Astma / Meanza «Raw Volumes» (2017)
Сразу ясно, мы – внутри! Вот только непонятно – внутри чего. То ли зависли в каком-то механизме, то ли вписаны в замысловатую электрическую схему. Поясняют ситуацию названия треков, которые ассоциируются то с медициной, то с тригонометрией, а на самом деле взяты из кристаллографии. Слушателю предлагается путешествие внутрь кристалла, в мир очень красивый, но абсолютно негуманный. «Tetragonal» и «Orthorhombic», «Cubic» и «Triclinic» – это полёт по нечеловеческим траекториям, слалом между кристаллическими решётками. Тут свои, совершенно специфические красоты, игры и отражения. Музыка хитра, хотя ясна и точна, она продукт исправного, здорового и спокойного, но «электронного» мозга, а фри-нойзовые игры кажутся внешними возмущениями.
В составе проекта звёздный музыкант-экспериментатор Алексей Борисов (устройства, синтезатор); его постоянный коллаборатор Ольга Носова (ударные, вокал); итальянский клавишник Боб Меанза (электроника, синтезатор). Работали над альбомом в вотчине Меанзы – берлинской Clockbeats Studio. Борисов выпускает немало записей с разными музыкантами в разных издательствах, в том числе на великом лейбле «Самиздат», но все они неизбежно ассоциируются с его знаменитой группой «Ночной проспект». Эта пластинка, выпущенная в Германии, исключением не стала – в некоторых каталогах она проходит как «Ночной Проспект» / Astma & Bob Meanza. Однако когда недавно вышел альбом «Ночного проспекта» «Полиуретан», он стал первым за много лет релизом именно «Проспекта», а другие записи автоматически оказались сайд-проектами.
Граница, где «Проспект», а где нет, может быть понята так. Работы Борисова становятся как бы ветвями, ростками, или, в заданной эстетике – проводами, зондами на начальном, базовом стволе. Ну а центральной идеей становится выражение мира в структурах звука, света, формы, через абстрактные игры контактов и разбегание суетливых электронов, через звон кристаллических решёток. Осознание структуры как образа, сходство и различие в мире сингонии – задача для музыки непривычная, но достойная. Кристалл таинствен, но естественно-гармоничен, в нём явлен образ уравновешенной красоты и особая, инстинктивная эстетика. Даже не будем тут вспоминать экзистенцию алмазов, соляные столпы и «Малахитовую шкатулку» Бажова – человечество всегда создавало мифологию камня, чувствовало волшебство структуры, зов и тайну упорядоченной свободы. Есть, кстати, познавательная фантастико-приключенческая книжка, на несколько другую тему, но с созвучным названием –»Лора. Путешествие в кристалл» Жорж Санд.
Мы, со своей стороны, только рады обоим векторам развития – и индустриально-авангардному осознанию реальности, и концептуальным фри-экспериментам в аудиосферах. Альбом же оказывается… знаковым камнем, отметкой на этом пути.
industrial/electronic
Aut Records