Sweden Rock Festival-2017: Часть 2. В объятьях хэви-метала
Август 31, 2017
Виктор Блинов (3 статей)
Поделиться

Sweden Rock Festival-2017: Часть 2. В объятьях хэви-метала

Мы оставили наших корреспондентов на ночном поле фестиваля «Sweden Rock», что проходит каждый год на юге Швеции, в самом конце второго дня фестиваля, после впечатляющего шоу Aerosmith – группы, которая недавно заявила о завершении карьеры.

Впереди оставалось еще столько же – два дня. Смогут ли новые впечатления превзойти старые? Есть ли ещё имена в металле, способные удивлять? Читайте завершение гигантского репортажа Виктора Блинова.

День 3-й. 9 июня. Долгие проводы и счастливые встречи

Ровно в полдень третьего фестивального дня началось выступление ярких представителей «тевтонского металла» – Primal Fear. Современная тяжелая сцена знает не так много удачных примеров усиления состава группы третьим гитаристом. Iron Maiden, без сомнения, первый из них. Primal Fear, на мой взгляд – второй. Немногие команды могут похвастаться таким плотным и мощным «живым» звуком. Быстрые композиции – просто ураган из риффов и искрометных соло, среднетемповые кажутся еще тяжелее и монументальнее. Три гитариста на сцене выглядят очень эффектно, однако оставить без внимания центральную фигуру этого концерта было бы абсолютно непростительно. Ральф Шеперс – харизматичный фронтмен, а его манера пения и брутальный внешний вид внушают уважение даже тем, кому абсолютно не близок стиль Primal Fear. Ральфа можно сравнить с идеальной машиной: ни малейшего намека на усталость после часового шоу. Он по праву входит в число лучших европейских рок-вокалистов, и теперь уже сложно понять, почему Шеперс в своё время не был выбран заменой Робу Хэлфорду в Judas Priest.

;

Голландские ветераны хэви-метала Picture стоят в одном ряду с такими культовыми командами начала 80-х, как Tank, Iron Angel и Stormwitch. Только в отличие от большинства этих групп Picture до сих пор живы и прекрасно себя чувствуют, в чем мы лично убедились на «Sweden Rock». И, что удивительно, выступают практически в оригинальном составе. Звук и сценический имидж музыкантов перенес нас лет на 30 назад, ведь Picture по-прежнему исповедуют сырой хэви старой школы, основанный на прямолинейных гитарных риффах. Прекрасный образец такого стиля – знаковая песня группы «Heavy Metal Ears». Кто-то назовет их музыку старомодной, и с этим можно согласиться, но и назвать Picture чудом выжившим динозавром тоже неправильно. Музыканты добросовестно работают на свою аудиторию и даже изредка радуют ее новыми композициями.

Следующий интересный пункт программы фестиваля – шоу американцев Kix. Группа нечасто выбирается на гастроли в Европу, поэтому концерт на «Sweden Rock» можно считать эксклюзивом. Сегодня Kix пребывают в тени более успешных коллег по сцене, и это кажется слегка несправедливым, ведь когда-то они стояли у истоков глэм-метала вместе с Poison и Motley Crue. В арсенале команды немало классных, драйвовых песен, многие из которых в свое время были хитами на радиостанциях и MTV. Практически полную их подборку мы и услышали на этом выступлении: «Cold Blood», «Midnight Dynamite», «Blow My Fuse» и, конечно же, самый успешный сингл, пауэр-балладу «Don’t Close Your Eyes». Из всех участников группы особенно запомнился эксцентричный вокалист Стив Уайтмэн. Одетый в приковывающий взгляд черно-красный костюм, он вел себя как настоящий шоумэн. Вдобавок ко всему Стив оказался кладезем весьма пошловатых шуточек, которыми он здорово повеселил и публику, и других музыкантов.

Состав американского трио Kings X остается неизменным вот уже более 35 лет, именно поэтому его «живые» выступления отточены до мельчайших деталей, а работа музыкантов поражает четкостью и слаженностью. Немного странно, что концерт группы не вызвал большого интереса у посетителей – даже в первых рядах у сцены свободного пространства было предостаточно. Несмотря на это, музыканты отыграли весь сет с душой и полной самоотдачей. King’s X представили весьма разноплановые по стилистике и настроению композиции. Прозвучали типичные для группы фанк-роковые номера, несколько песен, замешанных на прогрессиве 70-х, а также пару меланхоличных вещей с блюзовыми интонациями. Прийти на это выступление стоило хотя бы для того, чтобы оценить оригинальную манеру игры басиста/вокалиста Дуга Пинника. Его мастерство было не раз отмечено музыкальными изданиями и коллегами по сцене, а фирма Yamaha даже изготовила для него уникальный 12-струнный бас. К большому сожалению, на этом концерте Дуг его не использовал.

Чуть позже на главной сцене фестиваля началось выступление мастеров мелодичного хард-рока Gotthard, которые в этом году празднуют 25-летие. Их концерты всегда отличались качественным, чистым звуком и в высшей степени профессиональной работой всех музыкантов. В этот день группа звучала настолько гармонично и слажено, а реакция фэнов была такой восторженной, что я не удивлюсь, если Gotthard вскоре выпустят концертник с названием в духе «Live At Sweden Rock». Стартовав с нескольких вещей с последнего диска «Silver», музыканты обратились к своим старым работам. Группе удалось втиснуть в рамки фестивального сета большинство лучших композиций из своей обширной дискографии. Среди прочих мы услышали «Sister Moon», «Heaven», «Lift U Up», и, под занавес концерта, «Anytime Anywhere».

The Dead Daisies – прекрасный пример того, как проект одного не самого известного (пусть и очень богатого) австралийского музыканта превратился в полноценную гастролирующую группу с настоящими профессионалами в составе. Те, кому хоть о чем-то говорят имена Джона Кораби, Марко Мендозы и Дага Олдрича были просто обязаны присутствовать на их концерте. Нам удалось посмотреть чуть меньше половины шоу, но и этого хватило, чтобы ощутить невероятную энергетику команды. Стоять на месте под драйвовый, заводной хард-рок, вобравший в себя лучшие черты калифорнийского и британского стилей, абсолютно невозможно. Тем более, что и сами участники The Dead Daisies играют с фантастической отдачей и темпераментом. Музыкантам немного не повезло лишь в одном – им досталась одна из самых маленьких сцен фестиваля, где этой неутомимой пятерке было явно тесновато.

Распрощавшись с The Dead Daisies, мы поспешили к соседней площадке, на которую готовился выйти легендарный американский коллектив Metal Church. Этот концерт вызвал в рядах фестивальной публики большой интерес, что, вероятно, объясняется недавним возвращением в группу вокалиста Майка Хоу. С его приходом изменился и репертуар – напрочь забыты песни, записанные с Ронни Манро на вокале. (А ведь среди них были и по-настоящему сильные вещи!) В сет-листе стали преобладать композиции с трех альбомов времен Хоу: «Blessing in Disguise» (1989), «The Human Factor» (1991) и «Hanging in the Balance» (1993). Разумеется, музыканты исполнили и песни с последней студийной работы «XI» (2016), которые, к слову, выглядели весьма органично среди материала 25-30-летней давности. Резкая и где-то даже злая манера пения Майка и фирменный гитарный почерк лидера команды, Курдта Вандерхуфа, – это был именно тот Metal Church, которого ждали старые фэны. Хочется верить, что сотрудничество Курдта и Майка продлится как можно дольше…

Любители стадионного американского рока могли отправиться на концерт Little Steven & The Disciples Of Soul, – проекта Стивена Ван Зандта, который приобрел известность в 70-80-х годах как гитарист группы Брюса Спрингстина, а также как гражданский активист и участник многочисленных проектов с абсолютно разноплановыми музыкантами, от U2 до Майкла Монро. В середине 2000-х годах Стивен много снимался в сериалах, однако потом возобновил активную концертную деятельность. Несмотря на возраст (а Стивену в этом году исполнится 67 лет), он держится на сцене бодряком, всем своим видом показывая, что даже и не думает о завершении своей сольной карьеры. Что касается программы концерта, то обошлось без сюрпризов. Стивен включил в сет-лист наиболее известные песни, сочиненные им как для своей собственной группы, так и для других артистов, к примеру, «Ride The Night Away» австралийского исполнителя Джимми Барнса и «Soulfire» датской команды The Breakers. Композиций из репертуара Спрингстина публика так и не услышала, – судя по всему, музыкант предпочитает исполнять их вместе с самим Брюсом.

Многострадальная американская группа Ratt (речь идет о «правильной версии» Ratt со Стивеном Пирси и Уорреном ДеМартини) с 2010 года не записывала новых альбомов, зато продолжает активно гастролировать. Выступление на «Sweden Rock» прошло под условным девизом «вспомнить все». Сет-лист охватил все классические диски Ratt, выпущенные с середины до конца 80-х. Причем музыканты исполняют эти подзабытые ныне боевики с таким удовольствием и пафосом, как будто они поднялись на высшие места в Billboard буквально пару дней назад. Кстати, «вживую» все они звучат тяжелее, что было особенно заметно по песням с самого «попсового» альбома коллектива, «Invasion of Your Privacy». Подтянутый Стивен Пирси на сцене старательно поддерживает образ крутого мачо, правда поет уже не так ровно и чисто, как в былые годы. В целом это был не самый запоминающийся концерт дня, хотя преданные фэны Ratt наверняка получили от него удовольствие.

Незаметно подошло время выступления хедлайнеров – Scorpions. За ударной установкой в группе – Микки Ди, экс-барабанщик Motorhead. Группа отыграла уже несколько «прощальных» туров, но окончательного расставания со сценой так и не произошло, что не может не радовать многочисленных фэнов коллектива. Легкое недоумение и путаницу в их рядах вызвало лишь название нынешнего тура: «Crazy World-2017». Видимо, это намек на то, что за прошедшие 27 лет мир так и не стал спокойнее… Scorpions начали с песни «Going Out With A Bang», открывающей альбом «Return to Forever». Затем прошлись по композициям начала 80-х, – «Make It Real», «Bad Boys Running Wild», «The Zoo», и плавно перешли к попурри из нескольких вещей 70-х годов. В первой части концерта все выглядело почти идеально: хороший звук, красивый свет и приятный ненавязчивый видеоряд на экранах. Однако примерно с середины концерта что-то произошло с вокалом Клауса Майне, – он стал заметно тише, а временами и вовсе заглушался гитарами Шенкера и Ябса. Чем дальше, тем хуже. Мы уже едва различали, что говорит Клаус между песнями. Подошло время фирменных баллад. При активной поддержке публики музыканты исполнили подряд «Always Somewhere», «Send Me Аn Angel» и «Wind Оf Change». Еще парочка композиций, и неожиданный сюрприз – кавер Motorhead «Overkill». Вполне понятно искреннее желание Scorpions почтить память Лемми, однако сказались проблемы с вокалом и не совсем удачный выбор трибьют-песни. «Overkill» стал самым неубедительным номером всего концерта. За за ним – фееричное барабанное соло Микки Ди, во время которого специальная платформа с его установкой поднялась над сценой метров на десять. Согласившись примкнуть к Scorpions, Микки невольно обрек себя на постоянное сравнение с Джеймсом Коттаком, отыгравшим в группе 20 с лишним лет. Если в плане профессионализма Микки абсолютно не уступает Коттаку, то как шоумэн, пожалуй, проигрывает. Впрочем, вряд ли отсутствие безбашенного Коттака может как-то повредить сегодняшнему имиджу Scorpions, так что, сделав свой выбор, группа не прогадала. Под конец музыканты выдали несколько обязательных хитов, отсутствие которых вряд ли было бы понято публикой. «Blackout», «Big City Nights», «Rock You Like a Hurricane», и, конечно же, «Still Loving You», во время которой в толпе перед сценой по традиции зажглось тысячи маленьких огоньков. Главный концерт дня оставил противоречивые впечатления. С содной стороны, Scorpions сыграли почти идеальный набор композиций, сопроводив их яркими визуальными атрибутами настоящего рок-шоу. С другой – сильно огорчил голос Майне. Откровенно говоря, концерты в России двухлетней давности вызвали больше положительных эмоций.

Scorpions закончили играть в полночь, но отправляться спать было еще рано. Через несколько минут начиналось выступление еще одной, не менее авторитетной немецкой группы, – Running Wild. В последнее время капитан «пиратской команды» Рольф Каспарек нечасто выходит в гастрольное плавание, так что шведским металхедам повезло. Единственное шоу Running Wild в Скандинавии состоялось именно на Swеden Rock. Музыканты не стали томить публику долгим ожиданием. После короткого интро, состоявшего из небольших фрагментов самых известных песен группы, на сцене начали появляться сегодняшние участники коллектива: барабанщик Михаэль Вольперс, гитарист Петер Йордан, басист Оле Хемпельманн. Последним вышел и сам улыбающийся Рок-н-Рольф. Бессменный лидер коллектива предстал перед нами в красивом костюме, стилизованном под морской камзол XVIII века, и с неизменной гитарой Gibson Explorer в руках. Шоу началось с пары хорошо знакомых фэнам боевиков – «Fistful Of Dynamite» и «Bad To The Bone», которые здорово подошли для разогрева. За ними прозвучала заглавная вещь со свежей работы группы, энергичная «Rapid Foray». Последний диск Running Wild был представлен еще несколькими песнями: антивоенной «Warmongers», размеренной «By The Blood In Your Heart» и композицией «Stick To Your Guns» с ярким, запоминающимся припевом. Надо отметить, что их концертные версии звучали заметно лучше студийных. Больше остальных публика ждала старых «пиратских» хитов, и Рок-н-Рольф, конечно же, не огорчил. Музыканты сыграли «Riding Тhe Storm», «Lead or Gold» и главный пиратский гимн «Under Jolly Roger». А на бис публику ждала еще одна знаменитая вещь, «Conquistadores».
Running Wild не поскупились и на пиротехнические эффекты – почти каждая песня сопровождалась взрывами, огненными факелами, вспышками и столбами дыма. Это выступление наглядно продемонстрировало, что период творческого застоя и неудач – в прошлом. Running Wild – снова полноценный коллектив, укомплектованный прекрасными музыкантами, и в ближайшем будущем они наверняка нас приятно удивят.

День 4-й. 9 июня. Дневная месса и концовка по-шведски

После ночного шоу Running Wild оказалось непросто вовремя проснуться и успеть к открытию заключительного дня фестиваля. Пришлось пожертвовать двумя группами – шведским хард-роковым трио Supralunar и финскими классиками дум-дэта Amorphis.

На фестивальной зоне мы оказались в самый разгар концерта Electric Boys. Давным-давно эта команда произвела фурор на европейской рок-сцене дебютным синглом «All Lips’n Hips» (1988), однако в середине 90-х её популярность резко упала, что и привело к быстрому распаду. Музыканты воссоединились только семь лет назад, и выступают в основном у себя на родине. В этом году Electric Boys отмечают 25 лет с выхода альбома «Groovus Maximus» (1992), записанного, кстати, в стенах знаменитой «Эбби роуд», так что на фестивальном концерте были представлены все песни с него. Музыка группы, этакая смесь драйвового хард-н-хэви и фанк-метала в духе Extreme, как нельзя лучше подходит для опен-эйров. Главные «фишки» команды – сочный гитарный звук, акцентированные барабанные партии и простые, но очень запоминающиеся припевы, которые лидер команды, Конни Блум, очень любит исполнять вместе с публикой. Прибавьте сюда яркий, слегка хипповский, сценический имидж участников и получите одно из самых позитивных и задорных выступлений фестиваля.

Следом мы отправились послушать мастеров мелодичного хард-рока Thunder, которые играли на главной сцене. Некоторые называют их одной из самых недооцененных рок-групп с Туманного Альбиона, что, впрочем, не совсем соответствует действительности. К примеру, две последние работы коллектива, «Wonder Days» (2015) и «Rip It Up» (2017), удостоились восторженных оценок в музыкальной прессе и поднимались на высокие места в британских чартах. Не удивительно, что песни с этих дисков заняли добрую половину сет-листа Thunder. Впрочем, несмотря на достойный звук, сам концерт вышел довольно скучным. Участники группы на протяжении всего выступления выглядели уставшими, сосредоточенными и флегматичными. Даже фронтмен Дэнни Боус вёл себя весьма сдержанно и практически не общался с публикой. Визуальная составляющая также оказалась не на высоте. Thunder почему-то не позаботились даже о такой простой вещи, как фоновый баннер с названием группы. Думаю, что этим шоу «с сединою на висках» остались довольны разве что самые-самые верные поклонники коллектива.

Концерт основоположников дума Candlemass был по расписанию в самый разгар светового дня, что совсем не соответствовало имиджу группы. Украшавшие сцену кресты, могильные плиты и черепа под яркими солнечными лучами выглядели немного комично. Тем не менее, пятеро одетых в черное мужчин как следует потрудились, чтобы нагнать страху на разомлевшую публику. Больше остальных в этом преуспел фронтмен Матс Левен. Внешне он напоминал злодея из какого-нибудь фильма ужасов, а мощный вокал с проскальзывающими тут и там замогильными интонациями отлично дополнял этот образ. Для шоу на Sweden Rock музыканты подготовили замечательный сет-лист, способный привести в восторг любого старого фэна группы. Классические дум-метал-псалмы с первых четырех пластинок Candlemass, тяжелые и вязкие, как лава из вулкана, один за другим обрушивались на нас из концертных колонок. Главные хиты группы, – «Mirror Mirror», «Bewitched», «Solitude», – ждали публику ближе к завершению концерта. Не обошлось и без знаменитого похоронного марша, «Marche Funebre», который еще сильнее подчеркнул мрачную атмосферу, царившую на сцене. Впрочем, впечатления были бы ещё ярче, если бы эта «черная месса» проходила в тёмное время суток.

Знаменитые итальянские симфо-металлисты Rhapsody прибыли на фестиваль в рамках специального тура «20th Anniversary Farewell Tour». Если кто забыл, то именно в этом году исполняется 20 лет дебютному диску группы «Legendary Tales» (1997). Проигнорировать такое шоу было никак нельзя, тем более, что группа отмечает это событие в своем самом что ни на есть легендарном составе. Помимо основных участников Rhapsody, Фабио Лионе и Луки Турилли, в реюнион-тур отправились барабанщик Алекс Хольцварт, второй гитарист Доминик Лёркин и басист Патрис Гуэрс. Выступление, охватившее несколько ранних альбомов коллектива, было подчеркнуто торжественным и пафосным, впрочем, учитывая стилистику Rhapsody, другого ждать и не следовало. Под стать музыкальному материалу было и визуальное оформление: концерт проходил на фоне гигантского изображения дракона с распахнутыми крыльями, выполненного в кроваво-красных тонах. Группа играла чуть больше часа, и на каждой композиции выкладывалась на полную. Фабио Лионе пел практически на пределе своих возможностей и здорово заводил фэнов в паузах, а Лука, как сумасшедший, бегал по всей сцене, вытворяя со своей гитарой поистине невообразимые штуки. В середине концерта Алекс Хольцварт продемонстрировал свое мастерство, сыграв небольшое барабанное соло, а ближе к концу Rhapsody порадовали поклонников песней на итальянском языке – «Lamento Eroico».

Следующим было шоу ветеранов NWOBHM Saxon. Бифф Байфорд со своей командой очень часто приезжают на «Sweden Rock» и неизменно собирают перед сценой внушительную толпу, притом что программа концерта практически не меняется. Что ж, если фэны хотят слышать все старые хиты, нет никакого смысла им в этом отказывать. После трех стартовых песен с последних дисков группа сразу же переключилась на излюбленные боевики 80-х годов. Спев «Motorcycle Man», «Power And The Glory», «Dallas 1 PM» и еще несколько известных вещей, Бифф обратился к публике: «Мы можем сыграть для вас «Broken Heroes» или «The Eagle Has Landed», какую из песен вы хотите больше?». Дружными криками фэны одобрили «Broken Heroes». Впрочем, те, кто голосовал за вторую композицию, тоже не остались разочарованными – «The Eagle Has Landed» была исполнена следом. Градус выступления определенно повышался ближе к финалу: с наибольшим восторгом толпа встретила «747 (Strangers In The Night)», «Wheels Of Steel» и «Crusader». А закрывал шоу, по традиции, метал-гимн «Denim And Leather». Любопытно, что за несколько дней до начала фестиваля, в шведском городе Умео с Saxon произошел неприятный инцидент: из гримерки были украдены телефоны, а также портмоне с наличностью и паспортами всех участников группы. Найти похитителя не удалось, но к счастью, это происшествие не повлияло на дальнейшие гастрольные планы артистов.

Мимоходом мы заглянули на концерт легендарного британского трио Venom. Не знаю, насколько сильно надо любить их творчество, чтобы выдержать выступление от начала до конца, тем не менее, группа привлекла немало зрителей, значительную часть которых составляли молодые дэт-металлисты. Музыканты сыграли довольно много вещей со свежего диска «From The Very Depths» (2015), и на фоне остального материала они звучали не так уж и плохо. Да и в целом, по сравнению с их концертом в Москве семилетней давности, было заметно, что группа меняется к лучшему.

Хедлайнерами заключительного фестивального дня последние пару лет становятся шведские музыканты. В этом году такая честь выпала гетеборгской команде In Flames. Прекрасно осознавая всю ответственность, музыканты на славу подготовились к своему, возможно, наиболее значимому концерту этого года. Нас ждали почти два часа самых лучших песен, отрепетированных до мелочей, классный звук и особая атмосфера домашнего шоу. Несомненным козырем концерта было продуманное световое шоу, пожалуй лучшее из всех, что мы видели на фестивале. Свет на каждой песне был особенный, причем он здорово акцентировал настроение исполняемой композиции.
В настоящее время In Flames несколько отошли от своих корней, и мелодик-дэтовое звучание сменилось более современным, близким к жесткому альтернативному металлу. Активное использование синтезаторов добавило музыке атмосферности и таинственности, а вокал Андерса Фридена стал более чистым.
Впрочем, на этом концерте Андерс продемонстрировал, что по-прежнему может петь в различных техниках и переключаться с одной на другую с поразительной легкостью. А может – искренне разговаривать с публикой. Самый эмоциональный момент шоу был, когда, объявляя песню «Here Until Forever», он посвятил его другу Джастину, погибшему в мотоциклетной аварии. Фриден призвал зрителей беречь друг друга, и в знак этого обняться со своими ближними. И тысячи фэнов, собравшихся на площадке, тут же исполнили это пожелание.

***
Выступление In Flames подвело логическую черту под грандиозным четырехдневным фестивалем, который не зря называют главным музыкальным событием шведского лета. Конечно, его насыщенный график не позволяет посмотреть концерты всех заявленных артистов, сходить на все автограф-сессии и посетить все тенты с атрибутикой и сувенирами. Зато каждый приехавший на этот рок-праздник может быть на 100% уверен, что найдет здесь то, что ему по душе, сделает новые музыкальные открытия, да и просто получит массу положительных эмоций.

 

Виктор БЛИНОВ
Фото – Виктор и Анастасия Блиновы.
Благодарим организаторов Sweden Rock Festival за аккредитацию.
Первая часть репортажа — http://www.inrock.ru/sweden_rock_2017_1

Общее впечатление

7-10 июня 2017 г.
Сольвесборг, Швеция

Виктор Блинов

Виктор Блинов