Tony Kaye “End of Innocence” (2021)
Тони Кэй – клавишник первого состава группы Yes, также игравший в ней в 1980-е и в начале 1990-х. Пожалуй, больше всего запомнились его партии на “Time and a Word” (1970) и “The Yes Album” (1971), а такие вещи, как “Then”, “Astral Traveller» и “Yours Is No Disgrace” трудно представить без его электрооргана…
Так вот. Альбом “End of Innocence” по стилистике не близок ни к раннему, ни к позднему Yes. Разве что первую половину “Let’s Roll” можно представить как клавишное соло Кэя с какого-нибудь концерта Yes начала 90-х. Более того, и с прогрессивным роком он в принципе не имеет почти ничего общего. Это основанная на звучании электронных клавишных «музыка для воображаемого фильма», причём сюжетом для такого фильма выступают трагические события 11 сентября 2001 года. Вышел альбом, кстати, 10 сентября 2021 года – к 20-летию американской трагедии. И, соответственно, Тони Кэй выступает как конкурент не Эмерсона или Уэйкмана, а Морриконе или Бадаламенти. И в целом «конкурентную борьбу» он проигрывает.
Тони играет на всех инструментах, в основном (или исключительно) клавишных; ударные, видимо, запрограммированы. В его музыке встречаются интересные аккордовые последовательности, можно обнаружить экскурсы в блюз, джаз, неоклассику и даже в нечто «псевдоближневосточное». Кэй открыт разным стилям, и это плюс альбома. В одном треке на барабанах помогает Джей Шеллен, участвующий в некоторых современных релизах Yes, а еще в паре треков появляются вокальные партии в исполнении жены Тони, Дани Торчиа.
Музыка “End of Innocence” в целом гармонична, не лишена композиционных находок и аранжировочных изысков. Однако цепляющих и щемящих мелодий уровня Морриконе или Бадаламенти в ней не найти, а трагизма, присущего лучшим произведениям King Crimson, Van Der Graaf Generator, Pain of Salvation, и соответствующего событиям, о которых «идёт речь» на альбоме, тем более не отыскать. 73 минуты и 16 треков инструментальной (за редкими исключениями) музыки преимущественно фонового характера могли бы цепко захватить внимание слушателя, если бы действительно сопровождались фильмом. Но его нет, и вместо пронзительного рассказа о трагедии 11 сентября получились качественные музыкальные обои, правда, не лишённые как атмосферности, так и ярких моментов. Таких как, например, связка из треков “Let’s Roll”, “Tug of War”, “Flight 11” и “Towers Fall”, ближе к концу которой достигается почти убедительный драматизм. К сожалению, следующая за ними сочащаяся патокой поп-песня “Sweetest Dreams” с вокалом вышеупомянутой Дани Торчиа, которой до Агнеты Фельтскуг или Adele почти бесконечно далеко, сводит этот драматизм на нет. Также небезынтересны “911 Overture”, “Battle Cry”, концовка “The Battle”, но в целом эта 11-минутная вещь скучна и затянута. За ней следуют три завершающие альбом трека – “Hope and Triumph”, “Homecoming” и “Ground Zero”, в которых автор, видимо, пытался обрисовать некий хэппи-энд и создать позитивное настроение. Но то, что прекрасно получается у Yes, гораздо хуже выходит у Тони Кэя соло, особенно в композииции про «Надежду и Триумф» – звучит она чрезвычайно банально. И заканчивается альбом аккордами, напоминающими в лучшем случае не самые удачные инструментальные треки позднего Camel, например, образца “Dust and Dreams”.
И всё-таки у “End of Innocence” есть художественную ценность, и если вам в принципе интересна «кинематографическая» и «атмосферная» музыка, и вы не ждёте от Тони Кэя чего-то похожего на классический прог-рок, то, возможно, этот альбом вы оцените. Но те, кто не выносят слащавости и грустного пафоса, будут разочарованы.
Иван Розмаинский
cinematic/atmospheric/soundtrack 6/10
Cherry Red Records