Uriah Heep: Шарики и волшебство
Июнь 3, 2015
Игорь Швейцер (55 статей)
Поделиться

Uriah Heep: Шарики и волшебство

Признаюсь честно: долго, – и наверняка к неудовольствию нуждающихся в нём, – не мог я взяться за написание этого небольшого рассказика о концерте легендарных английских хард-рокеров. Но не судите слишком строго: иногда слова ложатся сами, ты полон мыслей и эмоций. Здесь же ощущения были иными – словно автора строк настигла та пустота, которую многие критики отметили, рецензируя последнюю студийную работу Heep.

И хотя сам я по-прежнему нахожу её симпатичной и не без музыкальных достоинств, вынужден признать, что, по моим ощущениям, магический дух продолжает покидать группу.

В пояснение – анекдот.
Пришел мужик в магазин, чтобы купить воздушных шариков к празднику. В магазине его встречает грустный продавец.
— У вас есть воздушные шарики?
— Есть, но они бракованные.
— Они что – дырявые?
— Нет, не дырявые.
— Что, не надуваются?
— Да нет, нормально надуваются.
— Они не цветные?
— Все расцветки есть.
— Так в чем же брак?!
— НЕ РАДУЮТ.

При этом, если брать именно концертную репрезентацию всего того огромного багажа, что накопила группа за 45 лет, придраться чисто технически можно лишь к мелочам. Вот, допустим, фронтмен группы – Берни Шоу. Его конферанс похож на зазывания продавца в американской лавочке, если вам понятна параллель. Мол, смотрите, у нас всё есть – и старое, и новое, и боевички, и эпики. Вроде и поёт хорошо. Небольшое количество технического брака в расчёт не берём – этим грешат и куда более маститые, нежели Берни, звёзды. Вспоминаешь, анализируешь, думаешь – и не можешь понять, что же здесь не так, если всё вроде бы сделано правильно. А потом – вдруг, словно удар молнией, осеняет вопросом: а для чего вдруг певцу вся эта многословность, все эти рассказы, про то, как они любят прог-рок вообще и 70-е в частности?

Будучи далёким от мысли, что всё это напускное и неискреннее, всё же уверен: не хватает куража от самой музыки, её нужно «объяснить» аудитории, а возможно, и себе самим. Публика, судя по всему, и в Москве давно уже понимает почти всё, что говорит мистер Шоу. Вы можете возразить, что, допустим, так же ведёт себя на сцене Ян Гиллан, порой в паузах говорящий просто без остановки. Да, правда – но там это часть АУТЕНТИЧНОГО шоу, в то время как Берни всей этой болтовнёй, где, к тому же, порой искажаются исторические факты, лишний раз напоминает нам, что мы давно уже не в 70-х. А «Хип», нравится это кому-то или нет, – это прежде всего 70-е, их дух и слава. Со всей неряшливостью в игре, с полупьяными музыкантами, с атмосферой праздника, а не работы. Но не знаю, как другие, я же ощущаю гораздо больше второго, нежели первого.

При этом, опять же, придраться можно лишь к мелочам. Что Рассел Гилбрук по-прежнему, несмотря на высокую скорость игры как руками так и ногами, местами «теряет» ритм, а порой просто, что называется, перестукивает. Хотя его интро к концерту – прелюдия «Speed Of Sound» – звучало свежо. И вообще надо признать, что освежился и сет-лист в целом, на сей раз обогащённый как довольно подробным представлением новой пластинки группы, так и возвращением… нет, не к фантазии, а к несколько подзабытым композициям 1977-го, 1982-го и даже 2008-го годов. Ну а чтоб окончательно очаровать и удовлетворить всех страждущих, Мик и Ко. ввели в программу «День рождения волшебника». В целом всё звучало удачно – но не слишком ли много всего разного для одной группы? Вы помните: «Это слишком много для Атоса и слишком мало для графа Де Ла Фер»? С учетом того, что лидеры нынешнего состава всегда подчёркивают приверженность такому вот «винегретному» подходу, наверное, нет. Это тоже часть шоу. Да, не слишком аутентичного, напоминающего формальные юбилеи и пышные праздники, изначальная суть которых на самом деле давно утрачена. При всём при том народ по-прежнему собирается в изобилии, ликует, и пока это происходит, Мику и товарищам рано собираться на покой.

P.S. Для любителей подробностей – еще несколько тезисов по поводу концерта. Звук в «Крокусе» был отстроен так, что лишь перед самой сценой было отчётливо слышно голоса, а в зале они запросто терялись в общем гуле. Не иначе как отсутствие звукоинженера Шарлотты Эванс, прежней front of the house engineer (работа за микшерским пультом в центре зала), продолжает сказываться весьма остро. Впервые за бог знает сколько лет в программу не попала «Stealin’» – и хотя вряд ли есть у этой песни антагонисты, перемена, пожалуй, к лучшему, ибо заиграли её уже не то что до дыр – до усталости на подсознательном уровне. Новый бас-гитарист Риммер всё так же находится несколько в тени, на него почти не падает свет, хотя, в отличие от прошлого раза, он уже участвует в «хоровом пении» а-ля «Хип». Клавишник Фил Лэнзон на сей раз даже чуть-чуть спел соло – маленький фрагмент в центре «The Magician’s Birthday», однако расслышать это было крайне проблематично ввиду уже упомянутых особенностей микса. Седовласый Мик Бокс во время одной из композиций так активно подкидывал свою шестиструнную подругу с помощью энергичных движений бёдрами, что возбудил, судя по отчётам в интернете, не одну юную поклонницу. Как говорится, седина в бороду – бес в ребро. В молодости он так вроде бы не хулиганил.

Ну а в общем и целом, перефразируя самого Мика, it’s a funny ole Heep – but different.

Сет-лист: Speed of Sound, The Hanging Tree, Too Scared to Run, The Law, The Outsider, Sunrise, The Magician’s Birthday, What Kind of God, One Minute, Can’t Take That Away, July Morning, Lady in Black. Encore: Gypsy, Easy Livin’

Игорь ШВЕЙЦЕР
Фото автора.
Благодарим Владимира Казыханова (Razzle Wolf Concerts) за аккредитацию.

Игорь Швейцер

Игорь Швейцер