Roine Stolt’s The Flower Kings Revisited и Spock’s Beard: Юбилей на двоих
Декабрь 5, 2018
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Roine Stolt’s The Flower Kings Revisited и Spock’s Beard: Юбилей на двоих

Известие о том, что в честь 25-летия и по предложению лейбла InsideOut грядёт совместный тур Spock’s Beard и проекта под мудрёным названием Roine Stolt’s The Flower Kings Revisited, привело поклонников прогрессива в волнение. С американскими прог-«бородачами» всё было абсолютно понятно – новый альбом в мае 2018-го, гастроли, анонсированная замена барабанщика в туре и прочий плановый хайп. А вот шведские «Цветочные короли» были неактивны с января 2015 года, после концертов в Японии.

Все участники были заняты сольными и совместными проектами. К тому же отсутствие в заявленном составе одного из старейших участников TFK, клавишника Томаса Бодина, расстроило многих фэнов. О причинах такого положения дел можно было лишь догадываться… Но дипломатичное название в духе «Ройне Столт и друзья играют The Flower Kings» давало основателю группы простор для манёвра, а новейший альбом «Manifesto of an Alchemist» (ноябрь 2018), вышедший под «шапкой» Roine Stolt’s The Flower King, как бы узаконивал подобный подход. В конце концов, Столт как основной композитор и автор идеи «цветочности» волен делать с этой идеей что угодно. Хотя, конечно, любимого многими, и, можно сказать, канонического состава очень жаль.

Однако вся эта запутанная интрига и связанные с ней раздумья разбивались о непреодолимое желание ещё раз услышать музыку «Цветочных королей» вживую. Видимо, не только у автора сих строк – вскоре объявлены и сольные ноябрьские даты «Ройне и друзей» в Южной Америке и Мексике. Но если туда простому российскому человеку добираться сложно, то в Стокгольм – при должном планировании не так уж накладно. И именно столица Швеции, где 1 декабря должен был состояться второй концерт совместного европейского тура, стала местом сбора фанатов – не только из родной страны TFK, но и из Германии, Финляндии, Ирландии и России. Посещение концерта предварялось организованной местными энтузиастами встречей – более тридцати человек собрались в одном из стокгольмских баров, чтобы познакомиться и пообщаться. Приятно почувствовать себя частью комьюнити! Жаль только, что старый сайт TFK канул в Лету, а вместе с ним и часть истории. Но, возможно, это ещё один из способов начать творческую жизнь с чистого листа…

Что же касается состава Roine Stolt’s The Flower Kings Revisited, то туда, помимо мастермайнда Ройне, входят ещё двое хорошо знакомых участника TFK – вокалист и гитарист Хассе Фрёберг (на время прервавший запись четвёртого альбома своей группы Hasse Fröberg & Musical Companion) и басист Йонас Рейнголд (ныне обитающий в Вене), а также молодёжь – клавишник Зак Каминс и ударник Миркко ДеМайо. Зак – выпускник колледжа Беркли, основной композитор, клавишник и гитарист лос-анджелесской прог-группы An Endless Sporadic. Неаполитанец Миркко Неаполитанец Миркко знаком по участию в нынешнем составе итальянских прог-металлистов Mind Key, альтерно-бэнду Hangarvain, Vivaldi Metal Project и др. Вот такой состав, уже не чисто шведский, а международный. Собравшись за несколько дней до южноамериканского тура в Упсале, Ройне с «друзьями» отточили материал. А после, уже встретившись со Spock’s Beard, на большом двухэтажном автобусе отправились бороздить просторы Европы. Отметим, что это не первые совместные гастроли условного TFK и Spock’s Beard – подобный опыт состоялся уже в 1999 году, продолжался позже, а не так давно, в 2015-м, прошёл тур HFMC и группы Enchant, в которой по-прежнему занят нынешний вокалист Spock’s Beard Тед Леонард.

Возвращаясь после этого многословного, но необходимого вступления к стокгольмскому концерту, отметим, что шоу было фактически аншлаговым, несмотря на отсутствие внешней рекламы. Уже к семи часам вечера на площадке перед Kulturhuset (это один из главных культурных центров Стокгольма, расположенный в центре города и включающий театр, концертный зал, картинные галереи, библиотеку, рестораны и т.д.) выстроилась длинная очередь. А к объявленному началу – 20:00 – стоячий партер на 600-700 мест (плюс балкон) был практически полон. На столиках у входа расположился мерчандайзинг (майки участников тура, CD, винил). Отметим сразу, что звук был на высшем уровне, чего не скажешь о свете (дым, сине-красная «заливка» сцены и отсутствие направленных на артистов лучей – расстройство для фотографов).

По краям рампы установили чаши с индийскими благовониями (хмм…), из динамиков раздались звуки горлового пения, под которые вышли на сцену пятеро музыкантов. Грянул открывающий рифф «Last Minute On Earth» – и сразу стало ясно, что это не просто собранный ради гастролей коллектив, между ними есть «химия». Тревожно-торжественная композиция, в которой слились переживания о судьбах мира (песня сегодня как никогда актуальна), плавно перешла в философскую «What If God Is Alone?». Её беспокойно пульсирующий ритм всё так же не давал расслабляться, а в финале от изначального сдержанного тона не оставалось и следа. Забегая вперёд, скажем, что ощущение взаимосвязанности музыкантов на сцене не исчезало на протяжении всего выступления. И тут сложно определить однозначно – дело ли в самой музыке, которая в любом исполнении остаётся вдохновляющей и возносящей к самым высотам человеческого духа, или же в данном конкретном собрании артистов и публики, давшем такой сногсшибательный эффект. Скорее всего, и то, и другое. Не было ни ощущения «заезженности» материала у старших товарищей или же «выученности» – у молодёжи. Звучало всё очень естественно, мощно и эмоционально.

Внимание приковывал статный Рейнголд в красном бархатном пиджаке и с красным же «Рикенбакером» в руках (инструмент культовый!) – его убористые соло с привкусом джаз-рока было приятно не только слышать, но и видеть, благо удалось занять место прямо напротив басиста. Хассе Фрёберг, чей голос звучал насыщенно и свежо, а слайд-соло были легки и полётны, энергично «комментировал» свои музыкальные высказывания движениями рук (когда они не были заняты игрой), встряхиваниями головой, «героическими» гитарными позами и прочими элементами рок-актёрства – впрочем, всегда к месту, словно расставляя акценты в музыке. Сухопарый и высокий Ройне Столт, как положено столпу прогрессива, был спокоен и самоуглублён. Его вокал звучал порой глуховато, зато красный (!) «Стратокастер» пел за двоих. Зак Каминс с его имиджем «хорошего мальчика» постоянно светился улыбкой – и при этом его пальцы выделывали невероятные штуки на клавиатуре, вернее, целых трёх клавиатурах, две из которых – знакомые красные… «Норды». Да, можно говорить, что не он придумал эти замечательные партии, не он подобрал эти прекрасные звуки, но Зак сумел привнести и что-то своё в исполнение хрестоматийных пассажей. Наконец, Миркко, несмотря на своё «металлическое» прошлое и настоящее, подобрал нужный баланс с прог-роковым саундом и не «забивал» коллег. Он был абсолютно точен, и, казалось, его ничуть не смущали часто меняющиеся ритмические рисунки. Да и почему они должны кого-то смущать?

В программе Flower Kings Revisited было лишь четыре номера – но длились они почти полтора часа. Кроме медли «Last Minute On Earth» / «What If God Is Alone?», прозвучали «The Truth Will Set You Free» (которая вместо альбомного получаса шла «всего» двадцать минут) с её пусть и несколько дидактичным, но очень возвышенным настроением и совершенно «улётной» кодой; ранняя радостно-пасторальная «There Is More To This World», и, когда некоторые уж подумали, что на этом всё – полная (!) версия монументальной «Stardust We Are», из которой обычно исполняется на «бис» лишь финальный фрагмент (в цельном виде она звучала на концертнике «Meet The Flower Kings»). Полный катарсис! Недаром одна пара в аудитории была одета в самодельные майки с цитатами из этой композиции. Фортепианный переход Каминса к заключительной части, сыгранный весьма аутентично – и звучат те самые слова: «Stardust we are, close to divine, stardust we are, see how we shine…”. Бурные аплодисменты, переходящие в овации… А напоследок – коронный номер: Йонас Рейнголд балансирует бесценным «Рикенбекером» на собственном подбородке. Выглядит это каждый раз волнительно, но пока что ни один бас не пострадал. Группа уходит со сцены, чтобы через несколько минут появиться у столика с мерчем и раздавать автографы, словно и не было этого насыщенного выступления.

Перерыв, во время которого весьма оперативно разобрали одну клавишную установку и передвинули другую, длился не более 15 минут. Зазвучали бодрые аккорды вступления к «To Breathe Another Day» – одному из новейших хитов в репертуаре Spock’s Beard. Альбом «Noise Floor» вызвал разноречивые отклики критиков, но приподнято-пафосного настроения у него не отнять. На сцене – тоже пятеро: один из основателей «Бороды Спока» гитарист Алан Морс, басист Дэйв Мерос, клавишник Рё Окумото, вокалист, гитарист и клавишник Тед Леонард и рекрутированный для нынешнего тура барабанщик Майк Торн из канадской Saga (временно – а может и постоянно – распущенной её основателем и вокалистом Майклом Сэдлером; тогда как основной ударник Spock’s Beard Ник Д’Вирхилио продолжает трудиться в «Цирке ДюСолей» и гастролировать не может). Вид у всех был весьма боевитый. Американцы свой сет на эпиках не строили – прозвучало 10 композиций из разных альбомов, от первого «The Light» (1995) до уже упомянутого свежайшего. И в этом разнообразии и желании играть самый разный репертуар – тоже определённая смелость (Flower Kings Revisited поздних альбомов не касались, обозначив верхнюю черту нынешней программы 2006 годом).

Вообще всё наследие Spock’s Beard можно поделить на две части: первая – ретро-тренд в ключе Gentle Giant, Yes и других классиков прога, вторая – мощные и пафосные баллады и энергичные поп-прог-хиты. И то, и другое было представлено на концерте и прекрасно сочеталось. В музыке SB много юмора, этакого балаганно-карнавального начала, и, несмотря на внешне серьёзный вид Алана Морса (чей брат Нил Морс, покинувший группу ради сольного проекта – вообще образец «проповедничества» в рок-музыке), музыканты не устают хохмить и веселиться на сцене. Алан и бахромой на ковбойской куртке тряс, и на колени с гитарой падал, и «в гости» на другую сторону сцены ходил, и товарищей подбадривал.

Феноменальный Рё Окумото, обставленный с трёх сторон клавишными и прочими электронными устройствами, играл не только руками на противоположных клавиатурах, но и – в экстазе! – ногами, чем превзошёл Кита Эмерсона, которому явно передавал привет. В арсенале «камикадзе от прога» не только новейшие дивайсы, но и старый добрый муг, и эмулятор хаммонда, и даже современная модификация лесли-спикера. Всё это создавало особый звук, по которому безошибочно можно опознать японского мастера. Правда, в бегущих полифонических пассажах «Something Very Strange» одна из аналоговых машин слегка расстроилась, и звук поплыл, но вызванный техник ситуацию исправил. Барабанщик Майк Торн, обладатель великолепной прически «под ноль», не только отлично справлялся со своей работой, но и время от времени виртуозно подбрасывал и ловил палочки, чем создавал элемент шоу. А вот басист Дэйв Мерос прятался в тени, за клавишными и ноутбуком, но было видно, что ему там тоже хорошо и радостно.

Кстати, именно «Something Very Strange» стала одной из «коронок» вечера – время, прошедшее с альбома «Brief Nocturnes and Dreamless Sleep» (2013, первый диск с Тедом Леонардом у микрофона), показало, что это хит современного периода. Последовавшая за ней «Thoughts (Part II)» началась как типичная «баллада под гитару», но затем резко свернула в «классику», и тут всем участникам представился шанс продемонстрировать изощрённое вокальное многоголосие а-ля «Джайент» (не без лёгких погрешностей, но опять же, с юмором это обыграв). Вообще, в роли прог-барда 47-летний красавчик Тед смотрелся весьма органично и, думаю, завоевал не одно женское сердце балладой «She Is Everything». Он в группе уже не новичок и с успехом исполняет как вещи «своего» периода, так и старые песни. Тяжеловесный инструментал «Skeletons at the Feast» (2007) привёл к ещё новейшей композиции – патетической «One So Wise». Из «старенького» в начале сета прозвучала «Beware of Darkness» (одноимённый альбом 1996 года, прог-кавер известной песни Джорджа Харрисона). Закончили свой сет Spock’s Beard изысканной «ренессансной» «Walking On the Wind» оттуда же. А в самом финале зал насладился мажорно-мегапафосной «Go the Way You Go» с самого первого альбома «The Light» (1995), пожалуй, тянущей на тот самый обязательный эпик (12 минут).

И хотя со временем (и пафосом) Spock’s Beard немного перебрали, ощущения пресыщенности не было. Хотелось какого-то завершения – и оно состоялось. На сцену вышли музыканты обеих групп, Тед Леонард объявил, что сейчас будет «хорошо отрепетированное выступление, готовившееся несколько месяцев», и сборная запела… «Hey Jude». Так битловская тема была продолжена. Рё и Зак распределились за клавишной установкой, Йонас и Дэйв играли на одном басу (один зажимал лады, другой дёргал струны), Ройне и Алан вышли с гитарами, за барабанами сидел Миркко, а Майк подпевал, ну а Хассе Фрёберг и Тед Леонард, глядя в один телефончик, распевали слова – то вместе, то по очереди. Странно, конечно, что в текст такой известной песни надо было подглядывать, тем более что «Hey Jude» The Flower Kings в своё время исполняли на концертах – правда, только «хвост» в концовке песни «А Kings Prayer». Но, видимо, с телефоном нынче спокойнее. Можно предположить, что исполнение этой песни с ходом гастролей будет обрастать новыми подробностями: на концерте в Мальмё, например, к группе присоединился экс-драммер The Flower Kings Золтан Чёрш, и угара на сцене было ещё больше.

Впечатления от концерта и вообще от поездки остались самые радужные, несмотря на дождливую и серую стокгольмскую погоду. Даже если «воссоединение» на юбилее InsideOut – разовая акция, и продолжения не последует, событие тем более стоило того, чтобы на нём побывать. Не будем загадывать на будущее, оно слишком туманно. Пожелаем Roine Stolt’s The Flower Kings Revisited и Spock’s Beard успешного продолжения гастролей и, конечно, благополучного возвращения домой.

Елена САВИЦКАЯ
Фото автора.

Все фотографии с концерта:

Общее впечатление

1 декабря 2018 года
Стокгольм, Kulturhuset
Организатор: Progressive Circus

Елена Савицкая

Елена Савицкая