоматийной рок-оперы The Who. Но у лукассеновского персонажа есть своя привлекательность и своеобразие, да и история в целом достаточно оригинальна.
Было бы странным, если бы новый альбом Ayreon не пестрел, как и предшественники, россыпью звезд. Прежде всего это касается инструменталистов. Лукассен привлек целое созвездие корифеев клавиш: Кит Эмерсон, Рик Уэйкман, Джордан Рудесс. Они, хоть и сыграли по одному-два соло каждый, заметно обогатили общую палитру картины. Гитарист Стив Хаккет также отметился всего на одной песне, зато Трой Донокли (с недавних пор – полноправный член Nightwish) записал ирландские волынки на целой трети композиций. Вообще, «The Theory Of Everything» щедро приправлена множеством далеко не металлических инструментов – скрипок, флейт, виолончелей, – от чего слушается еще более захватывающе. Что же до вокалистов, то среди них как ветераны вроде Джона Уэттона (Психиатр), так и деятели помоложе в лице Марко Хиеталы (Соперник) и Кристины Скаббиа (Мать). Их исполнение, как, кстати, и пение не столь известных Томми Каревика (Вундеркинд), Джея Би Кристофферсона (Учитель) и Майкла Миллза (Отец) – на очень высоком уровне. Музыка же альбома эклектична, но, вместе с тем, стремится к чему-то среднему между классикой прог-рока середины 70-х и последним альбомом Nightwish, что, на мой взгляд, совсем неплохо. А что же «уравнение всего»? Нашли? Да, но… Читайте буклет до конца, наслаждайтесь музыкой и пением, а теориям иногда лучше оставаться теориями.