Алексей Козлов («Арсенал»): Музыкант и президент
Со стороны может показаться совершенно невероятной та кипучая деятельность, которую постоянно ведет выдающийся российский саксофонист Алексей Козлов. Регулярно дает концерты его основной коллектив, «Арсенал», проходит масса других музыкальных акций, организуются творческие встречи, лекции…
В октябре прошлого года вышло в свет двухтомное печатное издание “Джазист”, содержащее и подробную биографию Алексея Козлова, и собрание его рассказов, статей, и исследование о стилях рок-музыки. В этом году, один за другим, были выпущены два новых альбома “Арсенала”, а также совместный альбом Козлова и пианиста Дмитрия Илугдина. (Их концерт-презентация пройдет 17 апреля в киноклубе “Эльдар”). Словом, творческая активность джазового мэтра поражает воображение. Но и это еще не всё, что он делает… Артист, давно уже добившийся народного признания, всегда старался помогать молодым, пока только ищущим свои пути к слушателю, коллегам. В прошлом году начал свою деятельность фонд “ArtBeat”, который взял на себя львиную долю хлопот и ответственности по фестивалю “ИнПрог-2011”. Фонд оказывает реальную поддержку выпускам альбомов прог- и джаз-коллективов, организации их концертов. Президентом и идейным вдохновителем фонда с самого начала стал Алексей Козлов. Недавно музыкант и общественный деятель нашел время в своем плотном графике, чтобы ответить на вопросы “ИнРока” о нынешней карьере и о планах фонда “ArtBeat” на будущее.
Недавно у “Арсенала” вышел альбом “Примирение”. Расскажите, пожалуйста, с кем или чем вы примиряетесь?
Имеется в виду не только мое индивидуальное, внутреннее примирение со всеми видами музыки и религиозными конфессиями, которое, кстати, произошло несколько десятков лет назад, а примирение в глобальном масштабе. Это выражается в обретении способности принимать то, что прежде казалось неприемлемым. В частности, это можно точнее ощутить, прослушав один из треков альбома — “Примирение братьев”. Он посвящен робкой надежде на то, что когда-нибудь всё-таки помирятся евреи и арабы — родственники, двоюродные братья, семиты, люди одной крови.
Ансамбль “Арсенал” выступал в 2004 году на “ИнПроге” с программой арт-роковых каверов. Почему вы ее больше не исполняете? Эта программа себя изжила?
Если вы имеете в виду то, что я сделал с участием певца Каримова, гитаристов Кожина и Пластинкина, то да, изжила. Отчасти потому, что мне надоело играть одно и то же, несмотря на ее популярность у аудитории.
А была ли мысль создать авторскую программу в стиле арт-рок?
Мысль была и остается, но для ее осуществления мне придется подыскать репетиционную базу, подобрать музыкантов, найти финансовую поддержку и полностью переключиться на создание новых композиций. А это означает — на длительное время приостановить деятельность нынешнего “Арсенала”, что невозможно.
Как вы оцениваете состояние современного отечественного прогрессив-рока?
Дать по-настоящему объективную оценку пока не берусь, не имея полной картины состояния это вида музыки в нашей стране. По отдельным, имеющимся у меня сведениям, состояние, с одной стороны — блестящее, если иметь в виду вопросы профессионализма и самобытности. С другой — плачевное, если говорить о реализации творческого потенциала. До определенного момента никакой поддержки не было. И, тем не менее, этот вид продолжал существовать и развиваться, причем по-своему, находясь практически в безвоздушном пространстве.
К счастью, теперь есть поддержка в лице фонда “ArtBeat”. Какие шаги вы считаете самыми важными в вашей деятельности на посту Президента фонда?
Это организация фестивалей, отдельных концертов с онлайн-трансляцией в Интернете, мастер- классов, творческих лабораторий. Кроме того — помощь в издании альбомов, поиске спонсоров, продюсировании наиболее талантливых исполнителей, композиторов и групп.
Почему главной целью фонда “ArtBeat” стала поддержка именно современной инструментальной музыки? Ведь немало интересной, талантливой, оригинальной музыки и с вокалом…
Согласен. На самом деле Фонд избрал такое направление условно, чтобы сразу противопоставить содержательную музыку русскому шансону и диско-попсе, которые держатся на вокале. А если в коллективах, исполняющих настоящую музыку, кто-либо поет, то я приравниваю это к инструментальному вокалу. Естественно, сюда входит всё направление world music, где пение иногда необходимо.
Как в Фонде вы решаете, на что направить вашу помощь? Как отбираются группы, альбомы для издания и т. д.?
Для этого у нас имеется целый ряд специалистов, компетентных каждый в своей области. А решения мы принимаем коллегиально. Никакой диктатуры.
На что больше будет опираться Фонд — на участие меценатов-одиночек, выделяющих суммы на поддержку групп, которые им симпатичны, или на народную поддержку “с миру по нитке”?
Фонд опирается на всех людей, искренне озабоченных состоянием российской инструментальной музыки и желающих это состояние улучшить. Скажу просто: если каждый меломан найдет в своем бюджете небольшие средства, чтобы поддержать любимую группу или исполнителя — мир станет гораздо лучше. Ведь помощь отдельному музыканту — это, по сути, помощь хорошей музыке в целом. Поэтому мы благодарим всех, кто поддерживает Фонд, и заверяем каждого, кто внес пожертвование с конкретной целью: ваши средства потрачены именно на неё. Только так и не иначе.
Как распространяются альбомы, вышедшие при поддержке Фонда? Не секрет, что время традиционных носителей уходит, и продавать диски становится всё труднее…
Альбомы хорошей музыки успешно продавались, продаются и будут продаваться. А с плохой музыкой мы не работаем. Хотя насчет трудностей с традиционными носителями я согласен: сейчас музыку гораздо проще скачивать через iTunes. Когда у нас накопится каталог из 10-15 альбомов, Фонд обязательно начнет использовать этот способ распространения, а также сделает на своем сайте инструмент для скачивания аудиофайлов. Но есть аудитория, которая предпочитает именно традиционные носители — как некие артефакты, которые приятно на полку поставить, взять в руки, полистать буклет, подарить другу… У нас есть что предложить этой категории меломанов — и на отсутствие спроса мы не жалуемся. Новое направление деятельности Фонда — субботние пятичасовые концерты молодых прог-, джаз-, этно-роковых в рамках “Музыкальной лаборатории Алексея Козлова”. Эти концерты проходят в одном из самых престижных клубов в центре Москвы — “Союз композиторов”. (В настоящее время мероприятия продолжаются в недавно открывшемся «Клубе Алексея Козлова», — примеч. ред.)
Какая публика приходит на эти акции, вызывают ли они интерес у завсегдатаев джазовых концертов?
Мы только начали эти творческие “файв-о-клоки”. Атмосфера отнюдь не как на концерте или на моих лекциях в ММДМ. Публики пока не много, в основном — молодежь из круга участников выступления. Но главная аудитория — это те, кто способен смотреть все эти действа “живьем” на компьютере — они транслируются “онлайн” в Интернете, в нём же выкладываются их записи. Посему можно утверждать, что “Лаборатория…” ориентирована на современную молодежь, для которой Интернет — дом родной.
Ваши лекции-концерты по музыкальным стилям ХХ века — продолжаются ли сейчас? Да, они продолжаются и уже намечен план из четырех лекций на сезон 2012—2013 годов. Тема — роль различных инструментов в истории музыки ХХ столетия (саксофон, гитара, рояль и клавишные, контрабас и бас-гитара).
Не сложно ли вам совмещать столько разных занятий, в том числе музыку, с общественной деятельностью?
Нет, совсем не сложно, поскольку я отношусь ко всему, что делаю, как к общественной деятельности.
Возвращаясь к вашей замечательной книге “Джазист”, также изданной фондом “ArtBeat”. Всё ли вошло в этот двухтомник или есть еще что-то неизданное?
Туда вошло практически всё, что я когда-то написал. Кроме, разумеется, самых недавних статей и интервью.
В книге вы очень детально и интересно описываете Москву — как послевоенную, 60-х годов, так и современную. Скажите, а у вас никогда не возникало желания уехать — из столицы, да и из страны? Наверняка были такие возможности.
Даже в голову не приходило! Жить вне Москвы я не смогу.
Всегда тонко чувствуя атмосферу, “градус” общественно-политической жизни, чего вы ожидаете от сегодняшнего момента? Возможна ли ситуация, когда рок будет вновь загнан “в подвалы”?
Сейчас, при всей вероятности тоталитаризма, воссоздать прежнюю ситуацию с запретами и подпольем невозможно. Хотя отчасти она уже есть — в виде полной безнадеги для честных и высокопрофессиональных музыкантов. А “подвалом”, и не худшим, пока является Интернет. Вот когда власти и на него наложат лапу, тогда появится еще один вид контрсубкультуры. Какой — никто предсказать не может.
InRock №52
Елена САВИЦКАЯ
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Александр Стернин (компания “ArtBeat”), Катерина Межекова.