Ascorbic Acid «People» (2016)
Иногда рецепт «Аскорбиновой кислоты» изменяется: к трём «молекулам» присоедияется четвёртая. Придя летом 2015-го на очередной фестиваль «Прогрессия» (как жаль, что, видимо, ушло в небытие и это благородное начинание), автор сих строк был весьма удивлён, узрев квартет вместо трио. Компанию скрипачу Дмитрию Шишкину, бас-гитаристу Сергею Лобджанидзе и барабанщику Сергею Болотину (в процессе записи альбома его сменил Дмитрий Лосев) составил саксофонист с удивительным именем Кришна Радогор. И это очень сказалось на саунде: знакомые композиции заиграли новыми, какими-то необыкновенно яркими красками. Обычно слегка суховатое, с акцентом на виртуозные парии баса и «завихрения» солирующей скрипки звучание стало более размытым, психоделичным и мощным. А контрапункты скрипки и саксофона словно придали музыке дополнительное измерение. Не сказать, однако, что стиль Ascorbic Acid с момента первого релиза радикально изменился – это всё тот же бодрый инструментальный прог-фьюжн. Но за счёт «длящегося», объемного звучания саксофона вся виртуозная сторона ушла на второй план, и это даже к лучшему. Конечно, и здесь много сложных исполнительских элементов, наличествуют флажолеты, слэп и развёрнутые соло шестиструнного баса, скрипичные пассажи и барабанные сбивки. Но лиричности, живости и особенно психоделичности существенно прибавилось. Теперь «Аскорбиновая кислота» куда больше отдаёт далёкими шестидесятыми, чем раньше. Для сравнения стоит послушать подряд две версии композиции «Окно»: впервые эта вещь появилась на дебютном диске «Семь слов» (2013), а в перезаписанном виде вошла в «People». Честно скажу, «улётности» куда больше во втором варианте, переделанном «под саксофон»! Что же касается «Людей», запечатлённых на новом релизе, то остаётся только гадать, откуда тут взялся «Василий Шукшин» с его ироничными перекличками скрипки и сакса, или же хулиганистый «Паук» (не хочется думать, что это кличка), куда идёт летящей походкой грациозная «Maiden» и о чём мечтает загадочный «DOB» («DOB Dream»), чьи размышления внезапно прерываются дикими воплями (это единственный «вокальный» момент на диске). Как и на предыдущем релизе, здесь есть вещь, концептуально основанная на античной мифологии – «Возвращение Одиссея». Эта монументальная заключительная композиция словно проводит нас по разным странам и континентам – тут и чарующий восток, и цыганские напевы скрипки, и «джигитские» дроби барабанов, и унисонная восходящая модально-ладовая тема, определённо напоминающая о King Crimson. И, как и к первому альбому, есть одна, но важная претензия – «живого» драйва группы он всё-таки не передаёт. Возможно, в студии музыкантов ограничивают стены и отсутствие публики, тогда как на концертах, особенно с приходом Кришны, команда раскрывается по полной. Именно так было на февральской презентации альбома в московском клубе «Китайский лётчик». Хочется, чтобы когда-нибудь этот драйв воплотился и в записи!
progressive fusion 8/10
ArtBeat Music
Рецензия опубликована в InRock #79