Accept: Игра в классиков
Июнь 30, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Accept: Игра в классиков

Красота, да и только! О таких концертах писать без эмоций, с холодным сердцем просто невозможно. Неповторимая атмосфера и ощущение живого драйва останутся в памяти надолго.

 В «ИнРоке» №87 мы рецензировали концертный альбом Accept «Symphonic Terror», выступление группы с оркестром на фестивале в Вакене, и диск получил очень высокую оценку. Ведь амбиции лидера и единственного на сегодня оригинального участника Accept Вольфа Хоффманна, уже давно «заигрывавшего» с вечной симфонической классикой, рано или поздно обязаны были воплотиться в подобный перфоманс. А успех выступления в Вакене позволил группе начать целые гастроли с «классической» программой, названные «Symphonic Terror Tour».

И пусть проходит турне в залах, а не на бескрайнем поле Вакена, менее интересными концерты не становятся. Да и сет-лист не полностью совпадает с тем, фестивальным. Что касается «Крокуса», аншлага в зале не наблюдалось, но и пусто не было: танцпартер заполнен где-то на 3/4, и в сидячем партере и бельэтаже пустот не наблюдалось.

В этом турне в странах Евросоюза с группой гастролировал Чешский национальный оркестр, а за пределами к Accept присоединялись местные музыканты. В Москве это был оркестр «Глобалис» в малом составе (струнная и духовая секции). Дирижировал им художественный руководитель коллектива Леонид Бутинский. В большинстве анонсов, как ни странно, об оркестрантах ничего не говорилось, да и Марк Торнильо в ходе представления музыкантов упомянул их просто как «наш смертельный оркестр». Но даже зная участников «Глобалиса» в лицо, вы их в этот вечер узнали бы с трудом. Лица музыкантов были загримированы под черепа, а вместо академических одежд они надели темные футболки с длинными рукавами и брюки, на которых были изображены кости: этакая стилизация под скелеты.
Сами же «эксептовцы» выглядели по рок-н-ролльному, но лица не раскрашивали. Вполне человечно, с обычным женским макияжем, выглядела и присоединившаяся к Accept в данном туре скрипачка Ава-Ребекка Рахман. Солистка играла не сидя, а свободно перемещаясь по сцене, преимущественно на фоне оркестра, и не сдерживала страсти в движениях.

«Глобалис» расположился в левой части сцены, а группа сосредоточилась в правой. Но не вся! Хоффманн на правах ума, чести и совести данного предприятия стремительно передвигался от оркестра к коллегам по бэнду. А сколько неподдельного вдохновения у него было на лице! Видно, насколько в кайф ему исполнять как классику Accept, так и классику академическую. Несколько слов об остальных участниках группы. За ударными – уже знакомый по предыдущему концерту в «Главклубе» Кристофер Уильямс. Бас – Мартин Мотник, новый участник, сменивший Петера Бальтеса и буквально накануне российских гастролей объявленный штатным музыкантом Accept. По признанию Вольфа Хоффманна, уход басиста, прошедшего с ним весь путь от тесных репетиционных каморок в подвалах и копеечных концертов в прокуренных пабах за копейки до стадионных шоу по всему миру и концерта с оркестром в Вакене, был шоком для всей группы. Мотник же известен как экс- участник группы Ули Йона Рота (ныне приостановившей свою деятельность), готик-экстремальной команды Darkseed и хэви-пауэр-металлистов The Roxx. Сейчас Мартин совмещает работу в Accept с участием в мелодик-метал-коллективе Code Of Perfection. По словам всё того же Хоффманна, Мотник идеально вписался в коллектив.
На второй же гитаре играл Филип Шаузе, музыкант, который участвовал в записи «Headbangers Symphony» и выступал с этой программой в Вакене. О том, почему в Москву приехал именно Филип, а не штатный гитарист группы Уве Люлис, никаких комментариев не было. Наконец, самый незаметный, но и один из самых важных участников состава — клавишник Мело Мафали. Именно он создавал оркестровки для «Symphonic Terror». Мело сотрудничает с Вольфом с 90-х, помогал ему в создании сольного альбома «Classical» (1997). Тогда Хоффманн впервые обратился к переосмыслению симфонических произведений, но, правда, ещё без оркестра. Итальянский «юноша» не просто исполнял клавишные партии, но ещё и помогал дирижёру с оркестром на репетициях. Благодаря Кармело (таково полное имя музыканта) оркестр и группа находились в идеальном, ну или почти идеальном балансе. Два музыкальных коллектива стали органичным целым.

Ну и наконец, уже вскользь упоминавшийся фронтмен Марк Торнильо, с приходом которого и начался реюнион Accept. О надёжности вокалиста говорят четыре студийных и два живых альбома, выпущенных с его участием. Добавим сюда выпущенный в апреле синглом новый «эйсидисиобразный» трек «Life’s A Bitch». Голос Марка идеально подходит фирменному саунду, который сформировался благодаря пению Удо Диркшнайдера. Торнильо достойно продолжает его дело в наши дни. Группа продолжает выдавать достойный материал, не уступающий в качестве той самой «классике» 80-х годов, когда Accept и стали небожителями. Нельзя не признать очевидного: материал дисков от «Blood Of The Nation» до «The Rise Of Chaos» ни в чём не уступает «Restless And Wild», «Balls To The Wall» или «Russian Roulette». И шоу с оркестром доказало это вновь и вновь.

Первым блоком сет-листа стала «Симфония лоботрясов» (если у кого есть лучшие варианты перевода английского термина Headbangers, дайте знать, – прим. авт.). И первым её номером – «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. И ещё четыре «кавера на классику»: Моцартовская «сороковая», бетховенские Скерцо и фрагмент «Патетической», фрагмент концерта для двух виолончелей Вивальди. Лишь на шестом номере вышел Марк и поприветствовал почтеннейшую публику, чтобы исполнить уже «акцептовскую» классику. Первым номером стала песня «Princess Of The Dawn». Не знаю, как было на верхних уровнях, но в танцпартере она прозвучала идеальным образом. Не хуже той классики, что звучала «до». Далее — золотое наследие Accept времён и Удо, и Марка. (Короткий период с Дэвидом Рисом у микрофона не в счёт, хоть он и неплох по-своему, но выбивается из звуковой эстетики группы, так что Accept и обычных своих концертах его не исполняет.) «Breaker» «добрососедствовала» в сет-листе с «Dark Side Of My Heart», а «Teutonic Terror» — с «Balls To The Wall».
Повторюсь, оркестр и группа были в идеальном балансе друг с другом. Никто никого не забивал, никто не тащил одеяло на себя. Была, правда, пара моментов, в которых оркестр был задвинут группой на задний план: это случилось в забойных «Breaker» и «Fast As A Shark». В остальных моментах были отлично слышны все участники действа на всех уровнях композиций.

Второй блок классики академической открыла тема умирающего лебедя из всем известного балета Чайковского, переосмысленная Вольфом во втором сольнике. Далее — один из хитов Accept нового времени «Shadow Soldiers», не ставший инородным телом между темами Дворжака, Чайковского (ещё раз) и Бизе. «Влтава», «Арабский танец» из «Щелкунчика» и антракт (?!) четвёртого действия оперы «Кармен» Вольф Хоффманн переигрывал на своём первом сольнике «Classics». Напомним, что записан он, в отличие от «Headbangers Symphony», без оркестра, стандартным метал-составом с гитаристом на переднем плане, и эти трактовки остаются качественными и жизнеспособными и по сей день, но на концерте, благодаря оркестру, произведения зазвучали в полную грудь и развернулись во всей красоте. Коллеги после концерта говорили, что слышали от рядом стоящих зрителей недовольные реплики в сторону оркестра и «неэксептовского» материала в особенности. За себя скажу, что я наслаждался им не меньше, чем авторским материалом.

Далее было «Металлическое сердце», в котором мы слышим цитаты из Чайковского и Бетховена, с которыми эта вещь даже упёртыми металхэдами и самыми трушными (или даже труёвыми) «эксептоидами» воспринимается на ура. Лично у меня не вызвала никаких душевных диссонансов прозвучавшая вдогонку «No Regrets». Приятной неожиданностью сет-листа стала баллада «Kill The Pain», которую на концертах ранее обходили стороной. А вот финал основной части был слегка смазанным. Как было сказано выше, в «Fast As A Shark», своеобразном «эксептовском» «Дыме над водой», рок-инструменты полностью заглушили оркестр.
Бис, долго не заставивший себя ждать, включил в себя три композиции: «Shades Of Death», смешанную с темой григовской «Пещеры Горного короля» во вступлении, новый гимн «нового» Accept «Teutonic Terror» и на десерт – «Balls To The Wall», или «Дым над водой №2».
Вы как хотите, но в качестве краткого резюме напрашивается фраза Баттхеда: «Это было круто»!

А теперь вернусь к заголовку. Что, как не игра, обращение Вольфа Хоффманна к академической классике? Любая музыка – духовная субстанция, которую надо воплотить в жизнь с помощью своего инструмента, то есть сыграть. Совместить в одном шоу нетленных творений вышеупомянутых классиков с собственными песнями, которые уже сами стали частью истории музыки – смелое и амбициозное решение. И эта смелость, которую я и назвал «игрой в классики», как говорится, города берёт: тот же Вакен чем не индикатор? И среди городов этих оказалась и Москва. Те, кто не покинули шоу в идеальном для него концертном зале «Крокуса» до финала, не дадут соврать: игра удалась!

Сет-лист (названия классических произведений даны в соответствии с треклистом сольных альбомов Вольфа Хоффмана): Night on Bald Mountain (Мусоргский), Scherzo (Бетховен), Pathétique (Бетховен), Double Cello Concerto in G Minor (Вивальди), Symphony No. 40 (Моцарт), Princess of the Dawn, Stalingrad, Dark Side of My Heart, Breaker, Swan Lake (Чайковский), Shadow Soldiers, The Moldau (Сметана), Arabian Dance (Чайковский), Aragonaise (Бизе), Metal Heart, No Regrets, Kill the Pain, Fast as a Shark. Бис: Shades of Death (включая «In the Hall of a Mountain King» Грига), Teutonic Terror, Balls to the Wall.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Екатерина Межекова.
Редакция выражает благодарность за аккредитацию Ольге Овсянниковой (Eventation).  v

Общее впечатление

28 апреля 2019 г.
Москва, "Crocus City Hall"
Eventation

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев