Александра Арбацкая «Женщина хочет превратиться в машину» (2016)
Певица Александра Арбацкая сделала на новом диске почти всё сама – сочинила, спела, сыграла – и сделала всё очень хорошо. С первых звуков музыка заявляет о серьёзности и актуальности, альбом можно провести как по ведомству психофолка, так и альтернативы. Композиция «Берёза» (русская народная «Во поле берёза стояла») сделана под мягкий электронный аккомпанемент и спета непохоже на фольклорные стандарты. Далее идут авторские красивые «Гули» и «Качалось», декламация «Иосиф Муньос» (слова Андрея Таврова), сдержанная заглавная «ЖХПВМ». «Эдгар видит свет» на текст Эдгара Аллана По задаёт уровень поэзии, которая, словно в ответ, усложняет электронную музыкальную ткань.
Нельзя не отметить бонусы. Невероятный уровень музыкальности тихо выстреливает в вещи «Красота». Она должна была стать на альбоме заглавной и определяющей, но в процессе записи превратилась в самоценный сингл и вероятный старт уже новой работы. Тут с Александрой играет фантастическая команда: Игорь Джавад-Заде – ударные, перкуссия, Сергей «Гребстель» Калачёв – бас-гитара, Наталья Скворцова – клавишные, Владимир Голоухов – вибрафон, Анна Чекасина – скрипка. Вещь поначалу представляется лаунджевой, но оказывается волнующей, программной. Песня говорит о «главном», о том, зачем же мы все тут собрались.
У второго бонуса, песни «Свет» – три автора/три исполнителя. Сочинявшие её и поющие вместе с Александрой Юлия Тузова и Юлия Теуникова – звёзды независимой музыки. Сплетение волшебных индивидуальностей поддержали блестящие инструменталисты Владимир Голоухов – вибрафон и Геннадий Лаврентьев – гитара, скрипка.
Чего тут нет, так это прямолинейности и приблизительности. Путешествием в глубины души происходящее тоже назвать трудно, ни истерики, ни психонавтики, ни выворачивания наизнанку тайн подсознания не найти, но есть трепетное ощущение течения времени, огоньки узнавания душевных движений, светящие и из прошлого, и из будущего, дрожащее, маревное сочетание фолковых настроений, романсовых ломаных мелодий, молитвенность и импрессионизм эмоций. У мужчины так не получилось бы.
Происходящее с музыкой Арбацкой было точнейшим образом определено как артхаус – это сделал ушедший из жизни во время подготовки альбома звукоинженер Денис Родионов (R.I.P.). В результате жизнь заставила, вернее, повела певицу нестандартным путём – она освоила профессию звукорежиссера и свела свой альбом сама.
Арбацкая показала уникальное чувство времени и понимание музыкальной вселенной. Состав музыкантов, которые собрались к ней на запись, делает горизонты творчества загадочными, уходящими и уводящими от обычного и обыденного. Что может женщина, чего она хочет? У певицы ведь есть и ещё материал сравнимого уровня. «Верю Достоевскому: «Красота спасёт мир», – пишет Арбацкая в сопроводительном тексте к альбому. А есть ли у нас другие варианты?
psychedelic pop 8/10
"Выргород"
Рецензия опубликована в InRock #80