Вертеп Павла Карманова: Победа над Иродом в Зарядье
В начале января 2019 года новенький КЦ Зарядье представил публике «Рождественский Вертеп Павла Карманова» – удивительный спектакль, соединивший разные настроения и стремления, поколенческие тренды и музыкальные стили. Изначально Вертеп – вид народного театра, а представленный спектакль называется «Смерть Ирода».
Да и Вертеп – слово несколько нервное, в нём слышится что-то инфернальное, хотя в реальности всё наоборот – это спектакль для всех и о главном. Хотя чертовщина тут присутствует явно – в метафизических героях постановки, царе Ироде и Смерти. (Изначальное значение слова «вертеп» — «пещера», чаще всего оно означает место, где, по преданию, родился Христос. Создание игрушечных вертепов было любимым занятием детей перед Рождеством. Эта «пещера» стала сценой народного кукольного театра, в которой разыгрывались библейские сценки из жизни Иисуса, «Смерть Ирода» из них — самая частая, — прим. ред.)
Постановка впервые была показана в 2002 году в Концертном зале им. Чайковского. Теперь, когда композитор Павел Карманов решил по-новому представить, переосмыслить своё произведение, это вызвало волнение и даже ажиотаж – случился полный аншлаг. Если отвлечься от библейского эпоса, название спектакля может показаться излишне броским, но предположим, что пиар не был чужд и авторам апокрифов. Нам предложили не драму, а музыкальную мистерию с новым, современным художественным переосмыслением сюжета. Но как тут быть с народным жанром, в котором персонажи одномерны, а глубокомысленных выводов и тонкости ощущений никто и не ждёт…
Даже те, кто был на премьере в 2002-м, вряд ли могли представить, как опус будет звучать на этот раз. Состав исполнителей изменился и стал суперзвёздным. На одной сцене собралась редкая компания отечественных музыкантов с широким стилистическим и эстетическим кругозором. Участвовали композитор Павел Карманов, симфонический ансамбль без дирижёра Persimfans, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», фолк-исполнитель Сергей Старостин, рок-группа «Вежливый Отказ», которая сыграла квартетом (Роман Суслов, Михаил Митин, Дмитрий Шумилов, Сергей Рыженко, напомним, что и сам Карманов долгое время играл в «ВО»), валторнист и композитор Аркадий Шилклопер, перкуссионист Мариан Калдарару. Режиссером-постановщиком стал Алекс Руснак, автором графической концепции – Игорь Гурович. Сдержанно-красивый видеоряд на экране стал одним из запоминающихся, визуально-важных моментов.
Но великолепные артисты, участники постановки – не из тех расхожих «звёзд», которые выступают по телевизору, допустим, в новогоднюю ночь. Давайте скажем честно, это герои для вполне определённого круга слушателей. Но это не значит, что всем остальным не нужно знакомство с реальным российским искусством, представленным в «Зарядье».
Отметим запомнившееся. Идея произведения возникла после того, как Карманов услышал хор «Cирин» под управлением Андрея Котова. Этому коллективу в Вертепе отдана главная роль – и визуальная, и акустическая. Вокалисты исполняют традиционные песнопения – от народных до литургичеких. Из глубины зрительного зала, распевая колядку, шёл детский хор «Веретёнце», он неспешно прогулялся по зрительному залу, поплясал, вызвал искренние и радостные аплодисменты.
Сергей Старостин часто был на авансцене, а во втором отделении он исполнил большой фрагмент с Марио Калдарару. Запомнилась сцена Рахили и Ирода — трагичная и психоделичная. Сам Ирод, а этот образ крепко прошит в коллективном подсознании, смысл персонажа не надо никому объяснять, напомнил героя песни группы НОМ «Случай в пионэрской комнате», а его воины в эполетах и с мечами походили на кукольных персонажей балагана… Вертепа, да.
Смерть приходит именно к Ироду, и наступает время рок-группы: звучит довольно сложный рок в сопровождении оркестр. До этого момента «Вежливый отказ» вежливо сидел на возвышении, группу почти не было видно, хотя бас-гитара Дмитрия Шумилова слышалась и сквозь оркестр. Но в итоге участие рокеров получилось заметным, «Отказ» с оркестром прозвучал насыщенно, мощно, как и номер с вокалом Романа Суслова «Hero D» (игра слов, Herod — это Ирод по-английски, — прим. ред.), написанный специально для спектакля. Музыка Вертепа образна и понятна.
Переходы от авторского материала к фрагментам церковной службы и народной музыки естественны. Но, с одной стороны, сюжет известен всем и это одно из «правил игры», а с другой, постоянно хотелось взять в руки несуществующую, увы, программку, чтобы понять, что же в данный конкретный момент происходит. Павел Карманов соединил образы, вектора, кажущиеся трудно совместимыми, и это была не лёгкая музыка – народный праздник получил консерваторский привкус с громом литавр, пением валторны и альпийского рога Аркадия Шилклопера.
Жанр постановки, как считают музыканты, они изобретали прямо по ходу действия. Многие зрители пребывали в абсолютном восторге от такого сочетания искусств, о чём свидетельствуют посты в соцсетях, но были и люди, привычные к телетрендам, ждавшие большей театрализации, прямолинейного символизма. Полюса вертепа – искреннее веселье «Веретёнца», эффектный профессионализм Шилклопера, одухотворенная углублённость «Сирина», виртуозный прог-рок «Вежливого Отказа» – сплелись воедино, и оказалось, что такое сложное полотно вполне может соответствовать очевидным критериям. Ведь всем должно быть понятно, что разговор идёт о главном, сделать всё надо эмоционально, качественно и ярко, при этом без пафоса и в народном духе. Все эти черты кармановский «Вертеп» явил в полный рост.
Александр В. ВОЛКОВ
Фото – Александр Панов.
11 января 2019 г.
Москва, КЦ "Зарядье"