Sweden Rock Festival’2018: Четыре дня и три иконы хэви
Ноябрь 16, 2018
Виктор Блинов (4 статей)
Поделиться

Sweden Rock Festival’2018: Четыре дня и три иконы хэви

Шведский рок-фестиваль уже давно перестал быть событием, рассчитанным исключительно на скандинавскую публику. Его известность за пределами страны растёт с каждым годом, как и размах, и количество групп-участниц с мировым именем. Но какими бы громкими и «звёздными» не были предыдущие фестивали, 2018 год стал для фэнов особенным.

Впервые за всю историю на сценах «Sweden Rock» появились сразу три основоположника стиля, подлинные иконы хэви-метала: Iron Maiden, Judas Priest и Оззи Озборн. Немудрено, что билеты были распроданы буквально за несколько дней с момента анонса, и организаторы даже пошли на увеличение максимального количества посетителей – с 33 тысяч до 35 тысяч человек в день. Репортеры «InRock» в очередной раз наведались в безмятежную шведскую провинцию, ставшую на несколько дней местом сбора адептов тяжелой музыки со всего мира.

День 1. 6 июня. Модерн-метал-мальчики и местные суперзвёзды

Первый укороченный «день-разогрев» начал довольно необычный коллектив – Three Dead Fingers, в составе которого — 12-13-летние участники конкурса «Sweden’s Got Talent». Их ориентиры – подростковые модерн-метал-кумиры типа Korn или Slipknot. Несмотря на возраст, ребята неплохо владеют инструментами, а чувствовать себя уверенно на сцене им помогала позитивная реакция фэнов, пришедших поддержать самую молодую группу фестиваля.

 

Дальше выступление шведского квартета F.K.Ü., название которого расшифровывается как Freddy Krueger’s Ünderwear. Музыканты черпают вдохновение в немецком трэш-метале середины 80-х и в фильмах ужасов примерно тех же годов. За шквалом пронзительных ретро-риффов легко угадывается классика жанра: вот вещь, похожая на «Mad Butcher» Destruction, а вот – тема, напоминающая танкардовскую «Zombie Attack». Эта группа выгодно смотрится, пожалуй, лишь благодаря своей безумной энергии и прикольному сценическому гриму а-ля «живые мертвецы». Впрочем, надо отметить, что в сегодняшней Швеции подобную музыку играют немногие, и это обеспечивает F.K.Ü. внимание поколения, ностальгирующего по ушедшим аналоговым временам.

Nocturnal Rites, одни из первопроходцев стиля пауэр-метал в Швеции, неожиданно собрали перед сценой довольно внушительную аудиторию. Возможно, дело тут в длительном перерыве в творческой и концертной деятельности группы. Их последний альбом «Phoenix» вышел в 2017 году, десять лет спустя предыдущего «The 8th Sin», а выступлений в его поддержку прошло совсем немного. На фестивале коллектив представил программу, состоящую только из песен, записанных с нынешним вокалистом Джонни Линдквистом. Лично меня такой сет-лист несколько разочаровал, ведь на оставшихся за бортом трёх первых дисках Nocturnal Rites было много отличных вещей, пусть и не совсем вписывающихся в современную концепцию группы.

 

Одним из самых запоминающихся концертов дня стало шоу британской команды The Quireboys, возглавляемой бессменным вокалистом Спайком. Их уникальная смесь глэма и блюз-рока будто специально создана для живого исполнения. Вдобавок группа порадовала удивительно чистым и сбалансированным звуком, позволяющим услышать в миксе малейшие нюансы гитарных соло и басовых партий. Спайк, который несколько месяцев назад умудрился сломать ногу, выступал в специальном корсете, но, к счастью, это не сильно сковывало его движения. Харизматичный фронтмен хоть и слегка прихрамывал, был подвижен и энергичен. «Мне тут предлагали выступать сидя, но я напомнил им, что я не американец», – с улыбкой поведал Спайк публике, намекая на всем известного вокалиста с другой стороны Атлантики. Добрую половину сет-листа составили песни с первого и самого известного альбома The Quireboys «A Bit of What You Fancy», большую часть которых музыканты сыгралы ближе к окончанию выступления. Абсолютный восторг вызвали, конечно же, главные хиты – «Hey You», «7 O’Clock» и «Sex Party».

Шведские приверженцы олдскул-хэви Bullet — уже не новички на европейской «тяжелой» сцене. За 15 лет они успели обзавестись внушительной армией поклонников, которых нисколько не смущает то, что музыканты беззастенчиво копируют мелодические ходы и фирменные гитарные приемы Accept, Scorpions и AC/DC. Справедливости ради надо сказать, что делают они это в высшей степени профессионально. Кроме того, группа прекрасно смотрится вживую. По большей части в этом заслуга самобытного фронтмена Bullet Дага Хофера по прозвищу «Hell». Помимо примечательной внешности, он обладает весьма специфичным вокалом, представляющим собой нечто среднее между Удо Диркшнайдером и Крисом Болтендалем. На фестивале группа решила по максимуму представить фэнам свою свежую работу «Dust to Gold» — вещи с неё составили почти половину программы.

Те, кто считает музыку Bullet недостаточно тяжелой и сложной, могли отправиться на выступление американских ветеранов техно-дэта Suffocation. Знатоки стиля ценят эту группу за сложнейшие гитарные риффы Террэнса Хоббса, невероятно брутальный гроулинг Фрэнка Муллена и оригинальный стиль игры басиста Дерека Бойера.

Закрывал первый день фестиваля коллектив из Гётеборга Hardcore Superstar. Многим выбор хедлайнера может показаться несколько странным, однако для шведских рок-фэнов, на которых в первую очередь и рассчитан Sweden Rock, звездный статус этой группы неоспорим. Её синглы регулярно занимают высокие места в национальных чартах, а сольные концерты проходят с аншлагами. В конце 90-х Hardcore Superstar были в авангарде новой волны глэм-метала, накрывшей Скандинавию, и по сей день не изменили этому стилю. Фестивальное шоу стало выжимкой лучших композиций, созданных музыкантами за 20 лет, и в этом явно угадывалось их желание порадовать как давних фэнов, так и «молодую гвардию». Помимо самых известных песен с альбомов второй половины 2000-х, принесших парням коммерческий успех, прозвучали совсем старые вещи с характерными панк-роковыми интонациями, а также несколько новинок – «Baboon», «Bring the House Down» и «Electric Rider». Композиция «Someone Special» была исполнена в виде баллады под аккомпанемент одной лишь гитары Вика Зино. Надо признать, что шоу Hardcore Superstar тянул на себе от начала до конца один единственный человек – неутомимый фронтмен Йоаким «Йоке» Берг. Казалось, что его энергия заполняет все пространство сцены. На фоне Йоке остальные участники квартета смотрелись чересчур флегматичными и серьезными. Временами создавалось впечатление, что музыканты не составляют единое целое, а оказались на одной сцене совершенно случайно. Пожалуй, в этом состоял единственный, хоть и весьма существенный, недостаток этого концерта. По его окончании многие справедливо замечали, что на небольших площадках Hardcore Superstar выглядят более убедительно.

День 2. 7 июня. Бунтарский дух и сюрпризы без сюрпризов

Утром второго дня заработали все пять площадок Sweden Rock, и количество публики заметно выросло. Десятки тысяч ног, а также палящее солнце и ветер очень быстро превратили фестивальную зону практически в пустынный ландшафт. По выжженной траве пробираемся к главной сцене, на которую уже вышли парни из коллектива Buckcherry. Яркий, темпераментный калифорнийский рок, который играет группа, был как раз под стать погоде, установившейся в южной Швеции. В арсенале Buckcherry преобладают искрометные боевики, такие как «Lit Up» и «Crazy Bitch», но есть и более спокойные вещи в духе Aerosmith («Sorry») и даже модные композиции c элементами дэнс-рока. Несмотря на жару, участники группы вкладывали в шоу всю силу и энергию. Особенно старался фронтмен Джош Тодд – он изо всех сил заводил фэнов, постоянно прыгал и носился по всей сцене. Удивительно, но даже к концу часового концерта он выглядел достаточно бодро.

Avatarium продолжают весьма успешную концертную деятельность даже в отсутствии основателя проекта, басиста Candlemass Лейфа Эдлинга. Наконец, они добрались до главного рок-фестиваля Швеции. Грациозная вокалистка Дженни-Энн Смит появилась перед публикой в черном костюме, украшенном длинной белой накидкой, которая эффектно развевалась на ветру. Заметные блюзовые нотки в ее голосе и пластичные движения на сцене придавали особую чувственность выступлению группы. Помимо уже хорошо известных фэнам вещей, среди которых была «Moonhorse» с акустической гитарой Дженни-Энн, музыканты исполнили несколько песен с прошлогоднего альбома «Hurricanes and Halos». После этого концерта лично я пришел к выводу, что Avatarium – недооцененный коллектив, заслуживающий гораздо большего внимания со стороны фэнов как дум-метала, так и прогрессива.

Американский коллектив In This Moment, возглавляемый артистичной певицей Марией Бринк, определенно находится на пике своей карьеры. В прошлом году музыканты отметились невероятно успешной работой «Ritual», а на одной из песен, вошедших в альбом, спел сам Роб Хэлфорд. Концерты In This Moment неизменно привлекают большое число зрителей, и «Sweden Rock» не стал исключением, тем более что на фестивале группа представила полноценное шоу с богатыми сценическими декорациями, участием танцовщиц и сменой костюмов. Каждая композиция In This Moment похожа на маленькую театральную пьесу, главную роль в которой неизменно играет Мария Бринк. Ее перевоплощения и наряды кому-то могут показаться излишне эпатажными, однако все это прекрасно соответствует фирменной концепции коллектива и гармонирует с плотными хардкоровыми гитарами и интенсивной ритм-секцией. В отведенный для концерта час группа успела исполнить всего семь песен с трех последних дисков. Не обошлось без таких хитов, как «Black Wedding» и «Blood». Последним номером стала эмоциональная вещь «Whore», после которой со сцены в публику посыпались огромные красные надувные шары. Это было красивое и запоминающееся завершение шоу.

 

Концерт ветеранов хард-рока Nazareth проходил одновременно с In This Moment и собрал не слишком много зрителей. Впрочем, пришедшие вряд ли были разочарованы. Несмотря на отсутствие великолепного Дэна Маккаферти, Nazareth отыграли классный рок-концерт с мощным, драйвовым саундом и безупречным набором песен. Подкупает и то, что новый участник квартета, вокалист Карл Сентенс (известный коротким участием в Krokus и сотрудничеством с Доном Эйри) совершенно не пытается копировать манеру пения Дэна, а предлагает свой собственный, свежий взгляд на всем известные хиты. Особенно были хороши в его исполнении медленные номера – «Dream On» и «Love Hurts». Кроме этого, на сцене Карл здорово вживается в имидж рокера из 70-х и в этом плане выглядит гораздо выигрышнее своего мимолётного предшественника Линтона Осборна. Искреннее восхищение вызывает основатель коллектива, бас-гитарист Пит Эгнью, который в 70 с лишним лет продолжает оставаться настоящим мотором Nazareth. Очевидно, что благодаря его энергии и работоспособности группа до сих пор активна, и радует фэнов живыми выступлениями.

Музыкальное наследие Deep Purple становится предметом настоящей эксплуатации среди артистов, когда-либо имевших отношение к легенде. Экс-басист группы Гленн Хьюз не мог остаться в стороне и отправился в обширный тур под незатейливым названием «Classic Deep Purple Live». С этой программой он и вышел в середине дня на главную сцену «Sweden Rock». Сет-лист оказался настолько банален, что любой поклонник Deep Purple предсказал бы его с девяностопроцентной точностью. Помимо обязательной «Smoke on the Water» мы услышали «Stormbringer», «Mistreated», «Burn», «Highway Star»… На фоне такого набора общеизвестных хитов приятным сюрпризом стала «You Keep On Moving» – одна из лучших песен, написанных Хьюзом в составе группы. Концерт отличался мягким, винтажным звучанием инструментов, на этом фоне великолепный вокал Гленна казался ещё более мощным и экспрессивным. Еще один несомненный плюс – профессиональная работа аккомпанирующей группы, в составе которой гитарист Сёрен Андерсен, работавший с Майком Трампом и фронтменом D.A.D. Йеспером Бинцером. Известно, что осенью в рамках этого тура Гленн Хьюз собирается посетить и Россию. Не пропустите!

Одна из старейших австралийских команд, Rose Tattoo не так часто выбирается на гастроли в Европу, поэтому вопрос о том, идти ли на их выступление, даже и не стоял. Более того, Rose Tattoo – одна из немногих групп, сумевших сберечь до наших дней тот бунтарский дух, который царил в рок-н-ролле на рубеже 70-х и 80-х. Тем ценнее ощутить его поколению миллениалов, доминировавшему на фестивале. Нынешний состав Rose Tattoo интересен тем, что место бас-гитариста в нем занял экс-участник AC/DC Марк Эванс, а одним из гитаристов стал Боб Спенсер, игравший в The Angels. Надо сказать, что музыканты полностью оправдали ожидания как в плане сет-листа, так и в плане звучания и подачи материала. Невероятный азарт, с которым Rose Tattoo отыграли свою программу, мог бы послужить примером для куда более успешных коллег по рок-сцене. Впрочем, то обаяние и магнетизм, которые излучает на сцене лидер группы, Энгри Андерсон, невозможно скопировать. В этом Энгри уникален, а его способность зажигать на сцене так же, как и 40 лет назад, поистине удивительна. Хочется верить, что запаса сил и оптимизма хватит ему ещё надолго, и знаменитый гимн «Rock’n’Roll Is King» еще множество раз прозвучит с концертных площадок мира.

Мировой реюнион-тур Helloween уже успел собрать много восторженных отзывов, поэтому небывалый интерес к выступлению воссоединившихся родоначальников евро-пауэра был абсолютно понятен. Сразу оговорюсь, что на весеннее шоу музыкантов в Москве я не попал, поэтому ждал их выхода на сцену с удвоенным любопытством. И вот, наконец, под рёв толпы и звуки вступления к знаменитому боевику «Halloween» перед фэнами появились все семь участников реюниона (плюс сессионный клавишник). С первой же композиции стало ясно, насколько по-немецки основательно продуманы все детали шоу. Здесь и красочное оформление сцены, и захватывающий видеоряд, и четко отрепетированные партии всех музыкантов, и идеальный звук. Классические вещи Helloween, сыгранные в три гитары, приятно удивляют свежими нюансами в аранжировках. Кроме этого, присутствие гитары Саши Гёрстнера дало Каю Хансену и Михаэлю Вайкату значительно больше простора для исполнения их фирменных сдвоенных соло. Особое внимание публики, конечно же, было приковано к великолепному Михаэлю Киске, который лично мне показался главным действующим лицом этого реюниона. Все песни, на которых он исполнял партии лидер-вокала, фэны неизменно встречали с восторгом, сам певец был явно польщен таким теплым приемом. К сожалению, полтора фестивальных часа, отведенных музыкантам, не позволили им представить полную версию шоу. Некоторые композиции были сыграны в урезанном виде или в виде попурри. Тем удивительнее, что в этой сжатой программе нашлось место для весьма шаблонного гитарного соло Хансена. Думаю, многие предпочли бы услышать вместо него ещё один хеллоуиновский хит.

Незаметно подошло время главного события второго дня, которое организаторы фестиваля не без оснований назвали историческим. В рамках тура «The Legacy Of The Beast» на «Sweden Rock» впервые в истории приехали сами Iron Maiden. Перед началом тура Брюс Дикинсон пообещал фэнам удивительный сет-лист и слегка иной подход к исполнению старых вещей. «Я хочу, чтобы люди, возвращаясь домой после шоу, восклицали: «Черт побери, я не могу поверить, что они сыграли эту песню», – поведал он. Надо ли говорить, что после таких заявлений все пространство вблизи главной сцены задолго до начала концерта было занято многочисленными поклонниками «Железной девы»? Для тех, кто не позаботился об удобном месте обзора заранее, предназначались два огромных экрана, транслировавшие шоу в режиме реального времени.

Iron Maiden начали с одного из своих главных хитов, «Aces High», и сразу же удивили публику макетом британского истребителя времен Второй Мировой, который неожиданно «вылетел» откуда-то из-за кулис и завис точно над Брюсом Дикинсоном, одетым в черный китель и шлем летчика. Продолжили концерт не менее значимые композиции – «Where Eagles Dare», «2 Minutes to Midnight», «The Trooper»… Тем временем оформление сцены плавно трансформировалось: милитари-стиль с зелеными камуфляжными сетками ближе к середине концерта сменился средневековым антуражем. Музыканты оказались в стенах готической церкви, на фоне разноцветных витражей. В этих декорациях прозвучала «Revelations» и две песни-сюрприза — «For the Greater Good of God» и «The Wicker Man», которые не исполнялись вживую больше 15 лет. Эффектным моментом шоу стала «Flight of Icarus»: на ней Брюс появился перед публикой с самым настоящим огнемётом, при этом в глубине сцены повисла гигантская серебристая фигура Икара. Перед началом «Fear of the Dark» сцена погрузилась в полумрак, а фоном стало ночное небо, затянутое зловещими синевато-черными облаками. Дикинсон добавил таинственности, представ в старинном плаще, шляпе-цилиндре, маске чумного доктора и фонарем в руках. «The Number of the Beast» побила все рекорды по использованию пиротехники, а следующий за ней старинный боевик «Iron Maiden» был сыгран в компании огромного рогатого черепа Эдди, ставшего символом этого тура. Интересно, что в «наследие зверя» были включены и две вещи, написанные во времена Блэйза Бэйли – «The Clansman» и «Sign Of The Cross». Исполнив 13 песен, музыканты взяли небольшую паузу, и вскоре вернулись на бис с ещё тремя: «The Evil That Men Do», «Hallowed Be Thy Name» и «Run to the Hills». Судя по реакции фэнов, они были в восторге и от сет-листа, и от звука, и от визуальных эффектов, хотя обещанных Дикинсоном сюрпризов оказалось совсем немного.

Последним концертом, стартовавшим уже ближе к полуночи, стало выступление немецких трэш-металлистов Kreator. Те, у кого еще остались силы после столь насыщенного фестивального дня, увидели впечатляющее световое и пиротехническое шоу и услышали отличную подборку песен, охватывающую более половины альбомов коллектива.

День 3. 8 июня. Заложники одного фокуса и Князь в форме

Начало третьего дня «Sweden Rock» выдалось довольно насыщенным. Ровно в полдень начался концерт одной их старейших женских глэм-роковых групп Vixen. После смерти в конце 2013 года основательницы коллектива Джен Кунемунд оставшиеся трое продолжили выступать под прежним названием, а недавно даже объявили о скором выходе долгожданного студийного альбома. К сожалению, на этом концерте мы не услышали ни одной новой композиции, зато смогли вдоволь насладиться старыми хитами, известными в многом благодаря клипам, примелькавшимся на MTV в конце 80-х. Наибольший восторг у публики вызвали, конечно же, «Cryin'», «How Much Love», «Edge Of A Broken Heart», а также кавер на песню Рэя Чарльза «I Don’t Need No Doctor», которую каждый фэн тяжелой музыки знает по версии W.A.S.P. Vixen твердо следуют принципам «натурального» рока, избегая не только модных гитарных эффектов и цифровых процессоров, но и слишком броских сценических нарядов. Кто-то может подумать, что вживую такая группа смотрится весьма скучно, но это совсем не так. Эти леди играют с таким темпераментом и невероятным позитивом, что не оставляют ни единого шанса молодым девичьим командам. Неудивительно, что часовое выступление Vixen пролетело на одном дыхании.

Следующим обязательным пунктом программы стало шоу мастеров мелодик-метала из соседней Дании Pretty Maids. Эти музыканты – частые гости на «Sweden Rock», здесь их любят и неизменно устраивают им самый теплый прием. На этот раз группе выпала честь выйти на главную сцену, и Pretty Maids воспользовались этим на 100%, подготовив мощную, драйвовую программу со своим фирменным сочным и плотным звуком. Прозвучали наиболее яркие вещи с нескольких последних дисков и целых пять песен с культовых альбомов 80-х годов — «Future World» и «Red, Hot and Heavy». Несмотря на то, что Pretty Maids существуют уже более 35 лет, приклеивать к ним ярлык рок-ветеранов не поднимается рука. Коллектив приятно удивляет своим бодрым и современным имиджем, а его основатели, Ронни Аткинс и Кен Хаммер, совсем не выглядят как старшие товарищи по отношению к более молодым участникам. Судя по фестивальному выступлению, Pretty Maids не намерены сбавлять обороты.

Одну из старейших голландских прог-роковых групп Focus сегодня помнят только преданные ценители жанра. А ведь в начале 70-х годов критики ставили ее в один ряд с такими грандами как Jethro Tull и King Crimson. Но пусть коммерческий успех для Focus остался в далеком прошлом, группа не прекращает записывать альбомы и регулярно даёт концерты. Посетившие их выступление на фестивале наверняка отметили высочайшее исполнительское мастерство музыкантов, в особенности — лидера квартета Тейса ван Леера. За его весьма колоритной внешностью скрывается талантливый композитор и инструменталист, профессионально владеющий хаммонд-органом и флейтой. Безусловно, этот самый винтажный «Хаммонд» придает музыкальному материалу Focus определенный ретро-оттенок, однако это не значит, что группа всецело воссоздаёт атмосферу сорокалетней давности. Их новые вещи звучат свежо и актуально, а местами и довольно тяжело. Впрочем, ни для кого не секрет, что Focus являются заложником одного хита, – своего самого популярного сингла «Hocus Pocus», который они вынуждены играть на каждом концерте. Популярности композиции добавил тот факт, что её фрагмент не так давно был использован в рекламном ролике фирмы Nike, и, похоже, большая половина публики пришла на этот концерт только ради того, чтобы услышать, как Тейс ван Леер поёт свой знаменитый йодль.

Посмотрев концерт Focus, мы поспешили к другой сцене, на которую готовился выйти возрожденный в 2014 году коллектив Madam X, который возглавляют барабанщица Рокси Петруччи (игравшая несколькими часами ранее с Vixen) и ее сестра-гитаристка Максин. (Гитаристу Dream Theater они не родственницы). Среди поклонников глэм-метала этот квартет известен в том числе тем, что в середине 80-х в нём засветился будущий фронтмен Skid Row, Себастиан Бах. В 1984 году их дебютная пластинка «We Reserve the Right», неожиданно обрела большую популярность в Швеции, поэтому не удивительно, что свой следующий диск «Monstrocity», изданный аж через 33 года, Madam X решили презентовать именно на «Sweden Rock». Специально для этого музыканты даже сочинили песню под названием «Hello Sweden», и надо ли говорить, что её исполнение вызвало бурю эмоций в рядах собравшихся на концерт фэнов. И хотя музыка Madam X довольно проста и не претендует на оригинальность, группа обладает притягательностью и своеобразным шармом. Возможно, дело в том, что музыканты превосходно чувствуют публику и работают на сцене с неподдельным удовольствием, а этого уже немало для успеха.

Немногим рокерам 90-х удалось сформировать свою неповторимую стилистику и обрести культовый статус. Норвежцы Turbonegro смело могут записать себя в число таких групп. Более того, они успели ещё и обзавестись внушительной армией преданных поклонников, а их атрибутика узнаваема и неповторима. Фестивальное шоу этих задорных парней собрало фэнов из всех близлежащих европейских стран, о чем можно было судить по мелькавшим тут и там фирменным джинсовкам «Turbojugend» – официального фэн-клуба группы. Музыкальный стиль коллектива, который сами участники называют «Deathpunk», весьма эклектичен, и это делает живые выступления Turbonegro экстравагантными и непредсказуемыми. Жесткие, почти хардкоровые композиции легко уживаются с пафосным стадионным роком, грязные панк-риффы сменяют шикарные клавишные пассажи, а кавер Queen «Bohemian Rhapsody» соседствует с саркастичным боевиком «I Got Erection». Можно сказать, что шоу группы представляет собой взрывную смесь шок-рока, анархо-угара и циркового балагана. Но, пожалуй, главный козырь Turbonegro – это отменное чувство юмора и самоирония, которая находит отражение не только в текстах песен, но и в костюмах музыкантов и их манере держаться на сцене. Это было самое веселое выступление всех четырех дней фестиваля.

 

Волна прощальных туров, накрывшая рок-н-ролльный мир в последние несколько лет, докатилась и до «крестного отца метала», Оззи Озборна. Мировое турне «No More Tours 2» привело Оззи и на «Sweden Rock», что вызвало огромный интерес в стране — ведь в качестве сольного артиста он не приезжал в Швецию с 2012 года. Компанию ему составили барабанщик Томми Клафетос, басист Роб Николсон, клавишник Адам Уэйкман (сын легендарного участника Yes Рика Уэйкмана) и любимец публики, гитарист Закк Уайлд. Основным элементом оформления сцены в этом туре стал огромный крест, на который проецировались различные визуальные эффекты, что выглядело довольно зрелищно. На фоне него сама сцена казалась игрушечной, а музыканты выглядели миниатюрными человечками. Вопреки многочисленным слухам, на этом концерте Озборн совсем не был похож на дряхлую развалину. На первом же номере — «Bark at the Moon» — Оззи продемонстрировал, что записывать его в старики еще рано. Он активно передвигался по сцене, размахивал руками и пританцовывал у микрофонной стойки. Да и в плане вокала придраться было не к чему. «Князь тьмы» чётко выговаривал все слова, грамотно расставлял акценты и делал паузы в нужных местах, чтобы услышать реакцию публики. Правда, в этот раз Оззи очень мало общался с фэнами между песнями. Будто исчезли его фирменные крылатые выражения вроде «God bless you all!» и «Lets go fucking crazy!»…

Выбор песен для прощального выступления оказался вполне достойным. Некоторый перекос в сторону первой половины 80-х компенсировался несколькими вещами из арсенала Black Sabbath, включая обязательную «Paranoid», а также четырьмя песнями с «No More Tears», самого коммерчески успешного диска артиста. Немного жаль, что за бортом остались такие хиты, как «Goodbye To Romance», «Flying High Again» и «Killer of Giants». Пару слов об игре Закка Уайлда: отдавая должное его неординарным способностям и экспрессивной манере исполнения, надо заметить, что на некоторых песнях наблюдался явный переизбыток его замысловатых приемов и гитарных трюков. Да и традиционное гитарное соло Закка показалось слишком затянутым. Словом, концерт Оззи Озборна не преподнёс сюпризов и не стал особо грандиозным событием… Если не считать, что тот факт, что Оззи до сих пор в деле и неплохо себя чувствует, сам по себе уже является сенсацией. Неизвестно, сколько ещё лет активной туровой деятельности у него впереди, но наверняка каждый, посетивший этот концерт фэн в глубине души рассчитывает на то, что за «No More Tours 2» обязательно последует «No More Tours 3″…

День 4. 9 июня.

В последний фестивальный день, 9 июня, южную Швецию накрыла сильная жара, и все близлежащие пляжи были уже с утра оккупированы рок-фэнами. Увлекшись купанием и распитием пива на побережье моря, многие из них пропустили концерт группы Crashdiet, представляющей новое поколение шведского глэм-метала, зажигательных южных рокеров Doc Holliday и драйвовых немцев The New Roses. На последних следует остановиться поподробнее, ибо появление в Германии команд, играющих мощный, напористый рок-н-ролл с оттенками блюза и упором на мелодии — явление довольно редкое. Эти выходцы из Висбадена запросто могут конкурировать с куда более известными американскими и британскими коллегами. Далеко не всем удается писать такие классные риффы и запоминающиеся вокальные мелодии, как, например, в песне «Life Ain’t Easy (For A Boy With Long Hair)». Далеко не все могут похвастаться такой блестящей сыгранностью и очень естественной, непринужденной подачей своих композиций. Добавьте сюда роскошный вокал фронтмена Тимми Рауфа, и у вас не останется вопросов, почему выступление The New Roses так сильно запало в памяти.

Концерт норвежской группы Circus Maximus, начавшийся следом, порадовал поклонников мелодичного прогметала. В ее составе – техничный гитарист Матс Хауген, по стилю игры сильно напоминающий Майкла Ромео (Symphony X). Визуальная составляющая выступления Circus Maximus вряд ли может кого-то впечатлить, зато исполнительское мастерство и композиторский талант вызывают искреннее восхищение. Группа композиционно не тяготеет к слишком сложным музыкальным формам, поэтому слушать ее вживую легко и приятно. Музыканты нашли прекрасный баланс между мелодизмом и тяжестью, а соло Хаугена и дуэли между гитарой и клавишными на таких вещах как «Havoc» и «Game of Life» поражают красотой и изяществом.

Надо отметить, что в этом году фестивальное расписание было составлено крайне удачно, и выступления артистов схожих стилей практически не пересекались. Так, во время концерта Circus Maximus соседнюю сцену оккупировали «люди в черном» – финский квинтет The 69 Eyes. Несмотря на то, что пик популярности готик-метала давно прошел, коллектив до сих пор невероятно востребован, особенно среди женской части рок-аудитории, что подтвердилось и на фестивале. Программа, которую музыканты подготовили для «Sweden Rock», не могла оставить безразличным даже самого капризного фэна. Пара лучших песен с последней работы, «Universal Monsters»; прекрасный набор вещей с «золотых» альбомов группы, «Devils» и «Angels»; и, конечно же, классика жанра: «Gothic Girl», «Wasting The Dawn», «Dance D’Amour» и «Brandon Lee». Фронтмен The 69 Eyes Юрки держал нас в тонусе с начала и до самого конца выступления. Он не скупился на комплименты в адрес шведских поклонников, а их ответная реакция не заставляла себя ждать. Признаться, такую единодушную поддержку фэнов увидишь далеко не на каждом концерте. The 69 Eyes оставили впечатление очень сплоченного и сыгранного коллектива, и это понятно, ведь состав команды остается неизменным уже более 25 лет!

Сложно найти человека, не слышавшего хотя бы пары песен английского коллектива Slade. Наверное, поэтому их выступление на Sweden Rock заинтересовало все поколения рок-фэнов. К сцене подтянулись и металхэды в проклепанных джинсовках, и модные пареньки с хипстерскими бородками, и седые дядьки в ковбойских шляпах и казаках. Мы тоже решили не упускать шанс в очередной раз услышать классические радиохиты в исполнении неунывающих отцов-основателей, Дэйва Хилла и Дона Пауэлла. Несмотря на возраст, музыканты Slade до сих пор «зажигают» как в старые добрые времена, а запаса энергии и задора им с лихвой хватает на весь часовой сет, который пролетел словно несколько минут. Казалось, только что звучала «открывашка» «Gudbuy T’Jane», и вот уже группа прощается с публикой, сыграв финальную «Cum On Feel the Noize». Из всей программы можно было выделить трогательную «Everyday», игривую вещь «Coz I Luv You», и, конечно же, «Far Far Away», мощный припев которой пел вместе с группой каждый присутствующий на концерте. Впрочем, кто-нибудь наверняка найдет выступление Slade слишком предсказуемым и обвинит Хилла и Пауэлла в нещадной эксплуатации старого материала. Или же пожалуется на маловыразительный вокал, отсутствие «голоса группы» Нодди Холдера. Безусловно, во всем этом есть доля истины, но, на мой взгляд, лучше увидеть Slade с двумя оригинальными участниками, чем не увидеть их вовсе.

Тем временем «Sweden Rock»-2018 продолжился выступлением коллектива Steelheart, знакомого поклонниками американского хэви в основном по одноименному дебютному альбому 1990 года. С тех пор эта команда пережила многочисленные смены состава и чуть не потеряла своего фронтмена, Мильенко Матиевича, на которого во время одного из концертов в начале 90-х упала осветительная ферма. Удивительно, но после тяжелой травмы Матиевич нашел в себе силы продолжить музыкальную карьеру, и на сегодняшний день он является единственным участником оригинального состава Steelheart. Музыка группы, смесь мелодичного хард-рока и глэм-метала, очень неплохо воспринимается в живом исполнении, однако новым композициям явно не хватает ярких мелодий и цепляющих риффов. Песни с последних двух дисков, составлявшие больше половины сет-листа, заметно проигрывают самым известным старым вещам «I’ll Never Let You Go» и «She’s Gone». Впрочем, даже самые блеклые номера этого выступления вытягивает потрясающий вокал Матиевича. Со своей харизматичной манерой пения, особенной экспрессией и чистейшей интонацией он мог бы потягаться и с такими звездами рок-вокала, как Джефф Тэйт или Джеймс ЛаБри.

Легендарный женский коллектив Girlschool в наши дни не очень часто выступает за пределами родной Великобритании, так что их приезд на «Sweden Rock» стал маленькой сенсацией и прекрасным подарком поклонникам Новой волны британского хэви. Концерт получился очень бодрым, эмоциональным и c явным ностальгическим оттенком. В сет-листе доминировали композиции с ранних культовых пластинок — «Demolition» и «Hit And Run». В паузах нашлось место как для шуток, так и для воспоминаний о Келли Джонсон, гитаристке оригинального состава Girlschool, скончавшейся в 2007 году, и, конечно же, о Лемми Килмистере, который оказывал неоценимую поддержку группе на протяжении почти 40 лет. Впрочем, эти грустные нотки не отразились на общей атмосфере выступления. Чувствовалось полное единение публики и артистов. Солистка Ким МакОлифф не уставала признаваться в любви к фэнам и благодарить их за теплый прием, ну а фэны «рубились» так, как будто это был последний концерт в их жизни.

Cольная карьера Тарьи Турунен – прекрасная иллюстрация того, как фронтмен, уволенный из группы, может в короткое время повторить успех своего бывшего коллектива. Выдающаяся работоспособность Тарьи в сочетании с ее вокальными и внешними данными, – вот тот фундамент, на котором неуклонно росла её популярность после ухода из Nightwish. И каждым своим выступлением она изо всех сил старается оправдать доверие поклонников. Для «Sweden Rock» артистка подготовила программу, состоящую в основном из тяжелых и энергичных номеров, что логично на таком многолюдном опен-эйре. Даже присутствие в группе виолончелиста и клавишника не сильно смягчили звучание группы. С музыкальным материалом здорово гармонировал костюм Тарьи – черного цвета с лаконичными стальными вставками и небольшим, но эффектным декольте. Около половины песен сет-листа была взята с последней и, пожалуй, лучшей работы Тарьи «The Shadow Self», среди которых особо выделялась мощная вещь «Demons in You», а также прекрасный кавер Muse «Supremacy». В середине выступления музыканты сыграли попурри из композиций Nightwish – традиционный подарок всем старым фэнам. В полный восторг публику привело исполнение одного из первых сольных хитов Тарьи, «Die Alive», а также мрачноватого боевика «Until My Last Breath». Завершился концерт еще одним кавером — классической композицией Гэри Мура «Over The Hills And Far Away».

 

Быть хэдлайнером последнего фестивального дня – всегда особая ответственность, ведь то настроение, с которым публика будет покидать очередной «Sweden Rock», во многом зависит от атмосферы именно этого шоу. Думаю, организаторы ни секунды не сомневались, доверяя столь важную роль Judas Priest. Непререкаемый авторитет Роба Хэлфорда и успех нового альбома «Firepower» гарантировал всем незабываемый вечер. Ровно в 22:30 под звуки интро и рёв толпы на сцену вышли гитаристы Ричи Фолкнер и Энди Снип (подменяющий на концертах Гленна Типтона, у которого недавно была диагностирована болезнь Паркинсона), барабанщик Скотт Трэвис и ветеран коллектива, басист Иэн Хилл. Минутой позже перед публикой появился и сам Хэлфорд, одетый в серебристый костюм и сжимающий в черных кожаных перчатках микрофон. Первым номером этого шоу стала «Firepower», заглавная песня с новой пластинки, убойная вещь с надрывным припевом в лучших традициаях «Painkiller». Признаться, мы не ожидали, что вживую вокал Роба окажется еще более мощным и экспрессивным, чем на альбоме. Петь так в 66 лет под силу далеко не каждому, и это не может не вызывать восхищение. Следом за «открывашкой» прозвучал набор из трёх песен конца 70-х – начала 80-х: «Grinder», «Sinner» и «The Ripper». При этом «The Ripper» запомнилась увлекательным видеорядом, включающим в себя документальные кадры времен Джека-потрошителя. Ещё одним визуальным шедевром, подготовленным для этого шоу, стала анимация в стиле театра теней, сопровождавшая композицию «Saints in Hell». Интересно, что эта песня, вышедшая в 1978 году, ни разу не звучала на концертах, и лишь перед началом тура 2018 года Хэлфорд решил включить ее в сет-лист. С энтузиазмом публика встретила нестареющие хиты «Turbo Lover», «Freewheel Burning» и давно не исполнявшийся боевик «Tyrant». За ними последовали «You’ve Got Another Thing Comin'» и фирменный выезд Хэлфорда на сцену на «Харлее» перед песней «Hell Bent for Leather». Перед тем как взять небольшую паузу, Judas Priest сыграли один из своих главных шедевров, «Painkiller», объявлять который выпала честь барабанщику Скотту Трэвису.

Кульминацией стал выход «Пристов» на бис, во время которого раскрылась главная интрига шоу: примет ли участие в выступлении Гленн Типтон. Ждать этого момента долго не пришлось. Закончив исполнение новинки «Rising From Ruins», Роб Хэлфорд обратился к фэнам: «Встречайте человека, без которого Judas Priest не был бы той группой, которую вы знаете и любите сегодня!» И через несколько секунд под аплодисменты толпы и самих музыкантов к коллективу присоединился Типтон, гитару которого мы смогли услышать на трех финальных песнях: «Metal Gods», «Breaking The Law» и «Living After Midnight».

Великолепное выступление Judas Priest поставило точку в необыкновенно насыщенной программе фестиваля. «Sweden Rock»-2018 во всех отношениях стал одним из лучших, и остается только гадать, какие сюрпризы подготовят нам организаторы в следующий раз. С уверенностью можно сказать только одно – снижать планку они не намерены!

Виктор БЛИНОВ
Фото – Анастасия Блинова, Виктор Блинов, за исключением фото Rose Tattoo, Turbonegro — Евгений Силин, Iron Maiden – Josefin_Larsson, Оззи Озборна – сайт swedenrock.com).
Благодарим организаторов Sweden Rock Festival за аккредитацию.
Special thanks to Sofia Lindqvist Lacinai.

Общее впечатление

Сёльвесборг, Швеция
6-9 июня 2018 г.

Виктор Блинов

Виктор Блинов