Alt-J «Relaxer» (2017)
Масштабные рок-полотна Alt-J сделаны без лишнего шума и с большой долей акустики. Умение делать необычные рок-пьесы соответствует традициям британской психоделики. Какую музыку пишут англичане, когда душа просит альтернативы? Как работает мозг у музыканта, у которого дедушка, допустим, в школе слышал «Сержанта Пеппера», а папа (а вдруг?) мог бы сниматься в клипе к «Ещё одному кирпичу в стене» или «тащиться» с друзьями под Sex Pistols? Битловские штампы имеются в вещи «3WW». Поёт на ней Элли Роуселл из группы Wolf Alice. Это песня с ориентальными ароматами и нежнейшим подпевкам, Джорджу Харрисону она бы понравилось. Далее отмечаем постпинкфлойдовские интонации в «House of the Rising Sun», которая похожа на себя лишь поначалу, но потом разворачивается в атмосферную балладу. Затем следует антирелакс, панк-шторм с криком «f…ck you!» – «Hit Me Like That Snare», вещь на тему «мы опасные тинэйджеры!». Корни и крона фолка прорастают в «Last Year», в ней вокал принадлежит Марике Хэкманн. Ну и на финальной «Pleader» масштабно звучит оркестр. Музыка кому-то может напомнить то Radiohead, то Nine Inch Nails, то Depeche Mode, нас же она заставила вспомнить и акустический психоделический рок, маленькие клубы 90-х. При всей этой формальной чехарде, ощущения компилятивности не возникает, альбом катится в уши словно сам.
Третий релиз команды из города Лидс демонстрирует сложную систему заимствований, начиная с оформления – скриншота японской компьютерной игрушки от Osamu Sato. На корешке диджипака значится символ группы – греческая буква «дельта» (Δ), означающая «изменение», «различие». Дельта выводится на экран «Макинтоша» при нажатии alt-J на клавиатуре, отсюда происходит название команды. (Хотя на самом деле на «Маках» кнопка эта называется не Alt, а Option).
Источники появления продвинутого и порой роскошного звука иногда парадоксальны. Музыканты не могли шуметь в студенческом общежитии, и сочинили многие свои песни втихую. Когда всё было готово, оставалось просто добавлять по вкусу упругие духовые и струнные от London Metropolitan Orchestra. В 2012 году группа выходцев из лидского университета была объявлена победителями Mercury Prize, а в августе 17-го сыграла в Москве и Петербурге. Можно убедиться, что британское музыкальное мышление, успешно переходя в продвинутое безумие, продолжает предъявлять блестящие, хотя и не всегда доступные рациональному осмыслению рок-проекты.
Рецензия опубликована в #82
indie rock/folktronica
Infectious Music/PIAS/Союз Мьюзик