Звуки «Зимнего МОРа»: Часть 1. Folk Metal Stage
Март 29, 2023
Наталья Бондарева (37 статей)
Поделиться

Звуки «Зимнего МОРа»: Часть 1. Folk Metal Stage

«От депрессий и болезней Зимний МОР всего полезней!» На такой оптимистической ноте хочется начать свой обзор о прошедшем с 10 по 12 февраля самом масштабном зимнем рок-фестивале «Зимний МОР – 2023». Его организаторами были те же ребята, что на протяжении многих лет устраивают полюбившийся многим металхэдам летний фестиваль «Metal Over Russia».

Собственно, «М.О.Р.» – и есть его аббревиатура. Изначальный, летний M.O.R. должен был пройти на территории подмосковной усадьбы «Гребнево», но после череды событий, в том числе активных протестов местного населения, организаторы были вынуждены отменить мероприятие, вернее, не проводить его в задуманном формате обычного опен-эйра, но и не отменять концерты полностью. Вместо этого промоутеры приняли экстренные меры по переносу этого события в стены московских клубов. Да, фестиваль получился совсем не тот, даты тоже в итоге пришлось сдвинуть, какие-то из анонсированных ранее групп отказались участвовать, и пришлось срочно искать замены. Но в той ситуации, очевидно, это было наиболее оптимальным решением. Многие посетители, конечно, пытались сдать билеты, но организаторы всех заверили, что на следующих фестивалях они будут действительны. Мне кажется, что именно перенос трехдневного опен-эйра в клубный формат и натолкнул создателей на проведение зимней версии Metal Over Russia – «Зимнего МОРа – 2023».

Что же мы в итоге получили? За три дня в шести столичных клубах разного формата и вместимости – «ДК «Кристалл», «Правда», «Бумажная фабрика», «Peak Sound», «Punk Fiction» и «Razgruzka» – выступило более 40 групп всех тяжелых стилей и направлений, от альтернативы и фолка до трэш- и дэт-метала. Такой формат музыкального события тоже внес определенные сложности, на этот раз с выбором, какой тематический концерт посетить… Взвесив все «за» и «против», я выбрала в итоге наиболее мне интересные и близкие по духу стили, тематические площадки с которыми так и назывались – Folk, Black и Heavy Stage.

Определившись с направлениями, пишу организаторам на счет аккредитации. Но в ответ – тишина… Такое, к сожалению, в последнее время часто случается. Печально, неприятно, но не повод опускать руки. На одной из сцен в организаторах вижу знакомую группу и пишу ей на счет аккредитации. Оказалось, что к организации они не имеют отношения, это такой бизнес-прием, часто используемый Вконтакте для раскрутки сообществ. Но, они меня отправили в итоге к некоему Ивану, «который сможет помочь». Выдержав паузу в пару дней, решаюсь ему написать. На удивление, в этот раз мне ответили быстро. Пройдя довольно длительное так называемое «собеседование на профпригодность», меня обнадежили фразой «с вами свяжется наш человек, ждите» (прямо как в лихие 90-е). На следующий день со мной связывается Виктория. Подтвердив свое желание и возможности написания фестивальных отчетов, я получила ответ, что меня «внесут в списки». И опять зловещая тишина и ожидание неизвестного. Время идет, волнение нарастает: брать, не брать выходные на работе… И вот, около восьми вечера 9 февраля я получаю заветную фразу: «Подтверждаю твою аккредитацию на МОР» и подробную инструкцию, как и где можно снимать, и куда потом отправлять готовый материал. В общем, стандартная процедура. Ура! Хорошо, что в эти дни загруженность была небольшая, и меня в итоге отпускали пораньше с работы.

С трудом дождавшись вечера 10 февраля, взяв весь свой небогатый фотоарсенал и верный блокнотик, направляюсь в ДК «Кристалл», где в этот день на Folk Stage играли «ЖабЪ», Zmey Gorynich, «Хрен» и «Сварга». Собственно, на «Хрен» мне давно хотелось сходить, а остальные группы и так уже в топе любимых. Начало концерта было заявлено на 19:00, но зрителей начали запускать за полчаса до начала, и их, к моему удивлению, возле клуба к этому времени было совсем немного. Внутри клуба приятно удивил большой выбор всяческого мерча. Чего здесь только не было! Фестивальные футболки, толстовки, афишки, различная атрибутика выступающих групп, огромный ассортимент компакт-дисков, магнитов, кружек, были даже фигурки с Жабом! Я не удержалась и прикупила себе футболочку с «Зимним МОРом».

 

Ровно в 19:00 фестиваль открыли почитатели болотного тролля и любители хмельных напитков, яркие и заводные представители swamp folk, или болотного фолка – группа «ЖабЪ» из Саратова. В их арсенале есть всё, что надо для веселья: флейты, волынки, дудки и варганы, бубны и аккордеон. На них интересно смотреть, их приятно слушать.

 

Под «Интро» группа вышла на сцену, но не полным составом. Как я писала ранее, их вокалист Жора Тролль (Георгий Печенюк) по состоянию здоровья, к большому сожалению, был вынужден покинуть группу. Было очень интересно узнать, кого же нашли на замену. Поприветствовав честной народ, басист Dany Mkhamkha, уже по традиции начал искать вокалиста, обращаясь к залу, мол, Жору не видели? В ответ лишь разведенные руки и тишина. Попробовали позвать «Снегурочку». Тишина… Решили воспользоваться современными технологиями и позвонить Жоре на сотовый. Тишина…

 

С грустью и тоской место у микрофонной стойки пришлось занять самому Dany. «Так, с вокалистом разобрались, нужно искать нового басиста. Не могу же я и петь, и плясать, и на басу играть одновременно», – посетовал Даня, выискивая подходящую кандидатуру из зала. После непродолжительного поиска на сцену вытащили бородатого парнишку и вручили ему бас-гитару. Дескать, борода есть, значит, и на басу играть умеешь. И всё это действие было приправлено «ЖабЪими» шутками и прибаутками. Таким необычным образом ребята представили своих новых участников. Новым басистом стал Павел Руденко, который прошел обряд посвящения и переодевания в новый образ, и отныне носит имя «Болотный Ворон», ну а вокалист теперь Данила Данилин, бывший бас-гитарист, он же бэк-вокалист и основатель коллектива.

 

Разобравшись с внутренними проблемами, под бодрые звуки флейты и волынки «ЖабЪ» начал своё шоу. Мы дружной толпой отправились «На битву!», после чего завели песню развеселую да «Фестивальную». Ну а после плясок да хороводов настало время перекусить и побыть в шкуре Ужа, который следит за хомяком. А что за праздник, да без пива? Отправился наш ЖабЪ в таверну, да перепутал бочки второпях, а когда понял, что «Пиво тяжелее кваса», то и деваться уже было некуда, кроме как «В бане» попариться, да с новыми силами на «Войну» с нескончаемым хмельным напитком отправиться, открывая новую бочку пива. Да, «пьющий ЖабЪ – горе в семье», – выдал кто-то в зале ко всеобщему смеху, и на танцполе начался мощнейший слэм. И до того все распоясались, что пришлось объявить «Охоту на ЖабЪ’а», а после ее окончания устроить «Мразник» с дудками да бубнами, потому что ЖабЪ не любит обычные праздники. Ну а красивым завершением выступления стал большой хоровод во славу Ивана сына Сусанина, к которому присоединился сам Даня, спустившись со сцены.

 

Что хочется сказать в финале? Дебют двух новых участников коллектива прошла успешно. Жоры, конечно, не хватало, не было того драйва, но и Даня, в общем, справился с новой ролью.

Группа «ЖабЪ»: Dany D Mkhamkha – вокал; Snap Снайперррр (ЖЫвотное) – флейта; Gogen Flamebeard (Пупырь) – гитара; Александр Октябрьский (Куст) – аккордеон, жалейка; Данила Данилин (Болотный Ворон) – бас-гитара; Владимир Алимин (Выдр) – ударные.

Сет-лист группы «ЖабЪ»: Интро / На битву / Фестивальная / Уж следит за хомяком / Пиво тяжелее кваса / В бане / Война / Охота на ЖабЪ’а / Мразник / Поляки.

 

 

После совсем короткой пересменки к сцене стали подтягиваться ребята в футболках с логотипами группы «Хрен». Мне и самой не терпелось посмотреть на них вживую. Про себя они говорят, что это российская группа, играющая на стыке жанров поп-шансон и индии-рок. На самом же деле они играют самый что ни на есть khren пойми какой metal, сочетающий в себе дарк / блэк / фолк / трэш с мощным скримом Увара, местами уходящего в гроулинг, с остросоциальными и немного бунтарскими текстами. «Хрен» поёт о простых вещах, близких и понятных каждому. В их текстах многие смогут увидеть частичку себя.

 

Изначально «Хрен» назывались Eldiarn (Элдьярн), но это название не прижилось ни в народе, ни у организаторов концертов, вследствии чего и появилось современное название – терпкое, запоминающиеся и пробирающее до костей, как домашняя хреновуха. На сегодняшний момент на счету группы три полноформатных альбома, в этом году она отмечает свой пятилетний юбилей, с чем её и поздравляем. Главной фишкой, на мой взгляд, кроме тяжелых скоростных гитар, является скрипка/альт, на которой сейчас играет Федор Ветров («Омела», Smorodina Reka).

 

Свое выступление «Хрен» начали с мрачной дарк-фолковой композиции «Звезда-полынь» с крайнего альбома «Дивный Новый мир», вышедшего в 2021 году, которая медленно погружает в атмосферу полной безнадёги, а звуки альта это дополнительно подчеркивают, придавая трагизма мелодии. Сегодняшняя программа включала лучшие треки за весь период творчества коллектива. На каждом номере задник на сцене подсвечивался разноцветными логотипами группы. Второй была песня «Вешать и стрелять» в духе ранней Sepultura, но со своим колоритом, в ней коротко и ясно передаётся русский характер: «Разбудили медведя — не ждите пощады! Разбудили медведя — готовьте гробы!» Толпа зрителей, беснующаяся на танцполе, тому яркое подтверждение. А дальше мы уходим во мрак и запираемся в своём внутреннем мире – звучит вещь «Запер в темнице». И снова во вступлении и в середине композиции слышен великолепный альт Федора, который тесно переплетаясь с гитарными рифами, «плачет и поёт», словно смерть, которая бродит где-то рядом за спиной каждого из нас, или воет, словно одинокий волк. Кстати, на альбомной версии приглашенным вокалистом на этой вещи стал Илья «Wolfenhirt» из «Сварга». Его голос мы можем услышать и на других записях группы. Снова слышны тяжелые «сепультуровские» риффы в духе «Refuse / Resist» на песне «Голоса», опять же в сопровождении струнных. Только в отличие от вышеназванной композиции, предлагается более простой способ уйти от внутренних проблем и мирового пофигизма. [Стёрто внутренней цензурой, – прим. ред.] Следом сыграли быструю, по звучанию приближающуюся к дэт-металу «Никого не жалко» – песня про самые что ни на есть суровые реалии, в которых мы сейчас живем.

 

Продолжая остросоциальную тему, исполнили «Человек человеку – Волк». Думаю, название говорит само за себя. «Каждый каждому враг, а не друг, товарищ и брат». Зал дружно подпевал, устраивая мошпиты и «стенку на стенку». «Иван Дурак» – песня о простом русском мужике, вечно пьяном и босом, да с душою, открытою всему миру. Только не нужен он никому такой, ни земле родной, ни земле чужой, только смертушка за ним по пятам следует, но не торопится Иван в ее царствие. По музыке, я бы сказала, это что-то среднее между мелодик-дэтом и блэк-металом. И, опять же, припев скандировали всем залом. Чем ближе к финалу, тем песни становились более заводными. Пришло время для всамделишной фолковой композиции «Поле чудес в стране дураков» с одноименного дебютного альбома 2018 года, вышедшего после переименования группы Eldiarn в «Хрен». Ну и главным гвоздем программы была «Русская водка» – застольная песня, под которую даже непьющему захочется выпить и сплясать. В середине песни были вставлены хорошо узнаваемые фрагменты из песен «Эй, ухнем!» (Фёдор Шаляпин) и «Russian Vodka» («Коррозия металла»). Кстати, в оригинале вместо «Коррозии» звучит «Рюмка водки на столе» Григория Лепса. Засим, как говорится, музыканты откланялись и пригласили на большой сольный концерт, который будет в первых числах апреля, чтобы по полной отметить пятилетие группы.

Если в двух словах описать выступление «Хрен», то это было очень живо, ярко, с небольшой долей остроты и иронии. Ожидания вполне оправдались.

Группа «Хрен»: Евгений Уваров – вокал, гитара, тексты песен; Егор Локтев – гитара; Romita Lindo – бас-гитара; Евгений Абаимов – барабаны; Федор Ветров – укротитель альтов и скрипок.

Сет-лист «Хрена»: Звезда-полынь / Вешать и стрелять / Запер в темноте / Голоса / Никого не жалко / Человек человеку – волк / Иван-дурак / Поле чудес в стране дураков / Русская водка.

 

Следующими выступали хорошо нам уже знакомые, развеселые да удалые Zmey Gorynich. Поскольку в последнее время про них уже много было написано на страницах нашего журнала, не буду сильно заострять на них внимание. Напомню только, что эти ребята ни на кого не похожи и играют в своем стиле именуемом lubok-core – дикая смесь фолка, хип-хопа с современным дэткором, хардкором, с народными инструментами, с мощным мужским гроулингом Митяя (он же Деметер Грейл) и чистым женским вокалом Рыси (Александры Сидоровой). Выступление «Змеюшки», как всегда, было мощное, яркое с песнями-плясками, хороводами да с цветными заставками на большом экране на сцене.

 

 

Для разогрева толпы они сыграли «Пыжицу» с вышедшего в прошлом году альбома «Ѵжица». Затем была традиционная русская забава «стенка на стенку» под «Морозобой». Ну и куда же русским мужикам да без бороды? Ведь «Борода» – честь и красота! Будет во веках она статью мужика!» Разогретая публика устроила мощнейший слэм с хороводами под «Медвепляс», после которого была «Трясовица», которую исполняет Рысь одна, дабы дать перевести дух Митяю. Затем мы побывали на «Сорочинской ярмарке», поплясали под «Ой, Лёли-Лёли!» и принялись всем миром будить богатыря русского «Ваньку –Встаньку». А потом все дружно исполнили Змеев гимн «Гой еси ты Русь родная!». Красивейшим световым шоу закончили «Горынычи» свое выступление традиционным кавером на Rammstein «Солнце».

 

Группа «Zmey Gorynich»: Митяй (чистый вокал, гроулинг), Рысь (вокал), Пафнутий (бэк-вокал, гитара), Малафий (бэк-вокал, вторая гитара), Шишъ (бэк-вокал, бас-гитара), Нехай (ударные).

 

Сет-лист группы «Zmey Gorynich»: Пыжица / Морозобой / Борода (Nevermore cover)/ Медвепляс / Трясовица / Сорочинская ярмарка / Ой, лёли-лёли / Ванька-Встанька / Гой-еси, ты Русь родная! / Солнце (Rammstein cover).

 

 

Хэдлайнерами первого дня «Зимнего МОРа» была подмосковная группа «Сварга». Они являются одними из отцов отечественного folk / pagan / doom metal, отметившие в прошлом году четверть века. По всем канонам стиля, они играют довольно мрачную и атмосферную музыку в сочетании с гроулингом Ильи «Wolfenhirt», переходящим в чистый вокал. В их арсенале есть аккордеон, заменивший привычные всем клавишные, флейты, дудки, волынки и даже виолончель. Тексты посвящены древней славянской мифологии и культуре, а также затрагивает актуальные проблемы современности. Впервые я их увидела на фестивале «Былинный берег – 2022». Их выступление тогда было довольно суховатым и более, если можно так сказать, депрессивным. Никаких лишних слов и обращений к зрителям. В этот же раз мы наблюдали совершенно другую картину. На сцену вышли довольно позитивные ребята, и, несмотря на то, что тексты песен довольно серьезные, выдавали периодические шутки в зал.

 

«Звездой» вечера стал Виталик, барабанщик, у которого большую часть выступления что-то не складывалось из-за технических неполадок. То метроном не запускался, то палочки терялись, то водички захотелось испить, а вокалист это все ловко обыгрывал, дабы избежать неловких молчаний и пауз. Произошел даже небольшой инцидент со зрителем, который ближе к середине выступления высказал свое полное неудовольствие увиденным: «Что за х….ю вы здесь играете?» Илья на минуту замолчал от неожиданности, и после паузы ответил, дескать, мил человек, коли тебе не нравится наше творчество, шел бы ты домой отдыхать. Зал тут же загудел и захлопал в ладони, скандируя «Сварга! Сварга!», и концерт продолжился. Дальнейшая судьба того молодого человека неизвестна. Будем надеяться, что он жив и здоров.

 

Итак, после небольшой технической паузы «Сварга» начала выступление с красивой песни «Листья на воде» с альбома «Черная Падь». Песня об одиночестве и о том, что пока ты молод и горяч, ты нужен всем, а состарился, и, несмотря на все заслуги, о тебе никто и не вспомнит. Ты станешь просто листьями на глади воды, камнем, упавшим в омут, лучами мертвой звезды… Дальше было ещё несколько песен с этого альбома. «Прах над яругами» – памяти погибших воинов, «Матерь Болот» – о той, что ждет своих сыновей домой, где бы их ни носило. «Звери осени» – о времени, когда надо чествовать пращуров и задабривать злые силы, отводя от дома беды и болезни. Были сыграны вещи и с предыдущих альбомов. «Смерть», которая является неизбежным финалом всего живого, и для каждого она своя, принимающая множество форм и очертаний. «Сжечь!» – о варварах, нападавших на древнюю Русь. Затем прозвучали медленная и лирическая с красивым гитарным соло «Там, где дремлют леса!» с одноименного альбома – о том, что от судьбы не уйдешь, и о памяти предков. Потом была быстрая «Голос Лютеня», в которой на альбомной версии слышен голос Ксении «Калевалы». Финальной песней стал «Дурень» о том, что мы не умеем ценить то, что у нас есть. Там уже на альбомной версии на бэк-вокале Маша «Scream» из «Арконы».

 

В этот вечер «Сварга» были в составе: Илья «Wolfenhirt» Гура – вокал; Игорь «Hurry» Ангиоз – аккордеон, варган; Александр Косяков – волынка, флейта, дудки; Роман Лебедев – бас; Виталий Сальников – ударные; Александр Стрельников – гитара; Ирина «Risha» Львова – виолончель.

Сет-лист группы «Сварга»: Листья на воде / Прах над яругами / Матерь Болот / Звери осени / Смерть / Сжечь / Там, где дремлют леса! / Голос Лютеня / Навь / Дурень.

Первый день фестиваля подошел к концу. Все напелись, наплясались и напились, получили порядочную дозу адреналина, повысили тонус и улучшили общее эмоциональное состояние. Впереди ещё два сложных дня и ещё больше групп. Еду домой отдыхать, заряжать аккумуляторы и готовится к новому трудовому дню.

Продолжение следует…

Текст и фото – Наталья БОНДАРЕВА
Благодарим организаторов фестиваля за аккредитацию.

Полный фотоальбом с Folk Metal Stage:

или https://vk.com/album-2548741_292431832

Общее впечатление

ЖабЪ, Хрен, Zmey Gorynich, Сварга
10.02.2023, ДК «Кристалл»
Фото - Наталья Бондарева.

Наталья Бондарева

Наталья Бондарева