The World of Hans Zimmer: Миссия – киномузыка
Февраль 12, 2020
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

The World of Hans Zimmer: Миссия – киномузыка

Аншлаг, все билеты по разумным ценам раскуплены, толпы фанатов стекаются ко всем входам… Малая ВТБ-арена, она же бывший спорткомплекс «Динамо» (тот самый, где впервые в России сыграли Deep Purple), заполнена «от и до». Гаснет свет в зале, на сцену выходят оркестранты, а над ними загораются большие буквы «H» и «Z» – инициалы кинокомпозитора Ханса Циммера.

Симфонический оркестр, который собирает стадионы – мыслимо ли такое? Казалось бы, оркестровая музыка давно стала нишевой, а если и случается ей обрести многотысячную аудиторию, то разве что в качестве одной из частей какого-нибудь более глобального праздника или, скажем, в роли сопровождения какой-нибудь суперпопулярной поп- или рок-группы. Но бывают и исключения. Это киномузыка. Недаром дедушка Ленин ещё сто лет назад говорил, что важнейшим из искусств является кино – и аудитория фильмов, мультиков, сериалов по-прежнему огромны. А в качестве звукового оформления к фильмам до сих пор самыми востребованными остаются старые добрые оркестры. Не удивительно ли – сколько всего случилось за этот век, появилось звукоусиление, электрические инструменты, синтезаторы, компьютеры – а всё равно основа основ всё та же, что и два века назад. Хотя, конечно, все достижения современности киномузыка взяла в оборот. Хорошая песня в успешном фильме может стать трамплином к славе для певцов и певиц, способна воскресить карьеру полузабытой легенды или напомнить людям о целом жанре… И есть, конечно, свои чисто «киношные» герои – композиторы. Не раз, беседуя с музыкантами тяжелых жанров, случалось слышать от них – мол, вот мне бы дали саундтрек к кино писать, вот это моя мечта, вот бы я развернулся! Но места уже заняты. Одно из первых с конца 80-х удерживает Ханс Циммер. Серьёзные картины и боевики, мультфильмы и приключенческие сериалы, научная фантастика и мелодрама – всё ему по плечу. Одни считают его гением, другие – живой музыкальной фабрикой по воспроизводству хитов, так или иначе, хиты эти слышал весь мир, и спрос на такую музыку живьём очевиден… Тем более освящённую именем самого её автора…

…А вот автора-то на шоу, озаглавленном «The World of Hans Zimmer», и нет! А что такого, ведь в классической музыке присутствие автора вовсе не обязательно. Правда, Циммер – хоть и классик, но вполне живой и в расцвете сил, всего 62 года, и с 2014 по 2019 год выходил на сцену с проектом «Hans Zimmer Live» в качестве гитариста и клавишника, и обещает возобновить его в 2021-м. А в нынешнем решил взять паузу и отправить оркестр без своего участия. Но в составе, которому позавидуют иные суперзвёздные коллективы. Прежде всего приковывает внимание имя Лизы Джерард, вокалистки великих Dead Can Dance. С Циммером она работала над фильмом «Гладиатор». И хоть в программе у неё всего два выхода, ради них стоит побывать на выступлении. Ещё одна звезда и обаятельный сценический персонаж – флейтист и исполнитель на этнических духовых Педро Юсташ, игравший в саундтреке к «Пиратам Карибского моря». Жаль, не играет сейчас гитарист Гатри Гован (но мы его скоро услышим в Москве в составе The Aristocrats), его место занял мастер фламенко-гитары Амир Джон Хаддад. С бас-гитаристом колумбийского происхождения Хуаном Гарсия-Эрреросом нам довелось познакомиться и сделать интервью за день до концерта – его сольники на стыке джаз-рока, этники и хэви-метала стоят отдельного разговора и целого материала. Наконец, большая команда солистов оркестра – эффектные виолончелистки, перкуссионистки, певицы. Плюс сам оркестр и хор, который был «арендован» в Белоруссии – это Симфонический оркестр Большого театра из Минска, а также хор Белорусского телерадио.

Управляет всей этой роскошью дирижёр Гэвин Гринуэй, помощник и соавтор Циммера на протяжении уже четверти века. А сам маэстро тоже предстал перед залом – виртуально, на огромном составном экране за сценой. Он представлял треки, рассказывал истории их создания, приглашал в кадр соавторов и даже подыгрывал живому оркестру на домашнем фортепиано в теме «Inception». «Меня спрашивают, почему я пишу музыку для мультфильмов. И я отвечаю: потому что у меня есть дети. Но это неправда, на самом деле я сам ещё ребёнок!» – рассказывает он, предваряя тему из «Короля-льва». Зал аплодирует. Такие полувиртуальные шоу уже становятся привычными. Кто же это начал? Может, Queen, у которых Адам Ламберт ведёт диалог с экранным Фредди Меркьюри? Или Ян Андерсон, подпевающий самому себе в записи? И чем дальше, тем такого будет больше. А у Циммера отсутствие самого Циммера вообще не ощущается как проблема: перед тобой полсотни оркестрантов и солистов, куда уж живее-то! Плюс прекрасный продуманный свет и видео на экранах- крупные планы солистов сменяются кадрами из фильмов, так что порой сознание само собой соскакивает на их героев, которые куда-то бегут, скачут, летят, плывут, и вдруг музыка воспринимается уже не как главный объект, а как фон, поддержка действию… То есть именно так, как она и задумывалась.

Так всё-таки, концерт с видеорядом или киносеанс со звуковым сопровождением? И то, и другое – универсально привлекательное, безупречно качественное и подходящее всем развлечение. «Я хожу на концерты иногда, раз в месяц-другой, – говорит один парень лет 30 другому, что по соседству. – Фильмов сейчас хороших нет, совсем уж на попсу я ходить не буду, а драм-н-басс и джангл наслушался…» «А я вот на японских металлисток пойду», – отвечает второй. Оба смеются. Конечно, на каждого случайного посетителя найдется и неслучайный. Вот друзья из нашего города Троицка – они играют в ансамбле, который недавно исполнял целую программу саундтреков к кинофильмам. Два из них были циммеровские, включая «Пиратов». Они купили билеты после первых же анонсов, ждали концерт и остались в абсолютном восторге.

Это шоу — не только для фанатов кино. С точки зрения исполнительской было что послушать. Готичный вокал божественной Лизы Джерард, выступавшей в «Гладиаторе» дуэтом с оперной певицей Асей Кадрич, оперное сопрано в сюите по фильму «Код Да Винчи», стилизации под григорианские хоралы (боюсь соврать, назвав не ту вокалистку – их в касте несколько), фламенко-гитара Амира Хаддада в «Mission Impossible 2», виолончельное соло-плач в теме к «Ганнибалу» (как сказал композитор с экрана, для него эта история – прежде всего о любви), виртуозное и разнообразное басовое соло Гарсии-Эррероса во вступлении к «Гладиатору»… Про басиста мы ещё напишем, но вкратце: у него необычный шестиструнный бас, или, как он его называет, контрабас-гитара, с удлинённым грифом и большим числом ладов. Звук у инструмента, однако, всё ещё басовый, без гитарного «мяса». Музыкант блеснул и виртуозным слэпом, и хитрыми способами звукоизвлечения – например, молотил по корпусу большой пушистой колотушкой, отчего инструмент издавал этакий зловещий гул. Думаю, концерт сольной группы колумбийца должен быть очень интересным.

Частая проблема проектов, соединяющий рок-ансамбль и оркестр – добиться нужного баланса между ними. Здесь, конечно, рока мало, но электрические инструменты всё же есть, как и подзвученные симфонические, а зал – не очень-то предназначенная для этого ледовая арена. Но звукорежиссёры добились совершенно идеального, уравновешенного, разборчивого, громкого и вместе с тем комфортного звука, в котором было слышно всё – от литавр до хоров, что на «этажерках» по бокам сцены. (Кстати, обычно хоры загораживала пара экранов по бокам, но когда приходило время вступать голосам, экраны отъезжали.)

Чем всё это закончится, можно было предсказать заранее. Поклоны, аплодисменты, представления музыкантов и… все рассаживаются снова, и звучит тема из «Пиратов Карибского моря», а на экране бушуют волны, пираты берут корабль на абордаж, герой побеждает одного соперника за другим и целует возлюбленную… Романтика – бессмертна, а значит, и музыка эта – тоже.

Сет-лист: The Dark Knight, King Arthur, Mission Impossible 2, Pearl Harbor, Rush, The Da Vinci Code. (Антракт.) Madagascar, Spirit – Stallion of the Cimarron, Kung Fu Panda, The Holiday, Hannibal, The Lion King, Gladiator, Inception, Pirates of the Caribbean.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Монику Мюллер (менеджер Хуана Гарсия-Эррероса) и Анастасию Кругликову (TCI Concerts) за аккредитацию на концерт.
Все фото:

Или https://vk.com/album2483887_269156514

Общее впечатление

6 февраля 2020 г.
Москва, "Динамо" (ВТБ Арена)
TCI Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер