Звуки «Зимнего МОРа»: Часть 2. Black Metal Stage
Март 30, 2023
Наталья Бондарева (37 статей)
Поделиться

Звуки «Зимнего МОРа»: Часть 2. Black Metal Stage

Этот день оказался самым сложным для меня. Сначала сложно было выбрать, куда же всё-таки больше хочется пойти, ну а когда выбор был сделан, вторая сложность вышла с написанием самого отчёта, ибо концерт лично для меня прошел в формате «ничего не понятно, но очень интересно».

Почему же выбор пал в этот раз именно на Black Stage? Всё просто. В этот день состоялась премьера нового проекта Александры Сидоровой и товарищей под названием «Мещера», который уже успел знатно нашуметь во всех музыкальных порталах и сообществах. Но обо всём по порядку.

Поскольку во второй день выступало уже семь групп, то с работы, чтобы успеть к началу, пришлось отпрашиваться очень рано. В клубе «Бумажная фабрика» я была впервые. Как обычно, поиск места по навигатору не особо к чему-либо привел, но, ориентируясь на «волосатых» ребят, я таки добралась до нужного места вовремя. Внутри клуб довольно примитивно обустроен: барная стойка при входе, небольшой зал со скромным светом, туалеты на цокольном этаже с толстыми грубо сколоченными из досок дверьми. В самом зале нет никакого декора – просто голые стенки, довольно душно, но сцена в общем, сравнивая другие небольшие клубы, оказалась неплохая. Звук был тоже вполне приемлемый. Для фестиваля довезли необходимое оборудование и по звуку и по свету, за что однозначно плюсик в карму организаторов.

VIP-секция представляла из себе несколько деревянных скамеек-ступеней от стенки до стенки, сделанных в виде амфитеатра, как бывает в московских парках, ну и несколько подушек, чтобы под попу подкладывать, если она устанет сидеть на жестком. По всему периметру стены сделан балкон, т.е. можно передвигаться без проблем где хочется. Цены в баре, в общем, вполне демократичные; бармены — приятные.

Сразу при входе в фойе развернулась большая торговая точка с мерчем, где, помимо традиционных футболок, толстовок, дисков и различной мелочёвки с логотипами групп, был представлен широкий ассортимент аудиокассет. Мода на них, как и на винил, снова набирает обороты, да и удовольствие это не из дешевых, чисто для ценителей и коллекционеров. Также все желающие могли сделать себе тематический черно-белый грим от профессионального визажиста.

В этот день мне удалось познакомиться с Викторией, которая мне в итоге подтвердила аккредитацию и, что было полной неожиданностью, выручила меня с объективом, благодаря чему получились хорошие фото, за что ей двойная благодарность. Также сразу хочу выразить большое спасибо всем музыкантам, которые помогли с написанием самого отчета, поделились сет-листами и подкорректировали текст.

Второй день фестиваля открывала московская группа Khlad, играющая современный post-black metal. Выступление их было самым коротким за вечер, т.к. группа совсем молодая. Она презентовала свой одноименный сингл, вышедший в прошлом году. По исполнению – это вполне качественный блэк с мощным скримом и тяжелыми гитарными рифами. Начав выступление с песни «Perpetual Cycle», которая, несмотря на англоязычное название, исполняется на русском, мы, превозмогая боль и страх, погрузились в творчество коллектива. Затем были «Ablaze», «Rapture of Misguided» и «Stillness». На этом короткое выступление «Хлада» и закончилось.

Сетлист группы «Khlad»: «Perpetual Cycle», «Ablaze», «Rapture of Misguided», «Stillness».

Продолжили фестиваль настоящие ветераны движения – московская симфо-блэк-метал-группа Sinful, образованная в 1999 году её бессменным лидером Андреем Реером. За более чем 20-летнюю историю она выпустила три студийных альбома, несколько синглов и ЕР. Её тексты посвящены философии и астрологии. Основная часть песен исполняется на английском языке, но музыканты не пренебрегают и родным, а также немецким и даже латынью. В общем, коллектив интересен со всех сторон. За плечами у Sinful большой опыт живых выступлений разного формата, в том числе на больших западных фестивалях, что было видно сразу. Во время пересменки сцену украсили парой конусообразных баннеров, а на сцену вышли настоящие холёные стильные красавцы в черно-красных костюмах и полном «боевом» раскрасе. Свет во время выступления тоже гармонично сочетался с их образами, что бывает не так часто, как хотелось бы.

Состав группы непостоянен, и на разных концертах можно наблюдать то троих, то четверых музыкантов на сцене. В этот вечер их было четверо: Андрей Реер, Олег Николенко, Семик Старшинов и Павел Маряшин. На творчество фронтмена большое влияние оказали такие группы как Immortal, Dimmu Borgir, Cradle Of Filth, Empеror и другие эталоны стиля. Со временем от всем привычного олдскульного симфо-блэка музыканты перешли к более современному. Они начали внедрять различные электронные примочки и сэмплы, постоянно экспериментировать с эффектами, что хорошо слышно на их самом свежем на сегодня альбоме «Crucify the Universe», вышедшем в 2019 году. Сегодня была исполнена большая часть песен с него. Кроме того, прозвучали и более ранние вещи, такие как «13-й апостол» и «Запретный плод». Также была представлена песня «Burning Ashes of the Past» с вышедшего в прошлом году сингла. Под финал Sinful исполнили отличный кавер на «Stigma Diabolicum» австрийцев Belphegor.

Сетлист группы Sinful: Mein Krieg, / One Day The Truth Will Definitely Out / The XIII-th Apostle / Burning Ashes Of The Past / Crucify The Universe / Forbidden Fruit / Stigma Diabolicum (Belphegor Cover).

Пока к выходу готовились следующие участники «Зимнего МОРа», на сцене тоже происходили перестановки. Вместо обычных микрофонных стоек появились стойки, украшенные черепами и рогами оленей. Потянуло зимним хладом, и на сцене, окутанной дымом, появилась группа «Мещера». Этот проект был образован буквально за полгода до фестиваля, но успел привлечь внимание многих любителей качественного металла. Это неудивительно, ведь основателями, авторами текстов и основными исполнителями являются Александра «Рысь» Сидорова (Zmey Gorynich, Smorodina Reka, Sky Too High, Imperial Age и др.) и Дмитрий Кокарев (Sympuls-Е). Они сумели удивительным образом соединить эпик-дарк-фолк и атмосферный блэк-метал, украшенный чистым народным и академическим пением Александры и гроулом Дмитрия, местами переходящим в скрим, горловое пение и чистый вокал. Также группа начала использовать на записи настоящие гусли, что совсем не типично для блэк-метала.

Идея совместного проекта родилась спонтанно после фестиваля «Extreme Metal Gig» в клубе «Город», где Саша была организатором, а Дима выступал с Sympuls-Е. Слово за слово, они поделились друг с другом мыслями и идеями и решили объединить силы в новом стиле, сочетающем фолк и блэк-метал в необычной обработке. И понеслось-поехало… Проект получился междугородним, т.к. часть музыкантов живет в Москве, а часть в Рязани, из-за есть определенные сложности с репетициями. Демо записывали каждый у себя, получился полноценный EP «Сказки Чёрных лесов», записанный и сведенный уже в нормальной студии и с участием полноценного состава, который и был представлен на сцене.

В текстах упор делается на древнеславянскую историю, мифологию, сказки и сказания, и не только про Мещерские леса, но и другие земли Средней полосы России, включая Подмосковье, которое немногие музыканты упоминают в своём творчестве. Отдельно хочется отметить костюмы, в разработке которых принимал участие Александр Блинов, директор реконструкторского клуба «Белый кречет». Все мужчины предстали в образе древнерусских воинов, вокалистка – в образе лесной богини, повелительницы и жнеца человеческих душ. Оформлением обложки сингла также занималась Александра.

Свое выступление «Мещера» начали с песни «В неведомых топях», повествующей о том, что все мы – непрерывная цепь всего живого, и рано или поздно станем частицей реки, которая пробирается сквозь лесные чащобы и болота, впитывая голоса ушедшего народа. Но где бы мы ни были, мы вернемся на родную землю в виде капель дождя, завершив свой жизненный цикл и начав новый. Затем был невероятно атмосферный «Страж сосновых чащоб», где мы уже слышим флейту. Это хранитель Мещерских лесов, «его взор словно сокол добычу узрит, его ноги – сотни оленьих копыт…» Бойся и уважай его, усталый странник, коли хочешь вернуться домой! Суровы зимы в наших краях, и только дух ветра «Зимним хладом» гуляет по верхушкам замерзших деревьев и безжизненным занесенным снегом полям. Именно в такое время лишний раз начинаешь прислушиваться к своему внутреннему голосу и принимаешь, что ты — часть природы, ты тоже животное, и пора отдать дань предкам и богам, оказавшись на пороге Нави. На что ты готов пойти ради любви? Об этом поведают «Сказки Черных лесов». Тут уже ведущая вокальная партия принадлежит Диме. Завершили свое короткое, но насыщенное выступление «Мещера» песней «Взор Безликих», которой ещё нет даже в онлайн-формате.

Если коротко, у «Мещеры» было одно из лучших выступлений вечера. Премьера прошла на отлично, с чем от души всех поздравляю! Было заметно сильное волнение Александры во время выступления, даже дрожь в руках, но, как настоящий профессионал, она не подавала вида и достойно отыграла свой сет. А Дмитрий раскрыл себя ещё полнее как вокалист. Была парочка заминочек в начале выступления, но не забываем, что это дебют, и что ребята живут в разных городах и не так часто могут репетировать вместе. Свет также создал правильную атмосферу на сцене. Нет претензий и к звуку. В середине июня нас ждет большое сольное выступление «Мещеры» с презентацией полноформатного альбома, который мы с нетерпением ждём.

 

Группа «Мещера»: Александра Сидорова – вокал; Дмитрий Кокарев – вокал, мультиинструменталист; Святослав Креков – ударные; Максим Аюпов – бас-гитара.

Сет-лист группы «Мещера»: В неведомых топях / Страж сосновых чащоб / Зимним хладом / Сказки Чёрных Лесов / Взор безликих.

Пока я переводила дух и общалась с ребятами из «Мещеры», место на сцене заняли не менее интересные и колоритные Night Abyss. Группа была образована в 2004 году в подмосковном Орехово-Зуеве и играет в стиле мелодик блэк/дэт-метал. Основателем является Alex Scream (вокал/гитара). В начале карьеры группа активно гастролировала по стране, играя самый что ни на есть тру-блэк-метал, но в 2009 году распалась и лишь спустя восемь лет собралась в новом составе. Звучание стало более современным, добавился некий мелодизм, при этом сохранилась вся «трушная» злоба и мрачность. Сейчас группа работает над записью первого полноформатного студийного альбома. Адепты «Темной Бездны» продолжают сеять проклятия и ненависть, погружать мир в хаос и безумие, идти наперекор устоявшейся системе, произносить заклинания во имя Темной Луны и распевать гимны Черному Дракону Нидхёггу, чтобы узрел всякий пришедший ярость Великого Зверя. Под «Intro» группа вышла на сцену.

Первая песня, «The Сrushing of the Heavens Gates», посвящалась огню, после «Проклятия» был совершен ритуал мизантропии во имя Темной Богини «Misanthropic Ritual», следом давшая имя группе песня «Night Abyss» и очередное демоническое лунное заклинание «Demonic Lunar Spell». Вот и Великий Нидхёгг, владыка Темного царства, несущий хаос и смерть, вышел на охоту за трупами. А кто избежит участи быть съеденным Драконом, того все равно поглотит Тьма, или он погибнет в объятиях Смерти. Одним словом, «Night Abyss» — хороший добротный блэк со всеми присущими ему атрибутами и образами. Каждая песня сопровождалась мощным слэмом в зале, в котором участвовали не только парни, но и девчонки.

«Night Abyss»: Alex Scream – вокал, гитара; DarkJes – гитара; Toss – бас; Dwemmer – ударные.

Сетлист «Night Abyss»: Intro (new track) / The crushing of the heavens gates / Curse / Misanthropic Ritual / Night Abyss / Magic ice / Demonic Lunar Spell / Twilight of Nidhogg / Mistress of eternal / Darkness / Psevdogod death / Embrace of Death.

Следующий коллектив был не менее вызывающим во всех отношениях. Черепа на клавишных, развешанные на сцене баннеры, тонны грима и крови, косухи и рясы, классические ремни с пулями, браслеты с настоящими длинными гвоздями, вся сцена в огне от красных фонарей. Это Frostlagte Måne, исполняющие atmospheric black metal в лучших его традициях и с сохранением всех атрибутов стиля. Они – твой самый страшный кошмар, властелины тьмы, почитатели мистических ритуалов и плясок смерти, сеятели ненависти и разрушений, доводящие до депрессии и самоуничтожения. Музыка вместо слов, красота и проявление воли как отражение вкусов, уродство и ярость как форма подачи.

Свой творческий путь они начали в далеком 2008 году. Сначала это был one-man-проект вокалиста/гитариста Ugyldigråter, к которому позже присоединились другие участники. Они начали играть кавера различных блэк-метал-коллективов, но вскоре приступили к написанию собственного материала. Год спустя ограниченным тиражом выходит первое демо, а в скором времени — и дебютный альбом в домашней студии Ikarus Records. После этого группа начинает активно гастролировать по стране. На сегодняшний день у неё записано два полноформатных альбома и идет работа над третьим.

Этим вечером вместе с нами в транс впадали: Ugyldigråter (гитара вокал); Forvrengtånd (гитара); Nørdrittaær (бас, гроул) ; Ogtavårium Monnotheisth (ударные).

Сетлист «Frostlagte Måne»: Funeral of the Queen (A Clock Orange Theme by Henry Purcell) / Fuck off the Moscow Black Metal Scene / Possessed (about bitch, about worm) / Huldrelokk (Gorgoroth cover) / Autumn Fog and Rain / Sense of God.

Второй день фестиваля неизбежно приближался к концу, и вот на сцену поднялись роскошные девушки из Blackthorn. Со словами «Превращаем добрый вечер в злой. Поехали!» – они начали рубиться по полной программе, доводя публику до полного изнеможения и творческого экстаза.
Это единственный в нашей стране чисто женский коллектив, играющий в стиле symphonic extreme metal. Секрет их магии прост – оригинальное сочетание симфоник-, блэк- и готик-метала, «призрачного» сопрано, неистового гроула и скрима, и всё это в сопровождении живой скрипки и с оккультными темами в текстах. Образовались Blackthorn в 2004 году, на сегодняшний день выпустили три полноформатных альбома и несколько ЕР, а недавно у них вышел еще и макси-сингл «Зелья Черного Потоки», на очереди ещё один диск.

Музыка Blackthorn – это постоянные эксперименты с новым звучанием. Так, на альбоме 2011 года «Codex Archaos» можно услышать хор Silver Voice Московской консерватории. По словам Айны, основной идеей альбома была «попытка описать ритуалы древнего магического кодекса Архаос», в котором поэтапно рассказывается о методах познания себя, о том, как важно понять и принять себя в глобальных масштабах как неотъемлемую часть вселенского хаоса. «Прочь от света спустись в хаос, и найдешь истинный свет!»
Альбом 2015 года «Witch Cult Ternion» посвящен культу Луны и рассказывает «историю древних тройственных богинь», но интерпретирует её по-своему, воплощая образ «трех злых сестер-ведьм, правящих миром со своими темными силами». Он выполнен в духе ранних Cradle of Filth, а также Epica, Dimmu Borgir и Lacrimosa.

«Blackthorn»: Aina – вокал (сопрано, скрим); Elvira (гитары, гроул); Greta (бас); Less (скрипка); Acotath (барабаны).

Сет-лист «Blackthorn»: Witch Cult Ternion / Sabbath Call / The Nethersource / Feast Upon Lifeblood / Nightshade Crypt / Nexus Sevenfold / Господин Зеркало (саундтрек к игре Ведьмак-3 ) / Терновая зима.

Хедлайнерами вечера была московская группа «БѢСЪ» (с «ять» и «ер» на конце обязательно), играющие ritual black metal. Не «музицирующие», а именно что «играющие», их выступление — это настоящий театр одного актера по имени Блазень! Он же Деметр Грэйл, который также является фронтменом Arcanorum Astrum, Grailight, Zmey Gorynich, Skylord, Nimphaion, Lunae Ortus и других. На сцене появился алтарь с красной библией, свечи и под звуки «Исхода»: «Азъ ѥсмь / Бѣсъ / Пришедый въ мiръ / Ѿ зѣмли Навiѧ / Творить кощьбу» – началось таинство с заклятиями на древнеславянском языке. Паства была под стать главному зачинщику сего мракобесия. Черно-красные костюмы с огненно красными лицами, как у Hellboy, разве что не хватало рогов и дьявольских копыт, чтобы в полной мере ощутить дыхание вызываемых адских существ.

Жесткий мужской скрим, звон колоколов им заменили скоростные бласт-биты и жужжание гитар: эта музыка пропитана ненавистью, злобой, проклятиями и оскорблениями. Тексты прославляют Чернобога и Лихо Одноглазое, взывают к Маре и призывают адский огонь. На сегодняшний день записан один полноформатный альбом «Кощунства» (2020), и одноименный сингл, вышедший годом ранее. Музыка настолько гармонично сочетается с текстами, что смотрится и слушается на одном дыхании. Кстати, стоит упомянуть, что в записи весьма атмосферной песни «Мара-Ма» принимала участие Александра Сидорова, которая, к большому сожалению, сегодня не смогла присоединиться к ребятам.

Сет-лист группы «БесЪ»: Исходъ / Коще Омракъ / Пекло, Взыди! / Лиху Сляхъ / Царская печать / Страхъ, Петля и Яма / Мара-Ма / Христа Изъедоша / Чернобогъ.

Второй день «Зимнего МОРа – 2023» подошел к концу. Еду домой переваривать впечатления. Всё в этот день для меня было новое, впервые увиденное и услышанное, но от этого не менее интересное.

Выражаю большое спасибо Виктории Фоминой за помощь в получении аккредитации и за то, что поделилась объективом, благодаря чему получилось сделать большую часть фотоотчета. Также отдельное спасибо всем музыкантам за общение и за то, что поделились сет-листами, которых не хватало, и замечаниями по тексту.

Продолжение следует…

Текст и фото – Наталья БОНДАРЕВА

Все фото — 

или https://vk.com/album-2548741_292437394

Общее впечатление

11 февраля 2023 г.
Москва, клуб «Бумажная фабрика».
Khlad, Sinful, Мещера, Night Abyss, Frostlagte Måne, Blackthorn, БѢСЪ

Наталья Бондарева

Наталья Бондарева