Alice Cooper «Welcome 2 My Nightmare» (2011)
hard rock 9/10
Bigger Picture/Universal
Еще пару лет назад казалось, что карьера Элиса Купера зашла в явный тупик. После великолепной пары «Brutal Planet»/»Dragontown», выпущенной еще на рубеже 2000-х, он записывал диски один серее другого, и казалось, что персонаж Купера наскучил даже ему самому. Всё изменилось, когда Элис задумался о праздновании юбилея альбома «Welcome To My Nightmare» и решил восстановить творческий контакт со своим старым другом Бобом Эзрином. О, вы не знаете, кто такой Боб Эзрин? Не верю! Это человек, который придумывал «Стену» вместе с Роджером Уотерсом, сделал суперзвездами Kiss и продюсировал альбомы пары дюжин рок-легенд, включая, разумеется, Элиса Купера.
«Мне стало интересно, какие кошмары увидел бы Элис сегодня», – объяснял потом Купер рождение нового проекта. Ключевое слово здесь – «интересно». Перед Винсентом Фурнье снова возникла творческая задача его уровня, а в таких ситуациях люди способны делать чудеса. Персонаж его очнулся от спячки и вернулся в полном своем блеске и обаянии.
Роль Боба Эзрина в этом успехе огромна. Он – продюсер в том самом старомодном значении слова, т.е. не человек, который двигает в студии ручки микшеров, а мозговой центр всего творческого процесса. Его задача – помочь реализоваться каждому, представить идеи в лучшем виде. А идей тут предостаточно – свой вклад в сочинительство внесли и Купер, и Эзрин, и вездесущий Десмонд Чайлд, и талантливый автор Томми Хендриксен, нынешний гитарист группы Элиса, и участники его составов 70-х годов – Деннис Данауэй, Нил Смит и Майкл Брюс. Хотя, глядя на авторство треков, можно подумать, что их приглашение было чисто церемониальным. Вовсе нет! Без вклада этих настоящих рок-н-ролльщиков «возвращение к корням» выглядело бы чисто сувенирным. А Брюс стал соавтором изумительной баллады «Something To Remember Me By», одной из лучших вещей не только на этом диске, а в творчестве Купера вообще. Кстати, это архивный трек, вчерне записанный еще в 70-х, но тогда Купер не был полностью доволен своим исполнением. Но на диске достаточно и новых вещей, способных стать хитами – «I Am Made of You», «Last Man on Earth», «What Baby Wants»… «Проходного» материала здесь просто нет.
Критика «Welcome 2 My Nightmare» сводится, как ни странно, к неприятию той черты альбома, которая и делает его выдающимся – полистилистичности. Эзрин не просто обеспечивает диску некое звучание, он постоянно тасует исполнительские составы, задействует пару десятков «гостей», он играет со стилем каждого из треков, не боясь заимствовать из направлений, казалось бы, для Купера совершенно неподходящих. Пародийный диско-ритм «Disco Bloodbath Boogie Fever» создает идеальную картину гедонистического кошмара наших дней, ей родственна и «What Baby Wants» с элементами модного ар-эн-би и «гостевым» вокалом певицы Кеши. Шутовской свинг в «Last Man On Earth» рисует образ отверженного, эдакого Тома Уэйтса в исполнении Купера, который празднует свой триумф на фоне погибшего мира. Жесткий рок-н-ролл «I’ll Bite Your Face Off» откровенно пародирует Rolling Stones, их имидж простых и грубых ребят. Речь Роба Зомби в «Congregation» живо заставляет вспомнить сцену Суда в «The Wall». И, складываясь воедино, все эти образы дополняют друг друга, создают картину современного безумного мира. Каждый персонаж выскакивает, как чертик из табакерки, кричит о своих проблемах, но в реальности оказывается только частью кошмара в голове Элиса (или, точнее, путешествия через круги Ада, которое грезится нашему современному Данте). Скрепляют произведение, помимо этого весьма пунктирно намеченного сюжета, микроцитаты из оригинального «Кошмара» 1975 года, и завершающая его «Underture», где в оркестровке слышны темы из обеих частей. Признаться, эта вещь в конце альбома кажется несколько необязательной, но она бы отлично подошла для того, чтобы открывать концерты Элиса. И как всё-таки странно и как жаль, что на концерте в Москве Купер практически не представил нам материал нового альбома!