Tiamat: Где-то в облаках
Ноябрь 10, 2018
Алексей Евдокимов (126 статей)
Поделиться

Tiamat: Где-то в облаках

Культовая шведская метал-группа Tiamat в России выступает не часто, но регулярно. В прошлый раз в Петербург музыканты приезжали два года назад, хотя новых записей у них не было с 2012-го, а в 2014-м лидер коллектива Йохан Эдлунд заявлял о своём уходе.

Поэтому новость о готовящемся туре взбодрила приунывших фанатов, а когда оказалось, что в этом туре группа, уже давно переключившаяся с дум-дэта на дарк-метал, будет исполнять программу альбомов “Clouds” и “Wildhoney”, вопросов не оставалось – надо идти. В своё время именно альбом “Clouds” поднял планку дум-дэт-метал, буквально за год до этого установленную британскими коллегами, на новый уровень. А после выхода психологического и сомнамбулического “Wildhoney” группа и вовсе перенесла этот стиль в другое, недосягаемое измерение. Эти альбомы, как, впрочем, и поздние работы Tiamat, по-своему уникальны. И, что интересно, прямых последователей у группы с тех пор не появилось.

Местом встречи был удачно расположенный в здании бывшего Варшавского вокзала клуб «Зал Ожидания». К заявлению о начале концерта в 19 часов мы отнеслись с оправданным скепсисом, но только в 20:00 на сцене появилась группа разогрева Nexus, участие которой особо не анонсировалось. Немного индустриализованный готик-метал Nexus был подан бодро, с экспрессией, но со стороны песни звучали штампованно, и объективно появление группы на сцене в этот вечер было, мягко говоря, не очень уместным. По окончанию разогрева зал был предельно полон. Хотя, пожалуй, 13 лет назад на концерте Tiamat в клубе «Порт» публики было больше…

Некоторое время назад я слышал, что Йохан Эдлунд вернулся к своему старому пристрастию и здорово сдал… Но вот команда появляется на сцене, и есть шанс лично это оценить. Начав строго в хронологическом порядке, Tiamat стартовали с альбома “Clouds”: “In A Dream”, “Clouds”, “Smell Of Incense”, “A Caress Of Stars” прошли как по маслу. Инструментальная составляющая великолепна: живой звук группы не был ни оглушительным, ни грязным, у музыкантов и звукорежиссёра получилось добиться баланса чистого и тяжёлого звучания. Эдлунд, пожалуй, всегда смотрелся эксцентрично, но в этот раз он выглядел действительно неважно, а шляпа, с которой он не расставался, дополняла его сгорбленную фигуру, набрасывая ещё пяток лет к его 47. Но как вокалист он был убедителен, как фронтмен — умеренно артистичен, и хотя его экспрессии не хватало энергии, ненаигранная болезненность вполне соответствовала духу материала. Тот же “Scapegoat” был обыгран, скажем так, по-новому, однако наблюдать за этим выступлением было интересно.

Отыграв почти полностью альбом “Clouds” (увы, не была исполнена “Undressed”), группа перешла к “Wildhoney”. Когда начинают превозносить русский рок за его путаные и задушевные тексты, вспоминается Tiamat с нетленным хитом “Whatever That Hurts”. И чуть прозвучали первые риффы композиции, память услужливо подкинула строчки этой психоделической шарады: “Decoction of jimsonweed / Slimy trailing plants distil / Claustrophobia and blood mixed seed / Cursed downstairs against my will”. Вкрадчивая мелодия льётся густым отваром из дурмана, и мёд ядовитых трав исторгает пьянящий аромат под зловещий шёпот Эдлунда…

Всё шло отлично, зал был доволен, но в какой-то момент начало казаться, что Йохан уже не с нами, что он именно что держится из последних сил. А поведение во время исполнения “Do You Dream of Me” вызвало всеобщее недоумение: было непонятно, то ли он забыл слова песни, то ли это была неуклюжая попытка импровизации. И всё же большую часть времени он не забывал о роли фронтмена и предварял некоторые песни рассуждениями о братстве, любви и правах человека в широком смысле. Но это, скажем так, не воспринималось… Если объективно, то в какой-то момент был смысл просто поставить на сцене стулья и дать группе сыграть в акустике что-то расслабленное в духе “Too Far Gone”. Однако стульев не было. Отыграв почти полностью альбом (в сет не вошла колыбельная “A Pocket Size Sun”), Tiamat исполнили на бис две песни из чуть более поздних альбомов – символические “Cain” и “Vote For Love”. В завершении концерта был исполнен гимн последних дней “Gaia”.

Tiamat образца 2005 года запомнились мне суровым, действительно мрачным и отлично поставленным выступлением. Хотя тогда они исполняли относительно новый на тот момент и объективно более лёгкий по сравнению с ранним материал, это было внушительное, мощное шоу. Исполнение думовой классики в «Зале ожидания» такого же сильного впечатления не произвело, но из очевидных плюсов — группа на сцене вела себя по-домашнему, играла знакомые песни, и сама, похоже, получала от выступления удовольствие. Ну, кроме Эдлунда, за него трудно говорить. Этот концерт нельзя однозначно назвать плохим или хорошим. Совокупное усилие музыкантов, весьма приличный звук, отличный сет-лист и, несмотря ни на что, достойный уровень исполнения большей части материала перевесили некоторый сумбур, внесённый потерянным фронтменом. Этот концерт определённо стоило посетить.

Сет-лист: In a Dream, Clouds, Smell of Incense, A Caress of Stars, The Sleeping Beauty, Forever Burning Flames, The Scapegoat, Wildhoney, Whatever That Hurts, The Ar, Do You Dream of Me?, Visionaire. Бис: Cain, Vote for Love, Gaia.

Алексей ЕВДОКИМОВ
Фотографии: Дмитрий Цепляев.
Благодарим Анастасию Потапову (Spika Concerts) за аккредитацию.

Общее впечатление

31 октября 2018 г.
Санкт-Петербург, клуб "Зал ожидания"
Spika Concerts

Алексей Евдокимов

Алексей Евдокимов