Happy55 «Волшебное слово» (2013)
Fusion / avant rock 9/10
Happy55
Второй полноформатник воронежского инструментального трио Happy55 вышел спустя пять лет после первого («Счастливый темно-синий», 2008). Скоро ведь только сказка сказывается, но всё это время ребята занимались делом: ездили в туры, выступали на фестивалях, сочиняли новую музыку. И очень выросли, хотя и дебютник был весьма хорош. Но свежий альбом – однозначный шедевр! Не часто встретишь работу, в которой энергия молодости сочетается с зрелым мастерством, полет композиторской фантазии — c исполнительским совершенством. Cостав музыкантов всё тот же: Ярослав Борисов (фортепиано, бас, синтезатор), Александр Битюцких (барабаны), Геннадий Чухлов (кларнет). Что характерно, все композиторы. Да и источники влияний вроде бы всё те же: Стравинский, Прокофьев, академический авангард, русская классика и народная музыка, джаз, фьюжн, рок… Впрочем, стилистических новшеств в новом альбоме немало – например, влияние «модного» стиля спейс-рок с его циклической ритмикой и характерным синти-саундом, плюс заходы чуть ли не в диско. Фортепиано то разливается почти метнеровско-рахманиновскими пассажами, то ведет скупые контрапункты. Кларнет нередко заходит в клезмерские области, но при этом с чисто рокерским запалом. Бас носит вполне риффовый характер, а за счет синтезатора звучание стало более современным (запись велась с наложением, но никакой искусственности не чувствуется – просто кажется, будто в студии одновременно присутствовало не три исполнителя, а пять). Роковый напор, драйв пришли на смену медитативности, минималистичности. Да и композиционное развитие стало более событийным, бурным, иногда совсем непредсказуемым. В музыке постоянно что-то происходит: фортепиано, кларнет и ударные вступают в диалоги, выяснения отношений и даже ожесточенные споры.
Очевидно, что само название альбома – «Волшебное слово» — отсылает нас к области доброй сказки, светлой фантазии. Но всё отнюдь не так просто «внутри» самой музыки. Обращает на себя внимание контраст между «бытовизмами» названий и их внутренним содержанием. Композиция с уютным названием «Котофей» от нежных переливов фортепиано приходит вдруг к уже упомянутому спейс-року и жесткому трансовому ритму. «Налево и до упора» начинается с забойного чуть ли не буги-вуги, проходит стадию бурных драматических коллизий и заканчивается обрушивающимися аккордами фортепиано – видимо, упор найден. Вещь с миленьким именем «Куча детей» совсем не так умилительна, как может представляться (там даже оставлен случайный звук падения какого-то предмета – видимо, для достоверности). Ну, а эпический трек «То, что случилось», хоть и начинается повествовательным зачином из разряда «Жили-были…», расскажет вам отнюдь не поучительную историю с хорошим концом. Недаром в этой пьесе отчетливо прослушиваются мрачные аккорды из пьесы «Быдло» Мусоргского – медленно-медленно едет каток, подминающий всё на своем пути. А в самом «Волшебном слове» — отголоски всеми любимого «Марса» из «Планет» Холста… Впрочем, не будем воспринимать всё так буквально – каждый может придумать к музыке Happy55 свои сюжеты. А волшебное слово, т.е. спасибо, стоит сказать самим музыкантам – за высочайший класс, изобретательность и талант.