Алексей Певчев «Браво». Авторизованная биография»
Бытует заблуждение, что «Браво» – группа лёгкая. При этом не вспоминают, что её история – редкий у нас пример рок-н-ролльной Золушки, превращения гонимой контркультурной звезды в музыкальных и медийных героев поколения. Текст книги раскладывает легенды и факты по местам. Он воспринимается столь же легко, как и музыка группы, но столь же непрост, как и её судьба. Сочетание душевности и качества, юмора и информационной насыщенности в книге реализовано в духе и в ритме «Браво».
Том даже визуально влияет на читателя. Это труд, имеющий стиль и характер, настоящий стиляга среди книг. «Браво» – группа, а не проект, построенный по принципу солист + аккомпанемент. Это подчёркивается обложкой, на которой атмосфера и тема присутствуют в большей степени, чем портретное сходство или реальность мизансцены. Картинка от «главного пинапщика» страны Валерия Барыкина переносит ощущение кинокартин «Мы из джаза» или «Стиляги» в параллельную вселенную – в «Мы из рока».
Книга позволяет наконец-то сосчитать солисток группы и удостовериться, кто же из них круче. Также понравился рассказ про то, что сольные партии Евгения Хавтана непросто было «снять» – за плечами у него классическая гитара, а знакомство с рок-миром он начал, переигрывая альбом Deep Purple «Made in Japan». Оценят эту диспозицию только сверстники музыканта – трудно придумать школу лучше. Евгения же она подготовила к самовыражению в ритме новой волны, а это был ритм поколения.
Рок-н-ролльная эстетика хиппи одновременно и противоположна, и пересекается с предшествующей ей приджазованной эстетикой поколения стиляг. Солнечность этих тусовок унаследована «Браво». Её дорога начиналась от подпольных сейшенов, сорванных милицией, до вхождения в обойму поп-звёзд и юбилейных шоу.
Группа «Браво» никого не собиралась побеждать, но система почувствовала угрозу, исходящую от лёгких «рок-н-ролльчиков». Респектабельная игра в пижонов и стиляг создавала на просторах советской родины миражи хайвеев и дэнс-холлов, реальность входила в противоречие с музыкой группы. И книга рассказывает про то, как безобидных с виду ребят преследовали всерьёз и основательно, хотя и поводов эти «ребята» давали достаточно – и паспортный режим нарушали, и дисциплину соблюдать не желали… Даже становится интересно – попался бы им чиновник поумнее, пригрел бы, выпустил бы эти резвые танцы на сцену в Кремль – что было бы?
Иногда недооценивается, забывается напряжение и трагичность тех событий, мы воспринимаем их как лёгкий танец. Вот вы пробовали сопротивляться – времени, давлению сильных мира сего, судьбе – в танце? Герои рок-н-ролла умели это «на пять». Поэтому интерес к тому времени, той эстетике понятен, и книга последовательно ведёт читателя по поворотам судьбы поколения. Становясь легендарным, время создаёт, к большому удивлению очевидцев, драйвовое и неоднозначное воспоминание о себе. Книга же в итоге показывает главное – рок-н-ролл в России жив.
М., Эксмо, 2017. 320 стр.