The Flower Kings & Neal Morse Band: Трансатлантический экспресс
Март 24, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

The Flower Kings & Neal Morse Band: Трансатлантический экспресс

Neal Morse Band,progressive rock,The Flower Kings,Transatlantic,Гамбург,Германия,Клуб Наш зарубежный корреспондент Максим Белицкий побывал на совместном концерте двух выдающихся групп современного прогрессива в Гамбурге.

Я не смог присутствовать на недавнем концерте The Flower Kings в Москве, а в Гамбург они в прошлое турне не заезжали. Поэтому нынешнее выступление одной из самых интересных прог-групп современности пропустить было невозможно. Тем более что вторым участником «прог-вечеринки» значилась группа Нила Морса с Майком Портным, а на бис был обещан материал Transatlantic!

Когда в зале собирались поклонники двух групп, фанаты Transatlantic и обожатели Майка Портного («с» или «без» Dream Theater) впридачу, у меня в голове появилась ободряющая мысль: «Если хочешь почувствовать себя совсем юным — посети концерт прогрессива!» И правда — мне 37 лет, и я чувствовал, что многим из зрителей едва ли не в сыновья гожусь. Увы, молодежи на концерте было очень мало. Отсюда и атмосфера — сдержанная, никаких безумств перед сценой, даже выкриков не так много. Все вдумчиво слушали и хлопали, овации в основном касались кульминаций некоторых вещей, а также заключительных номеров и прощальных поклонов исполнителей.

На стойке с атрибутикой продавались три варианта футболок в серо-желтом, малиновом и конечно же оранжевом цветах, последние альбомы Нила и TFK, диски сайд-проектов и книга Нила Морса «Testimony», которую я и купил (после концерта Нил великодушно подписал экземпляр, добавив строчки «God bless you» и ссылку на цитату из Евангелия от Матфея). В руке я сжимал пропуск, любезно предоставленный тур-менеджером Эджем Гровсом-младшим (гитаристом молодого голландского коллектива Sun Domingo). Шоу началось вовремя — в силу того, что программа была длинной, а закончить нужно было в 23:30. На сцену вышла толпа абсолютно разношерстных шведов с немцем за компанию. Как вы уже догадались, это были The Flower Kings!


THE FLOWER KINGS

От первых аккордов «Numbers» у меня полились слезы из глаз – вот он, magic moment! Одна супружеская пара лет 45 стояла перед сценой, обнимаясь и иногда вытирая влажные от слез глаза — это был момент экстаза. Я расположился на своем любимом месте в клубе «Маrkthalle» — на ступеньке метрах в трех от сцены, и прекрасно видел всё происходящее на сцене.

Действительно, TFK были похожи… нет, не совсем на компанию хиппи, а скорее, на «ансамбль солистов», собранный из разных коллективов. Ройне Столт — абсолютно ретро-мэн, философ, одетый как хиппи, высокий худощавый «вечный мальчик», поменявший ультрасовременный Parker на более традиционный ESP и «горбатый» Gibson (речь, как вы догадались, идет о гитарах). Подстать ему и Томас Бодин, выкрасивший бороду в серебристый цвет. Хассе Фреберг – «ангел» в бархатном пиджаке и белой кружевной рубашке. Сильно похудевший басист Йонас Рейнголд из «джазмена со шляпой» превратился в «участника Rammstein», а молодому ударнику Феликсу Лерману с бейсболкой набок подойдет окружение в виде участников Korn или Suicidal Tendencies.

Начали очень мощно, но слегка нервно. К сожалению, бросалась в глаза некоторая «сырость» в исполнении партий с «Banks of Eden» (альбома великолепного по уровню композиторского и аранжировочного мастерства) и, вероятно, от этого идущая темповая несыгранность. Особенно это касалось Ройне и Феликса. Возможно, виной тому выступление первым номером программы, да и расположение на сцене, на мой взгляд, было неоптимальным. Феликс сидел в левом углу (если смотреть на сцену), а не в центре. Он был слегка «утоплен» в глубине сцены и даже чисто визуально смотрелся отдельно от коллектива, несмотря на то, что Йонас Рейнголд находился рядом. Во что это вылилось? Конкретно — в то, что некоторые, более скоростные моменты «эпиков» TFK были просто загнаны по темпу. Феликс явно волновался, хотя он пытался скрывать это за непроницаемым видом. Ройне Столт, казалось, иногда терялся в хитросплетении сложных тональных переходов «Numbers». Мне кажется, что Ройне и компания должны чувствовать себя намного комфортнее в условиях их собственного шоу без какого-либо разогрева — тогда, когда у них есть пространство для маневра, возможность перевести дух. Впрочем, всё это с лихвой компенсировалось оригинальностью материала TFK и искренней, фирменной «сказочно-эпической» атмосферой выступления шведов.

Звук был в целом пристойным, но в начале оказались перегружены клавишные и чуть тише, чем нужно, звучал вокал Ройне. В лучшей форме явно был Йонас — и не только физической. Его бас накрывал зал приятным звуком вне зависимости от выбранного тембра, и только в середине сета его басовая педаль дала небольшой сбой — все отнеслись к этому с юмором. Аккуратно, без особых ляпов пел Хассе, несмотря на заявленную простуду. Только непонятно, что делала в его руках гитара — ее было практически не слышно. Эмоционально несколько терялся Томас Бодин, возможно, вышедший на сцену в не лучшем настроении.

После «Numbers» на сцену вышел участник Neal Morse Band Билл Хубауэр и подыграл на скрипке «My Cosmic Lover» с первого (не считая сольника Столта) альбома группы «Back In The World Of Adventures» (1995). Короткая и живая вещь стала интермедией между более сложными и монументальными композициями TFK.
Третьей вещью последовала «The Truth Will Set You Free». Здесь TFK явно разогрелись и почувствовали себя увереннее. Четвертым номером пошла великолепная, тонкая и слегка грустная «Rising the Imperial». А после этого слово взял Хассе Фрёберг. «Кто завтра хочет идти на работу? Поднимите руки!», — спросил зал он. И, посчитав порядка 20 поднятых рук (из человек 500 присутствующих), удовлетворенно прокричал: «Добро пожаловать в храм прогрессива! Как бы вы провели последнюю минуту на земле?». А зал в ответ проскандировал название «открывашки» с «The Rainmaker» — «Last Minute on Earth». Волнение окончательно улетучилось, и «Короли» запоздало засверкали яркими красками своего шоу. Запоздало, потому что поджимало время, и TFK, великолепно исполнив «In The Eyes of The World», покинули сцену. Команда была принята очень тепло, тем более что в Гамбурге она не присутствовала лет пять как минимум.

NEAL MORSE BAND

После короткого перерыва на отстройку, из-за кулис бодро выскочил коллектив Нила Морса с Майком Портным за ударной стойкой. Из нынешней версии бэнда мне был знаком только Майк и коренастый немолодой басист Рэнди Джордж, который, похоже, и спит в своей вечно перевернутой назад кепке. Зазвучало помпезное оркестровое вступление «Momentum», вещи, открывавшей все концерты тура. Творчество Нила я знаю не слишком хорошо по причине слегка скептического отношения к его композиторскому таланту, но рутинный ход моих мыслей нарушило почти идеальное исполнение весьма сложного многоголосия по ходу песни. Безупречную, чисто американскую сыгранность игнорировать и не уважать было невозможно. Богатой мимикой сопровождали демонстрацию своих технических способностей два молодых гитариста NMB — Эрик Жилетт и бразилец Адсон Содре, которые вместе с уже упоминавшимся скрипачом и клавишником Биллом Хубауэром были приняты в группу путем просмотра Нилом видео, выложенных в YouTube. Эрик и Адсон, оба обладатели новеньких гитар Music Man именной модели Джона Петруччи… практически копировали его манеру игры. Особенно это касалось бразильца, который «пилил» переменным штрихом так, словно в его память загрузили пару гигабайт видеошкол Джона. Но этот факт не сильно смущал присутствующих в зале (подумаешь, молодость — сформируются еще). Публика восторженно аплодировала каждому соло, которых в симфоничных вещах Нила было предостаточно. Задор молодежи при поддержке как всегда неистового Майка придал остроты и без того тяжелым вещам позднего творчества Нила. Кроме того, гитаристы обладали неплохими вокальными данными.

Морс, вышедший на сцену во всем черном и без каких-либо внешних атрибутов своей религиозности, просто светился от счастья. Он компенсировал недостаток своего композиторского таланта (мнение автора может не совпадать с мнением читателя, — примеч. ред.) сверхэнергичной концертной подачей, постоянным движением по сцене, богатой мимикой и фирменной улыбкой. Бывший лидер Spock’s Beard «любил» публику, и публика отвечала ему взаимностью. Такими же улыбчивыми выглядели его артисты.

В середине сета, во время исполнения сюиты, состоявшей из фрагментов целых шести песен с альбома «?» («Question Mark»), активность фронтмена достигла максимума. Морс подыгрывал себе на клавишах и запускал зажигательные соло, периодически брался за свой Telecaster, но чаще всего просто держал в руках микрофон, выразительно пропевая цитаты из Евангелия и окружающие их строчки о своем собственном пути к просветлению и о величии Всевышнего. Во время исполнения «Entrance», на строчках «We seek the temple of the living God after all with our backs against the wall» Нил распалился так, что… прыгнул в зал и стал петь, углубляясь в толпу и периодически обнимая отдельных зрителей. И в этой его активности не чувствовалось ни грамма фальши. Мои сомнения в искренности Нила развеялись окончательно.

Энергетика шоу неминуемо передалась и залу. Градус поддержки Нила Морса в зале был посильнее, чем у TFK. Хотя, возможно, публика просто больше любит Dream Theater и пришла посмотреть на Майка. Правда, последний на повышенное внимание никак не реагировал: выкрасивший свою бороду в темно-голубой цвет недавний ренегат всеми своими действиями подчеркивал, мол, «это не мое шоу, я здесь всего лишь ударник». Даже фирменные плевки были большой редкостью. А позже «великий» взял слово и поблагодарил всех «за присутствие на шоу Neal Morse Band».

Сет NMB завершили «Thoughts Pt.5» и 33-минутная «World Without End» с последнего альбома «Momentum»…

…Погас свет, и на темной сцене появились двое. Первые клавишные аккорды, и зал «взорвался» намного сильнее, чем раньше. Это Нил и Ройне заиграли кусок из «Bridge Across Forever» в весьма нетрадиционной аранжировке. Вещь из одноименного второго альбома открыла короткое выступление экспериментального состава Transatlantic, которое, без сомнения, ждали все. Под шквал аплодисментов за установку запрыгнул Майк, бас в руки взял Йонас Рейнголд, а почетное место концертного второго гитариста и пятого вокалиста Transatlantic Даниэля Гильденлева занял Эрик Жилетт.

Настоящий праздник прогрессива завершался на борту трансатлантического экспресса, где его пассажирам, то есть зрителям, было предложено фантастическое «десертное меню». После двух вступительных частей «All Of The Above — Full Moon Rising» (…Full moon rising today) и «October Winds» (There’s a town I used to know…) состав плавно проследовал к «солянке» из «The Whirlwind» (Overture — A Man Can Feel — Rose Colored Glasses). На заключительную «Stranger In Your Soul» на сцену вышли практически все оставшиеся участники концерта, и в таком составе «путешественники» торжественно прибыли на конечную станцию.

Никаких больше «бисов», только финальный поклон, опять влажные глаза Нила Морса, приветствия публике от Майка Портного, скромные шведы и… трансатлантический экспресс с его разношерстными участниками укатился в темноту, чтобы на следующий день порадовать публику уже в Кельне… К счастливым моментам привыкнуть нельзя. Жаль только, многочисленные попытки договориться об интервью с Портным не увенчались успехом…

Максим БЕЛИЦКИЙ
Фото: Андре Мёллер / photos by Andre Möller
Благодарим Ройне Столта и Эджа Гровса-мл. (тур-менеджера) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер