Роберто Диас (Anima Mundi): Дух лампы
Декабрь 23, 2013
Ольга Потехина (4 статей)
Поделиться

Роберто Диас (Anima Mundi): Дух лампы

Нынешний год для команды Anima Mundi из Кубы был богатым на события и перемены – вышел новый альбом, состоялось европейское турне, на котором еще и дебютировал новый вокалист.

Кажется, удача наконец-то улыбнулась кубинцам, для которых путь прогрессив-рока никогда не был легким. Когда они начинали играть, то не могли найти нормальные инструменты, а «железный занавес» в стране выжившего социализма только-только сменился экономическим кризисом.
Даже сейчас, когда мир наслаждается бесконечным широкополосным Интернетом, музыканты не могли не то что переслать друг другу аудиофайлы – обложку к грядущему альбому художник отправлял им по маленьким кусочкам, чтобы почтовый сервер пропустил. Потом музыканты на своем компьютере составляли «пазл» и любовались результатом. Часть нового альбома Anima Mundi записывали в Голландии, часть – у себя дома, и когда диск был наконец завершен, то за ним на Кубу специально, под видом простого туриста, приехал менеджер группы (а он – европеец), чтобы забрать жесткий диск с бесценными файлами. Узнав о таком, начинаешь гораздо больше ценить тот спектр возможностей, который есть у нас!
Мы расспросили обо всём лидера Anima Mundi, гитариста Роберто Диаса.

Альбом «TheLamplighter» серьезно отличается от ваших предыдущих работ. Он вышел «воздушным» и философским, в духе, скажем, «кэмеловского» «Rajaz». Что важного для себя вы хотели выразить в этой музыке?
Что касается музыки, мы постарались создать иллюзию оркестровой записи. Альбом задумывался по своей структуре как классическая сюита: несколько отдельных пьес, которые складываются в целостную композицию. Первая сюита – основанная на вокальных партиях, по преимуществу мажорная. Вторая – скорее инструментальная, в ней много минора и диссонансов. «The Return» стилизована под павану, это глубокая, экспрессивная вещь. А вот «His Majesty Love» – просто гимн любви на все случаи жизни. Ведь только любовь способна научить нас мудрости!

А как же «The Lamplighter»?
Для нас “The Lamplighter” олицетворяет нашу глубинную сущность, чистоту человеческого духа, живущего за покровами сознания. Это словно лес, который растет в стенах человеческого дома. А дом – это наши сердца! В первой сюите можно услышать диалог между нашим сокровенным духом – Светильником, и мыслящим существом, которое сформировано культурами, религией, политикой… Оно выросло в стенах страха, которыми пытается нас окружить внешний мир. Вторая сюита – взгляд на нас с космической перспективы. Вспомним, что мы – сыны солнечной династии, сыны вселенной, только заключенные обществом в рамки узких жизненных воззрений. У нас, всего человечества, есть еще время, чтобы подняться над собой, перешагнуть барьеры, открыться любви и понять друг друга. Именно об этом – вторая сюита.
Можно попробовать описать ваши альбомы одним-двумя ключевыми словами. Скажем, для меня «Jagannath Orbit» – это солнце, энергия, «TheWay»– драма, а какое слово вы бы выбрали для «TheLamplighter»?
Свет, разумеется!
Для вас каждый альбом, особенно новый, означает какой-то новый музыкальный поворот. Это намеренно?
Конечно! Начиная работу над альбомом, как правило, мы уже представляем, каким он будет, в каком направлении мы пойдем. Мы уже чувствуем и ощущаем, что произойдет в музыке, намечаем основные композиционные структуры, тональности, лады, размеры, сюжеты текстов и так далее. Но бывает и так, что альбом в процессе создания начинает жить своей жизнью. Происходят неожиданные перемены, отступления от плана. Это сложный, но интересный процесс, который мы смогли принять и полюбить. (Улыбается.)
В прошлом году на гастролях по Европе вы играли некоторые новые песни. Не боялись ли вы показывать новый материал задолго до релиза?
Это наш жизненный принцип, modus operandi – опробовать «живьем» материал перед записью. Смысл простой – у нас гораздо больше возможности играть, чем записываться в студии. Концерт – лучшая проверка для песни. Мы можем лучше понять, что в песне срабатывает, а что – не очень, и можем что-то развить и поменять. Мы играли в 2012-м «Tales From Endless Star» и «His Majesty Love», и публика принимала их невероятно тепло. Кстати, часть новой музыки была создана давным-давно, на самых ранних этапах истории Anima Mundi. К примеру, первую часть «The Return», «Endless Star» и «The Dream Child Behind the Mask» мы сочинили еще в 1998-м! Но с тех пор «The Dream Child…» серьезно изменилась. Нам с Вирджинией не нравилась первая аранжировка, и мы поменяли вещь, добавили новые куски, сделали смены тональности, сочинили новый текст и даже придумали другое название! Так что это уже «новое дитя» для нас.
Роберто, что вдохновляет тебя на творчество?
Мне придает силы сама возможность создавать нечто, чего не было раньше, реализовывать сокровенные мечты о том, какую музыку я сам хотел бы слушать. Я стараюсь воплощать в жизнь именно ту музыку, которую я сам бы хотел услышать. Я испытываю постоянную потребность творить, выражать себя. И, конечно, я отталкиваюсь от того, что лежит у меня в мыслях и в сердце, моего жизненного опыта, моих идей, мыслей и фантазий…
Какие книги нужно читать, чтобы сочинять такие тексты, как вы?
Признаюсь, раньше, в детстве и юности, я гораздо больше читал. Это были сказки, мифы Европы и Древней Греции. Среди моих любимых авторов детства – Хосе Марти, Орасио Куирога (Horacio Quiroga), Конан Дойль, Эдгар По, Г. П. Лавкрафт. Потом уже я открыл волшебный мир Дж. Р. Р. Толкина, а также восточную поэзию и мистику. Среди любимых авторов – Рабиндранат Тагор, Парамаханса Йогананда, Лао Цзы. Очень вдохновляют «Рамаяна», «Бхагавад-гита» и многое другое.
Обложку «TheLamplighter» нарисовал известный в прог-роковых кругах художник Эдуард Юницкий. И это не просто красивая картинка, не так ли?
Да, мы хотели сделать не простую, а волшебную обложку! (Улыбается.) В ней заключено множество смыслов. Именно Эдуард смог уловить наши идеи и воплотить их в жизнь с помощью своих прекрасных рисунков и удачной игры с формой и цветом. Мы все едва не потеряли дар речи от восхищения, когда увидели готовый рисунок.
Мне очень близки идеи Юницкого, его стремление передать духовное начало на языке фэнтези. Обложка передает в виде символов идею «The Lamplighter». Лес – это человеческий разум, в центре – Светильник, Дом человека, его Сердце. Внутри всегда горит огонь Любви и Знания. Охраняют светильник священные звери, олицетворяющие важные качества, противостоящие внутренним врагам человека. Это петух (красота), лягушка (развитие), ящерица (мудрость), кузнечик (надежда) и бабочка (преображение). Словом, добро пожаловать в дом Светильника! (Улыбается.)
Спасибо, как-нибудь – обязательно! А расскажи, как ты впервые пожаловал в волшебный дом прогрессив-рока?
Всё началось с фильма Pink Floyd «Live at Pompeii». Он меня потряс до глубины души. В нём было непостижимое чувство бескрайнего простора… Я стал искать, кто еще играет такую непривычную для меня музыку – полную экспериментов, но не чуждую и классике… Я открыл для себя Yes, Genesis, ELP, King Crimson, Рика Уэйкмана… стал искать все их альбомы! Я понял, что прогрессив-рок – как раз стиль для меня. В нём я могу играть серьезную, вдохновленную классикой музыку и оставаться рок-гитаристом. Это была точка, в которой уравновешивались мои вкусы и стремления.
Что для тебя лично значит термин «прогрессивная музыка»?
О, это вопрос вопросов! Я могу говорить о прогрессиве часами. Начиная от его зарождения в конце 60-х… Характеристики прогрессива общеизвестны – классические музыкальные формы, смешивание разных стилей, определенные темы текстов… Но гораздо важнее то, что авторы прог-рока (музыканты, поэты, художники, дизайнеры) стремятся к художественной глубине, философской осмысленности музыки. Они не ограничиваются рамками простой песни или глуповатых стишков. Иногда им удается создавать целые новые миры. А для меня прогрессив-рок – это эксперименты, поиск новых горизонтов, и, что немаловажно, активная и отзывчивая аудитория. Только тогда круг обмена музыкальной энергией замкнется. (Улыбается.)
Легко ли вам идти по следам классиков прог-рока, давит ли на вас необходимость избегать повторов?
Думаю, быть последователем любого стиля нелегко. Ситуация у всех одна, важно, кто как ее воспринимает. Главное – что мы смогли в этом стиле сделать достойного. А уже потом – одни слушатели будут анализировать нашу музыку под микроскопом, другие – просто получать от нее удовольствие. Или не получать. Новизна для нас не так уж важна, мы не одержимы идеей стать «новыми мессиями прогрессива» (смеется), мы просто играем музыку от всего сердца. Лично я считаю, что в погоне за новизной, в попытках изобрести новые формы можно потерять самое важное – первозданный дух творчества.
Ваш новый альбом записан в Голландии. Должно быть, это гигантская разница по сравнению с работой у себя дома?
Ну конечно же! К записи в Голландии мы максимально подготовились, много работали над демо, экспериментировали над аранжировками, репетировали как сумасшедшие – что пошло альбому явно на пользу. Потом мы дорабатывали ударные и записывали вокал Карлоса Сосы (хотя он и не попал на финальную версию). Партии кларнета записывались в Испании, всё остальное – на Кубе. Так что в целом это была запись из разряда кругосветных путешествий!
Вам пришлось перезаписывать вокал с участием нового певца. Должно быть, пришлось повозиться?
Да, было трудно. Начну с того, что Куба не та страна, которая славится изобилием англоязычных вокалистов. Скорее их тут вообще нет! Но Эммануэль знал нашу музыку с детских лет, он шел на прослушивание, как на праздник. У него оказался тот самый голос, что нужен для «The Lamplighter» – выдающийся, драматичный, декламационный. Эммануэль – прирожденный рассказчик. У него прекрасный тембр и прирожденная харизма, его голос сразу узнаваем и ни на кого не похож. И он полон энтузиазма и жажды деятельности. Словом, нам по-настоящему повезло. Эммануэлю пришлось выучить и записать весь материал за очень короткий срок. Карлосу на предыдущие альбомы требовались годы! Тогда у нас не было спешки, а сейчас надо было выдать готовый альбом очень быстро. Мы пытались каждую доступную минуту уделять работе над вокальными партиями. Две из партий потребовалось понизить на два тона. И, представьте, Эммануэль записал альбом целиком за шесть часов, а еще за три дня – отобрал нужные дубли. Перед этим он месяц упорно репетировал. Его приход – настоящее счастье для нас!
Судя по биографиям музыкантов на вашем сайте, ритм-секция группы тяготеет к хэви-металу, а вы с Вирджинией – музыканты классической школы. Легко ли вам с ними находить общий язык?
Вполне… Я считаю, что мы – симфо-проговая группа с сильной ритмической основой. Думаю, мы нашли идеальный баланс. Противоположности притягиваются – Яроски и Маноло – «тяжелые» музыканты с мелодическим чутьем, а мы с Вирджинией – классические исполнители, которым нужна мощная ритм-секция.

Вы с Вирджинией сочиняете музыку вместе. Расскажите, как это происходит.
Если быть точным, мы сочиняем музыку сами по себе. А уже потом «сталкиваем» наши идеи друг с другом. Скажем, есть песня [которую сочинил я], и в нее встраиваются пассажи, придуманные Вирджинией. Ее фортепианные и синтезаторные партии, как правило, сделаны в классическом духе. А в «Call» и «Farewell Song» с нового альбома мы в первый раз попробовали действовать наоборот – она сочинила основу песен, а я дополнил их вокальными мелодиями и текстами. Хочу отметить, что для группы очень важны аранжировочные идеи Вирджинии.
А как лично ты сочиняешь – слышишь что-то в голове или играешь на гитаре, пока что-нибудь не получится? А может, идеи приходят во сне?
Раньше мелодии и звуки возникали прямо у меня в голове, но, бывало, и на гитаре что-то такое подбирал и развивал дальше. Или на басу, или на клавишных. Часто идеи приходят, пока я на прогулке, или я чувствую прилив вдохновения от какой-то мысли, идеи, события, пейзажа… Всего понемножку, кроме снов. Странно, что мне пока ничего интересного не приснилось. Но, может, это дело времени. (Улыбается.) Так или иначе, я считаю, что идеи приходят из каких-то иных краев, или уровней, в общем, не из этого мира. Я стараюсь тщательно их отбирать и затем с толком аранжировывать.
Я заметила на «TheLamplighter» отзвуки классической музыки – от «Ромео и Джульетты» («Танца рыцарей») Прокофьева до «Пера Гюнта» Грига…
Спасибо, что вы обратили на это внимание. Классика – один из важнейших источников нашего вдохновения. Среди композиторов, чья музыка отразилась в «The Lamplighter» – Стравинский, Прокофьев, Холст, де Фалья, Дебюсси, Равель, Рахманинов, Чайковский…
А не было ли мысли использовать ваши родные, кубинские мотивы?
Конечно, мы их использовали. В «Septentrión» и «Jagannath Orbit» можно слышать кубинскую народную музыку, афрокубинскую, кубинские синкопы и «cinquillo» (ритмический рисунок, характерный для хабанеры и данцона, — прим. ред.). Но мы не хотим выпячивать кубинские темы, использовать в самом банальном виде, как коммерческие артисты — напротив, мы смешиваем их с влияниями из других мест, меняем звучание и структуру. Так что в нашем творчестве эти следы надо постараться отыскать. И скажу одно совершенно точно – мы никогда не пытались продавать свою музыку как нечто кубинское!
Как вам в Кубе удается играть такую музыку, да еще и совмещать это с дневной работой?
Мы стараемся выкроить место и время для группы, совмещать ее и ежедневную работу. Обычно репетируем три-четыре раза в неделю, перед турне или записью – чаще. С другой стороны, творчество – это процесс, которому нет начала и конца, и нельзя заниматься им по расписанию… так что мы занимаемся музыкой всегда!
А как было в самом начале?
Мы с Вирджинией основали группу в 1996 году с тремя друзьями-выпускниками музыкального института. Это было тяжелейшее время для Кубы, один из самых жестоких экономических кризисов. Было трудно найти хоть какие-нибудь инструменты и усилители, а записаться более-менее прилично – и вовсе невозможно. Вот почему мы собрались вместе в 1996-м, первый концерт дали в 1997-м, а диск выпустили только в 2001-м. Но мы были рады уже самой возможности творить, искать свой путь в музыке. А после успеха альбома «The Way» мы почувствовали поддержку, о которой не могли и мечтать. Сейчас в жизни группы – светлые времена. Хотя, знаю, нам есть еще куда расти и как музыкантам, и как людям.

А как вы открыли для себя музыку в целом?
Всё началось в детстве – отец любил слушать симфоническую музыку, саундтреки к фильмам, инструментальные записи. Потом я увлекся роком – сперва влюбился в The Beatles, потом, как водится, шаг за шагом, открыл для себя Queen, Rush, Deep Purple, Led Zeppelin и многих других. В 12 лет начал играть на гитаре – представлял, как буду играть рок на сцене… С местными группами я освоил азы рок-н-ролла, а потом, в колледже, выбрал специальностью музыкальное образование: это было ближе всего к настоящему изучению музыки.
Непрофессиональный вопрос про ваши гитары. Что это за инструмент «вулканического» вида, который можно видеть на DVD?
Это Epiphone Les Paul Limited Edition. Еще у меня есть два Fender Stratocaster, один из них – копия классического 21-ладового «Страта» 57 года, а другой – 22-ладовый серии Deluxe, сделанный в 1991-м. Из акустики у меня есть испанская классическая гитара Pablo Quintana, 12-струнная фолк-гитара Fenix, а в недавнем турне я играл на Ovation. Я люблю звучание Fender Stratocaster, Fender Telecaster, Gibson Les Paul и Parker Fly. Смешно, ведь когда-то, лет в 13–14, я довольствовался самой дешевой гитарой, вообще без названия, которая могла бы отдаленно сойти за полуакустику Gibson. Но это был мой первый инструмент! Жаль, я не знаю, что с ним сейчас – наверное, вскоре продал кому-то. (Смеется.)
Кому — другому новичку, мечтавшему о звездной карьере? Или, может, тоже будущему прог-рокеру?
Вряд ли. (Улыбается.) Мы на Кубе долгие годы были отрезаны от прогрессива и от рок-музыки в целом. А сейчас рок доступен всем, но долгие годы «железного занавеса» (а он продолжался с 60-х и до середины 90-х!) привели к тому, что аудитории для рок-музыки, соответствующего рынка на Кубе так и не появилось. Зато музыкальный рынок переполняет музыка латино, и, очень часто, самого низкого пошиба. Музыкантам, которые выбрали рок, особо не на что уповать, и всё же мы играем и не падаем духом!
Вы издали новый альбом сами, без помощи других лейблов. Значит ли это, что трудности с продажей CD повлияли и на вас?
Причина не только в этом. На своем лейбле мы лучше можем контролировать процесс. Запись альбома, съемка DVD, производство, продвижение и так далее. Мы видим каждый шаг и решаем, что делать дальше. Конечно, наш лейбл совсем мал, но он растет на глазах (улыбается). Что касается бизнеса – все знают, что на прог-роке сейчас особо не заработаешь. Но, в то же время, в переменах есть и хорошая сторона. Нынешние маленькие лейблы по-настоящему независимы, диктатура крупных фирм – в прошлом, и это идет прог-року на пользу и может в конечном итоге помочь ему выжить. Хотя сейчас… да, у нас серьезные экономические проблемы. Но музыканты найдут выход, я уверен. Время покажет, какой именно.
Удается ли вам слушать новинки прогрессив-рока? Что вас больше всего впечатлило в последние годы?
Недавно я наконец добрался до нескольких долгожданных работ. Очень понравились альбомы «English Electric I & II» Big Big Train и «Banks Of Eden» The Flower Kings.
А как вам удалось поучаствовать в записи прог-группы с Украины, Sunchild?
Энтони (Антон Калугин, лидер Sunchild, – прим. ред.) – прекрасный композитор и музыкант, его творчество отличается сложностью и позитивностью. Мы переписывались по электронной почте, он пригласил меня записать гитарные партии к песне «Stars Of Cardiff Bay» для альбома Sunchild «As Far As Eye Can See» (2011), а также сыграть на диске Karfagen «The Lost Symphony». Мы хорошо поработали вместе. Оба альбома мне очень нравятся!
Давным-давно вас называли «кубинскими Yes». А сейчас, с кем бы вы предпочли, чтобы вас сравнивали?
Ну, пускай нас лучше называют Anima Mundi.
Мистика, мечты, сказки… Опишите несколькими словами, что в целом для вас значит Anima Mundi как группа?
Я представляю Anima Mundi как своего рода музыкальный звездолет, путешествующий по вселенной современного арт-рока. И хотя мы устремлены в будущее, мы несем в себе отблески волшебного сияния первопроходцев прогрессив-рока. А еще – мы просто стараемся получить максимум удовольствия на борту!
И это правда! А куда же движется звездолет сейчас, какие у вас ближайшие планы?
Планы – сочинять, записываться и играть концерты, и всего – как можно больше! Я уже работаю над материалом для нового альбома, который будет готов к 2015 году. А в 2014-м мы готовимся к еще одному европейскому турне. Кроме того, у нас в планах сделать несколько лучших песен самого раннего периода Anima Mundi. В те времена они не были записаны. Может быть, они станут другой отправной точкой для нового альбома. Но трудно сказать, сколько времени займет работа над ними. Ведь есть и новая, совсем свежая музыка. И она сейчас нас воодушевляет как никогда!
Удачи во всех ваших начинаниях, и спасибо за столь подробные ответы!
О, спасибо всем слушателям прогрессива! Любви и света вам всем!

P. S. Недавно Роберто Диас рассказал о готовящемся сольном альбоме и запланированном выступлении Anima Mundi на фестивале «Progressive Promotion-2014». Следите за новостями!

Ольга ПОТЕХИНА
Перевод – Владимир Импалер

Полный вариант текста. Сокращенный вариант опубликован в «ИнРоке» №6(62)/2013.

Ольга Потехина

Ольга Потехина