The Flower Kings «Waiting For Miracles» (2019)
Ноябрь 25, 2019
Елена Савицкая (259 статей)
Поделиться

The Flower Kings «Waiting For Miracles» (2019)

Шведские прогрессив-рокеры The Flower Kings вернулись по-настоящему: без «оправдательного» словечка Revisited в названии и с новым материалом. Этому предшествовало почти пять лет молчания, а если отсчитывать с предпоследнего студийного альбома «Desolation Rose» – то все шесть (впрочем, такие длительные перерывы в карьере группы не новость). Прелюдией к возвращению стал выпуск альбома Roine Stolt’s The Flower King “Manifesto of an Alchemist” (2018), а также выступления «Столта и друзей» и TFK(R), правда, исключительно с композициями прошлых лет. И вот – новый альбом. Многих поклонников, правда, расстраивает отсутствие в составе клавишника Томаса Бодина – что-то не заладилось с его приглашением к реюниону, и очень жаль. Однако его преемник, американец Зак Каминс (An Endless Sporadic), не только в точности воспроизвёл всю клавишно-тембровую палитру TFK, но и многое внёс в сочинение и аранжировку нового материала. Что же касается барабанщика, итальянца Мирко ДеМайо (Stamina, Mind Key, Vivaldi Metal Project, Hangarvain), то и он своё дело знает на отлично, не разрушая «тяжестью» удара гармоничный саунд TFK. Так что теперь состав группы интернационален, а о вкладе новых участников мы ещё скажем далее.

Самое главное – новый альбом в наличии, и он хорош. В нём чувствуется дух «цветочности», волшебного таинственного путешествия к неизведанным мирам, и этим «Waiting For Miracles» близок таким работам 90-х, как «Flower Power» и даже «Back in the World of Adventures». Пусть здесь нет эпиков и многочастных композиций наподобие «Garden of Dreams», но присутствует множество красивых тем, запоминающихся песенных мелодий, изысканных «виньеток», психоделических инструменталов, чудных моментов музыкального дуракаваляния, прелестной эклектики и, разумеется, «божественных длиннот», без которых TFK вроде как и не TFK вовсе. И практически отсутствует тот проповеднически-трагический тон, который так отчётливо прослушивался в альбомах «Banks of Eden» (2012) и особенно «Desolation Rose» (2013, на личный взгляд автора, не особо удачном в когорте поздних релизов TFK). Разумеется, нынешнее творчество The Flower Kings, как и ранее, опирается на грандов симфо-рока 70-х – Yes, Genesis, Procol Harum, ELP, шведский прог в лице Kaipa. Это наследие перерабатывается в нечто новое, отвечая, тем самым, запросам аудитории на возрождение «золотого века» прогрессив-рока.

Новый альбом – двойной, а значит, перед авторами стояла задача объединения материала в единое целое. Правда, развёрнутый сюжет в нём отсутствует, но есть сквозные темы – как музыкальные, так и смысловые. Альбом открывается светло-романтической фортепианной темой «House of Cards» авторства Зака Каминса: она же, но в ускоренном и несколько пародийном виде звучит и в начале второго диска («House of Cards Reprise»). Инструментальное вступление вливается в «Black Flag» – уже знакомую сингловую вещь на довольно неожиданную для прога пиратскую тематику. Крики чаек, шум океана, бравый тон, яркая мелодика, старые (и не очень) морские волки в ожидании ветра и очередной шхуны, «портовая» музычка в проигрыше – приключения начинаются! Следующая за ней не менее мощная «Miracles for America» (она перекликается с «Lost America» из «Manifesto of an Alchemist») посвящена судьбам не только этой страны, но и всего мира. Мастермайнада давно беспокоят вопросы политических игр, глобализации, богатства и бедности, о чём Столт говорит и в своих интервью. Политический протест – нечто не чуждое прог-року (вспомним Роджера Уотерса), и Столт, остро чувствующий любую несправедливость, в данном случае продолжает эту линию, нравится нам это или нет. Темы из «Miracles for America» – а именно яркая, решительная клавишно-гитарная мелодия и вокальный рефрен – прослаивают весь альбом, видоизменяясь и превращаясь порой в свои противоположности, так что распутывать этот клубок – одно удовольствие. А сочетание «сказочности» и современности делает творение TFK многомерным и актуальным.

Рука критика, разглядывающего «средневековый манускрипт» в буклете, тянется к бумаге, чтобы написать о некоторых композициях поподробнее. Благо есть о чём. Следующая далее «Vertigo» – парящая, воздушная вещь с прекрасными вокальными гармониями, где вступление изящной и в то же время гиперэмоциональной сольной вокальной линии Хассе Фрёберга создаёт просто головокружительный эффект. В инструментальной части этой песни появление сгущённо-тревожных тем у гитары на фоне слайдов безладового баса и барабанных «проходов», напротив, производит впечатление погружения в полную темноту. Но всё завершается просветлением, а следующая «The Bridge», открывающаяся хрупкими аккордами фортепиано – одна из самых трогательных баллад, когда-либо написанных Ройне Столтом. Разумеется, она про заблудшую душу, ожидающую чудес (в гитарном досказывании и вокальном рефрене появляются и лейтмотивы из «Miracles for America»).

В совсем не «злой» «Wicked Old Symphony» с её почти что поп-мелодикой диалог основных вокалистов напоминает разговор между двумя хорошо знакомыми людьми. На диалоге – но уже совсем иного свойства – основана и самая драматичная вещь альбома – «Sleep With the Enemy». В ней перепад между сгущённо-печальным, чем-то напоминающим гэбриэловскую «Mercy Street» запевом (Столт) и напряжённо-воспаряющим, с барочными опеваниями припевом (Фрёберг) создаёт мощнейший контраст. Воистину, не разучились ещё TFK играть с эмоциями слушателей и могут выжать благоговейную слезу из глаз бывалого прог-меломана! В «Steampunk» на фоне качающих триолей баса звучит щемяще-грустная мелодия в исполнении мудрого Столта. А в финальной «We Were Always Here» раскаты шаманских ударных и «юбиляции» органа, перекликающиеся голоса и их радостный хор дарят надежду: «короли» здесь, они всегда были, есть и будут. Успокоительные последние аккорды, на которые как бы накатывают волны, словно завершают тему странствий…

Песенные композиции чередуются с инструментальными, порой ничуть не менее впечатляющими. Одна из них – маленькая рок-симфония «Ascending to the Stars» авторства Зака Каминса, которую можно отнести к числу лучших вещей на альбоме. Эту пьесу Зак, выпускник колледжа Беркли, несколько лет назад написал для струнного оркестра, и вот теперь она отлично вписалась в стиль TFK – в исполнении «живых» скрипки и альта (приглашённые музыканты Пол Картрайт и Джон Деллингер), целого арсенала разнотембровых клавишных, набора рок- и оркестровых ударных, бас-гитары и, разумеется, солирующей электрогитары Ройне Столта. Трек начинается пасторально («космические» зовы синти-духовых напоминают то ли «Утро» Грига, то ли саундтрек к sci-fi фильму), затем внезапно вторгаются готические «хоры», и далее, под пиццикато струнных, начинается полёт к звёздам, где электрогитара вступает в своеобразный диалог с «оркестром» (здесь вспоминается и «Кончерто» Deep Purple, и эксперименты King Crimson, и Стравинский, и даже «Кармен» Бизе, особенно в «испанской» теме, возникающей в кульминации).

Инструментал «The Rebel Circus» (Столт/ДиМайо) с его рёвом животных (привет слону с обложки), мельканием разноцветных тем и прочим «дурацким цирком» отсылает к довольно-таки любимой TFK теме ярмарочно-карнавального веселья. Именно здесь в гитарном соло проходит ещё одна цитата из «Miracles for America». В величаво-сдержанной «The Crowning of Greed» (Столт), завершающей первый диск, неожиданно слышится что-то русское, рахманиновское, хотя посвящена она, судя по названию, всё той же теме власти и жадности. Словно подчёркивая строгую поступь, малый барабан отбивает ритм болеро. Лишь в самом конце этой инструментальной баллады вдруг звучат две вокальные строфы, отсылающие к «The Bridge» (заблудшая душа нашла свою пару). «Spirals» – как будто бы необязательный, но очень милый эмбиент-трек (вновь с припевом из «Америки» в самом конце). А обще-финальный «Busking At Brobank» – как бы бонус: это полуакустическая джаз-вещица со свингующим контрабасом (можно вообразить, что пираты расслабляются в баре после особо удачного приключения).

Невозможно не отметить исключительное качество звучания – альбом был записан в стокгольмской студии RMV, принадлежащей Бенни Андерссону (ABBA), одной из лучших по акустическим условиям и наличию аналогового оборудования. Именно поэтому саунд получился столь «тёплым» и «ламповым». Важно, что музыканты группы работали вместе, и это взаимодействие очень чувствуется. Конечно же, в ход пошли инструменты, имевшиеся в студии – все виды винтажных и современных клавишных, маримба, вибрафон, терменвокс, литавры, укулеле и даже банджо (по крайней мере, на фото в буклете Зак с ним позирует). Об использовании «живых» струнных – впервые у TFK – уже шла речь выше. Йонас Рейнголд, как всегда, блеснул мастерством игры на ладовых и безладовых басовых инструментах. Кое-какие партии исполнил первый басист группы Микаэль Столт. Плавный гитарный звук и тончайшая фразировка Ройне Столта, как всегда, узнаваемы. Правда, на этот раз не сыграл ни одной гитарной партии Хассе Фрёберг (если буклет к диску нас не обманывает). Вероятно, дело в его занятости собственной группой, у которой недавно тоже вышел очень сильный альбом «Parallel Life». Но зато Хассе прекрасно спел, и это главное.

Возвращаясь к продолжительности альбома – конечно, можно было бы сократить пару инструменталов и обрезать «хвосты» в другой паре песен, втиснуть всё на один CD и выпустить идеальный 50-минутный прог-релиз. Но тогда бы мы лишились и парочки прекрасных композиций со второго диска, и вообще концепция «чудес» была бы неполной. Так что пусть всё будет как есть. Каждому по чуду, всем пиратам – по бутылке рома, меломану – по двойному CD (или LP). Время и место под солнцем для всех и для каждого.

Елена САВИЦКАЯ
Рецензия опубликована в InRock #90

InRock
10 из 10
Общее впечатление

progressive rock
InsideOut Music / Sony Music

10

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая