The Flower Kings, Iamthemorning, Рикард Хёблум: Декабрьские чудеса
Декабрь 23, 2019
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

The Flower Kings, Iamthemorning, Рикард Хёблум: Декабрьские чудеса

14 декабря в Стокгольме завершился европейский тур The Flower Kings совместно с Рикардом Хёблумом и Iamthemorning. Событие это, безусловно, значимое. Хотя бы потому, что год назад после первых концертов (см. о них) никто не мог вообразить, что гранды шведского симфо-прогрессива не только продолжат существование, но и выпустят новый альбом. Да ещё какой! Почти сразу после выхода в ноябре 2019 года «Waiting for Miracles» занял почётные места в прог-роковых чартах. А сами The Flower Kings с новыми участниками – клавишником Заком Кэминсом и барабанщиком Мирко Де Майо – утвердили себя как действующая группа, в которую словно влили свежую кровь. «Новички» не только прекрасно вписались в группу, но и принимают активное участие в сочинении материала.

Увы, незадолго до выезда на гастроли и сам Столт получил травму: споткнулся – упал – сломал ключицу. Так что играть ему приходилось сидя, хоть и без гипса – доктора разрешили. Добавьте сюда отсутствие времени для репетиций (басист Йонас Рейнголд был занят в туре со Стивом Хаккетом), сломанные комбики и длинные переезды в автобусе, и станет ясно, что начало гастролей было непростым… Однако первый же концерт тура в Гамбурге, на котором побывал наш корреспондент Иван Розмаинский, показал, что на исполнительскую форму The Flower Kings не влияют никакие препятствия. Ну, а автор сих строк ещё раньше решил посетить последний концерт тура 14 декабря – в столице Швеции, на родине TFK. Итак, декабрь, Стокгольм, + 5 и дождь… Всё, как и год назад, или почти так же – стабильность, однако!

…Найти нужный клуб оказалось не просто, по крайней мере, человеку неместному. Хотя здание и находилось прямо напротив метро «Globen», никакой надписи «Kraken» (именно так площадка значилась в билетах) на нём не обнаруживалось, а висела лишь скромная вывеска «En Arena», возможно, оставшаяся от каких-то предыдущих переименований. Да и не было перед ним средь бела дня никакой толпы, поэтому лишь появление близ дверей организатора событий Маркуса Энокссона спасло русского журналиста от дальнейших блужданий по району. Зато удалось взять у давно любимых нами музыкантов интервью: за помощь в договорённостях тоже спасибо Маркусу (тексты пока в работе и будут опубликованы позже). Довелось застать и кусочек саундчека The Flower Kings – это была настройка по хорошо знакомой нам «The Truth Will Set You Free». И как только зазвучали первые «переплетающиеся» ноты гитарно-клавишного интро, в зале, словно лампочку, включили волшебство. К сожалению, надо было уходить, поэтому дослушать не удалось… Но всё это прозвучало потом на концерте.

К семи часам вечера к дверям клуба вытянулась очередь. Сама площадка, на мой взгляд, слегка уступала прекрасному во всех отношениях Kulturhuset, в котором проходили прошлогодние концерты The Flower Kings Revisited и Spock’s Beard – тот был и в самом центре, и больше по размерам, и с удобно расположенным балконом (что ценно для фотографирования). «Кракен» зато отличался уютностью, а опытный звукорежиссёр Миша Вебер нарулил всем трём выступавшим отличный звук. Думаю, все присутствовавшие в тот вечер чувствовали себя как дома, в одной большой семье.

Концерт начался с получасового сета Рикарда Хёблума, который выступал один, без ансамбля. К сожалению, замечательной шведской группы Beardfish, игравшей на InProg-2009, уже три года как нет, а нынешний бэнд Рикарда Gungfly, видимо, не смог в полном составе поехать в тур. (Отметим, что Хёблум нынче играет и в английской Big Big Train, чья скрипачка Рэйчел Холл присоединялась к Рикарду на лондонском концерте). Но Рикард и один прекрасно справлялся, используя различные «примочки», «лупы» и прочие способы превратить человека в оркестр. Кстати, играл он на небольшой гитаре Martin, принадлежащей Марьяне Сёмкиной – свою забыл в упсальской студии (ещё одно свидетельство того, как «весело» начинался этот тур). Наиграв на гитаре несколько аккордовых, риффовых и солирующих партий и «зациклив» их, Рикард заполнил звучанием весь зал. После гитарного вступления была исполнена «The One Inside (part 2&3)», душераздирающая песня о любви из последнего альбома Beardfish «+4626-Comfortzone». В сольном исполнении она звучала ещё более «обнажённо», искренне. А Рикард перешёл к репертуару Gungfly – прозвучали «Ghost of Vanity», которая в акустике стала похожа чем-то на «Tangerine» Led Zeppelin, солнечный инструментал «Keith (The Son of Sun)» и трогательная баллада «They Fade» о воспоминаниях молодости, которую Рикард назвал одной из лучших своих песен. Здесь Хёблум «лупы» уже не использовал, играя всё вживую, а где надо – подстукивая себе ногой.

В медленной психоделичной «Meadowland» (Big Big Train) к пересевшему за клавиши Рикарду присоединился Йонас Рейнголд, а в дальнейшем к ним подключились барабанщик Мирко Де Майо и гитарист Ройне Столт. Все вместе они исполнили одну из красивейших вещей вечера – редкую жемчужину шведской музыки «Brusa högre lilla å» авторства Бьорна Ясона Линда (шведский пианист и композитор, работавший в разных жанрах от классики до джаза и рока). Этот возвышенный инструментал с его волнообразными пассажами фортепиано и горделивой гитарной темой напомнил и раннюю Kaipa, и медленную часть Второго концерта Рахманинова. Пусть исполнение и было слегка экспромтным, но сама музыка своей совершенной гармоничностью просто сразила. Так что Рикарду отдельное спасибо за то, что познакомил меня с ней (при возможности послушайте эту пьесу и вы).

Микрофонная стойка украсилась таинственными огоньками гирлянд, и на сцене появились Iamthemorning. Хотя они и выступали в туре «по замене», об этом, казалось, уже все забыли – публика принимала российскую группу очень тепло. Вокалистка Марьяна Сёмкина в белом длинном платье, слегка просвечивавшем в контровом свете, и клавишник Глеб Колядин с неожиданно короткой стрижкой, весь в наглухо-чёрном, словно дополняли друг друга по принципу контраста. Соглашусь с моим коллегой Иваном Розмаинским в том, что такой камерно-роковый состав, включающий перкуссию (англичанин Эван Карсон) и виолончель (Фёдор Самарин), наилучшим образом подходит для реализации художественных замыслов Iamthemorning. Звучание отличалось и тонкостью, и полнотой, а перкуссия Эвана почти что заменяла ударную установку. Этому весьма способствовал ирландско-шотландский инструмент боуран, меняющий высоту тона в зависимости от места прикосновения одной из рук исполнителя, а также множество тарелочек.

Как всегда, Марьяна активно общалась со слушателями, учила их хлопать на 5/4 (получалось отлично), потчевала шуточками о «мёртвых девушках», а также по бумажке произнесла несколько фраз на шведском, которым её научил Йонас (по смеху в зале можно было догадаться, что они означали не совсем то, что подразумевала Марьяна…). И как же приятно было слышать после окончания песен выкрики из зала на русском: «большое спасибо», «очень хорошо» и даже «я люблью тебя!»

Важное место в сете заняли композиции из нового альбома Iamthemorning «The Bell» – хрупкая «Sleeping Beauty», нервно-взвинченная «Freak Show» и вдохновенная «Salute» с бегущими фортепианными партиями и выразительными контрапунктами виолончели. А кульминацией сета стали полная драматизма «Chalk and Coal» (её Марьяна посвятила всем, кто испытывает душевные страдания) и ведущая от мрака к свету «K.O.S.», в которой певице удалось достичь необычайного накала в звучании голоса. Вообще, по эмоциональной насыщенности это было, пожалуй, наиболее яркое выступление Iamthemorning из виденных мной.

…Пустая сцена была освещена красным, из колонок играет «Ascending to the Stars» – инструментальная композиция из нового альбома The Flower Kings «Waiting for Miracles». Звучание нарастает, и ближе к середине трека на сцене появляются сами Короли. Зависающий тревожный низкий звук… Зак Кэминс играет – уже вживую – ещё одну новую тему, мечтательную фортепианную «House of Cards», которая переходит в «Black Flag» – довольно неожиданную для симфо-прога вещь, посвящённую пиратам. И сразу включается пусть неприметный, но всё же ощутимый момент театрализации: Хассе Фрёберг (в этой песне он играл на акустической гитаре) мимикой и жестами показывает, как он высматривает в морской дали шхуну и как он готов вступить в драку с врагами, Ройне Столт (у него ведущая вокальная партия) хорош в роли «старого пирата»; в интерлюдиях звучит шкодливая «портовая» музычка, а «зашитый» в клавишных партиях лай собак и зловещий смех добавляют антуражу. Не хватает только собственно чёрного флага с черепом и костями! (Его, впрочем, может заменить чёрная с белыми цветами рубашка Хассе).

Следующая композиция – та самая «The Truth Will Set You Free» – началась неожиданно. На сцену вышел нерокерского вида человек в куртке, повесил её куда-то на микрофонную стойку… «Хассе Брюниссон!» – объявили его со сцены. Вот это да! Известный перкуссионист и ударник, участник культовых Samla Mammas Manna, Ensemble Nimbus, многих записей самих The Flower Kings, автор собственного проекта Flying Food Circus и мн. др. Правда, без «мушкетёрских» усов его было не узнать… Брюннисон отлично вписался в хорошо знакомую «вязь» ритмических и мелодических линий «The Truth…», то выстукивая затейливые рисунки на стоявшей у самой рампы небольшой перкуссионной установке, то носясь по всей сцене с маракасами, бубном и прочей «мелочью». го участие придавало монументальному эпику хорошую долю безумия, а использование бонгов, claves и всяческих «поперечных» ритмов – даже латино-колорит. Наблюдать за этим было очень интересно, а постоянные перемещения Брюннисона компенсировали статичность Столта.
Затем композиция довольно неожиданно смодулировала в басовое соло, куда Йонас Рейнголд вплёл и мотив «Speak softly love…», и каденцию в духе Баха. А во время финальной части «The Truth…» («Rest your legs…») Хассе Брюниссон взял свою куртку и под аплодисменты публики покинул сцену. Вот такой «домашний» сюрприз от The Flower Kings, который придал стокгольмскому шоу настоящую эксклюзивность.

Далее прозвучали ещё две композиции из нового альбома – «Miracles for America», вещь мощная и одновременно угловатая, со множеством мелких риффов и переходов, сглаживавшихся поэтичным гитарным соло Ройне Столта в конце; а затем летящая «We Were Always Here» с её шаманскими раскатами барабанов во вступлении и коде, где на дополнительной перкуссии наяривал уже Фрёберг. Таким образом, на этом концерте были исполнены все три новые вещи, подготовленные для концертного тура. А далее – космос… сколько ни слушай эту вещь, тем более вот в таком полном, всеобъемлющем виде (все три части подряд общей продолжительностью около 25 минут) – будет мало. «Stardust We Are» – композиция о том, как пояснил недавно Ройне, что все мы бренны, а потому надо успеть сделать на этом свете всё, что задумано, прежде чем перейти к игре со звёздами… Впрочем, трактовать смысл этой вещи можно по-разному. Главное, что вся сложнейшая логика движения тем и разделов, гармоническое напряжение, весь нарастающий драматизм «Stardust We Are» неизменно приводят к катарсису. И третья часть (гимническая вокальная тема с теми же словами) – воспарение в высшие сферы, сияние, откровение. Так было и на сей раз, и голос Хассе звучал во всей красе. А затем прозвучала ещё связка «Last Minute on Earth» / «What if God Is Alone», закончившаяся поистине экстатическими руладами Фрёберга – было ясно, что на этой высочайшей ноте концерт должен завершиться.

Но был ещё бис – совместное исполнение «The Long and Winding Road» The Beatles всеми тремя участниками концерта. Хассе Фрёберг пел первый куплет, Марьяна – второй, Рикард – третий. Воистину, «Битлз» объединяют (в прошлом туре Spock’s Beard и TFK вместе играли «Hey Jude»). Потом последовало всеобщее признание в любви и коронный номер Йонаса – установка бас-гитары грифом на подбородок. В первый раз чуть-чуть не получилось (инструмент стремился потерять равновесие), во второй – прошло на ура. На сцену вышли все, включая техников. Все, похоже, сроднились и прониклись творчеством друг друга. Туровая команда проделала долгий и порой весьма извилистый путь, колеся по Европе с заездом на Британские острова и обратно. Теперь – Рождество, Новый год, заслуженный отдых в кругу семьи и друзей. А публика расходилась и разъезжалась, наполненная прекрасной и мудрой музыкой The Flower Kings. Будем ждать следующего года и надеяться на повторение чуда.

Елена САВИЦКАЯ
Фото автора
Полный фотоальбом

Общее впечатление

14 декабря, Стокгольм, Kraken, Progressive Circus

Елена Савицкая

Елена Савицкая