Anna Hofmann & Romancero Sefardi «Juego De Siempre» (2013)
Февраль 19, 2014
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Anna Hofmann & Romancero Sefardi «Juego De Siempre» (2013)

world music 8/10
Sketis Music

«Juego De Siempre» – дебютный альбом певицы Анны Гофман и ее коллектива Romancero Sefardi, результат нескольких лет активного творчества и исследований в области сефардской музыки. То, что московские музыканты очарованы культурой «испанских евреев» – очевидно. «Мы хотели бы разделить с вами нашу любовь к той древней, таинственной и радостной культуре, которую евреи-сефарды донесли до нас сквозь века и страны», – так начинается аннотация к пластике, и после столь проникновенных слов относишься к содержимому диска по-хорошему предвзято. В нежных, чувственных, прихотливых мелодиях слились скорбь евреев-изгнанников и испанская страсть, балканская горячность и… индийская мудрость. Слушая эти традиционные напевы в бережной обработке, невольно уносишься мыслью в далекие времена, когда человек жил на земле и был тесно связан с нею, солнце светило ярче, а ветхозаветные сказания были ближе и зримее. Порой от изощренных мелодий, которые голос и два-три инструмента ведут в унисон, голова начинает кружиться, словно вдохнул экзотический – и, наверное, слишком терпкий – аромат. В звучании использовано множество этнических инструментов из разных стран – скрипка, саз, калимба, бузуки, уд, акустическая гитара, табла, кахон и другие ударные, а также электрогитара и саксофон. Как уже говорилось, благодаря аранжировкам Геннадия Лаврентьева и его коллег, долгое время стажировавшихся в Индии, в музыке явно чувствуется привкус раги. А перкуссия Мариана Калдарару, Кирилла Паренчука и других участников коллектива привносит в звучание упругую ритмическую основу.
Иногда с языка сефардских евреев – ладино – Анна Гофман вдруг переходит на русский, и тогда становится понятно, о чём речь – о любви, печали, страданиях… Конечно, постановка голоса у Анны довольно специфическая – это отнюдь не «полнокровный» народный вокал, к которому многие привыкли, а очень отточенный, скользяще-грациозный, иногда чуть монотонный. Ему подвластны тонкая мелизматика и мельчайшие вокальные детали, хотя немного не хватает напора, драйва. Интересно сравнить два сефардских проекта, существующих в нашей стране – Romancero Sefardi и Lampa Ladino. Коллеги и в какой-то мере конкуренты, они часто перерабатывают одни и те же мелодии («Morena me Llaman» или прекраснейшая «Morenica»): первые – более аутентично и тонко, вторые – смело и дерзко, с явным уклоном в джаз и даже рок. И хорошо, что они такие разные, у каждого – своя манера и свои поклонники, но общая цель – открыть массам сефардскую музыку…

Владимир Импалер

Владимир Импалер