Sweden Rock Festival-2017: Гарантированная магия, часть 1
Август 23, 2017
Виктор Блинов (3 статей)
Поделиться

Sweden Rock Festival-2017: Гарантированная магия, часть 1

Фестиваль «Sweden Rock» определенно обладает какой-то магией – побывав на нем хотя бы один раз, возвращаешься снова и снова. Эта магия одинаково действует на фэнов и музыкантов, на журналистов и продавцов различной рок-продукции и фаст-фуда. Повсюду знакомые лица, вывески, звуки и запахи. Даже серьезные полицейские, патрулирующие фестивальный городок, воспринимаются как неотъемлемая часть этого ежегодного музыкального праздника.

Так что неудивительно, что репортеры InRock в очередной раз высадились на одном из главных музыкальных полигонов Швеции, и привезли с собой множество впечатлений, которыми рады поделиться в этом материале.

День первый. 7 июня. Леди с никельхарпой и промокшие «гробокопатели»

«Sweden Rock-2017» начался для нас с выступления весьма любопытного проекта – шведского трибьюта Led Zeppelin. В составе группы гитарист Стаффан Эстерлинд, известный по работе с Полом ДиАнно, басист Сампо Аксельссон, игравший в Lion’s Share, и лидер Bonafide Понтус Снибб за барабанами. Отдельно стоит отметить фронтмена Йохана Пихлеке, потрясающе скрупулезно изучившего вокальные партии Роберта Планта. В репертуаре — беспроигрышный набор «золотых» хитов «Цеппелинов» от «Immigrant Song» до «Kashmir», сыгранный с предельной аккуратностью.

Финские металлисты Lost Society еще пять лет назад были практически неизвестны за пределами родной страны. Сейчас эти молодые музыканты — желанные гости на европейских фестивалях, открывают концерты Children Of Bodom и Overkill, даже в России успели побывать! Парни играют классический трэш-метал в духе «золотых годов» этого стиля, а в том, что такая музыка фактически переживает второе рождение, мы смогли воочию убедиться на фестивальном выступлении группы. Количество фэнов, пришедших послушать Lost Society, превысило все ожидания. Среди неоспоримых плюсов коллектива – разнообразные композиции, яркие риффы и прекрасная коммуникация с аудиторией. Конечно, пока Lost Society несколько проигрывают старшим коллегам в плане техники, однако всё говорит о том, что это отставание скоро будет преодолено.

Следующим выступлением, привлекшим наше внимание, стал концерт женского трио Heavy Tiger. Молодые шведки, добившиеся скромного успеха у себя на родине с последним альбомом «Glitter», играли всего час. Девчонки вышли на сцену в одинаковых блестящих костюмах и здорово взбодрили зал своим слегка старомодным роком с ярко выраженной ритм-секцией. Коротенькие композиции группы напоминали то Sweet, то Thin Lizzy, то Сьюзи Кватро. Примечательно, что все трое участниц Heavy Tiger дружат с микрофоном и грамотно делят между собой вокальные партии. На мой взгляд, для шага вверх группе не хватает по-настоящему хитовых, пробивных песен. Будем надеяться, что их появление не за горами, ведь талант к сочинению таких композиций — не редкость для шведов.

Канадские ветераны Helix регулярно посещают Швецию с концертами и потому хорошо известны местным рокерам, которые неизменно устраивают музыкантам очень теплый прием. Так случилось и на нынешнем фестивальном выступлении. Бессменный лидер группы, изрядно поседевший вокалист Брайан Воллмер не уставал высказывать комплименты в адрес публики. Надо отметить, что Брайан, которому не так давно перевалило за 60, поддерживает себя в прекрасной форме и на сцене излучает фантастическую энергию и оптимизм. Сет-лист концерта выглядел вполне сбалансированно, и та непринужденность, с которой играли музыканты, говорила о том, что группа многократно обкатала его на прошлых концертах. Хиты с самых успешных дисков Helix середины 80-х («Feel the Fire», «When the Hammer Falls», «Long Way to Heaven») перемежались с песнями 2000-х годов. К слову, такие, относительно новые вещи, как «Get Up!» или «Even Jesus (Wasn’t Loved In His Hometown)» были встречены фэнами едва ли не лучше главного боевика «Rock You». Выступление Helix стало для нас, пожалуй, наиболее запоминающимся и позитивным событием первого фестивального дня.

Незадолго до начала концерта Grave Digger над фестивальной зоной сгустились тучи и начал накрапывать дождь. Но, вопреки не слишком подходящей для опен-эйра погоде, посмотреть шоу «Гробокопателей» собралось значительное число фэнов. Концерт открывала песня «Healed By Metal» – заглавный трек с последнего диска группы. За ней последовала еще одна новинка, байкерский боевик «Lawbreaker». Тем временем дождь усиливался. Фронтмен Крис Болтендаль, явно недовольный такими обстоятельствами, изо всех сил подбадривал публику, которая понемногу стала покидать площадку перед сценой. В ход пошли излюбленные металхэдами хиты: «Witch Hunter», «Ballad of a Hangman», «The Dark of the Sun». К середине концерта Болтендаль пожаловался на то, что «сцена стала похожа на бассейн». Впрочем, в отличие от своих коллег по группе, скромно державшихся в глубине, Крис продолжал отважно бороться с непогодой на самом краю сцены.

Выстоять под дождем весь концерт Grave Digger оказалось под силу не всем фэнам. Кто-то отправился в бар, чтобы слегка обсохнуть и выпить бутылочку пива, кто-то переместился под огромный тент, где в этот момент выступал датский проект Myrkur. Мы последовали примеру последних. Cозданный певицей и мультиинструменталисткой Амалией Бруун, Myrkur уже успели окрестить «самой прогрессивной и необычной молодой группой в скандинавском блэке». Действительно, сравнить стиль этого проекта с какими-либо известными коллективами блэковой сцены весьма непросто. Амалия поет на древнеисландском языке, сочетая высокий классический вокал и резкий скриминг. В композициях Myrkur можно обнаружить влияние современного фолк-метала, оперной музыки и, конечно же, старинных скандинавских эпических баллад. Помимо всего, некоторые песни Амалия исполняет под аккомпанемент необычного средневекового струнного инструмента. (Никельхарпа, шведский народный инструмент, или, грубо говоря, скрипка с клавишами, — прим. ред.) Также артистка уделяет много внимания своему сценическому образу. Длинное белое полупрозрачное платье смотрится особенно эффектно в ярко-голубом свете софитов, а микрофонная стойка, стилизованная под засохшее дерево, отлично подчеркивает общий имидж проекта.

Когда на сцену вышли хэдлайнеры первого дня Black Star Riders, дождь и не думал заканчиваться. Пришлось немного помокнуть, ведь пропустить выступление наследников легендарных Thin Lizzy было бы непростительно. Не секрет, что многие пришли на этот концерт в ожидании именно классических хитов, написанных в далекие 70-е. Однако в этот раз лидер группы Скотт Горэм предпочел ограничиться только двумя песнями времен Thin Lizzy – «The Boys Are Back in Town» и сыгранной на бис «Whiskey in the Jar», что вызвало разочарование определенной части фэнов. Впрочем, на гневные реплики типа, «где же, черт побери, «Emerald», «Jailbreak» и «Bad Reputation?» у коллектива есть один блестящий ответ – это новые композиции, которые по энергетике и драйву совсем не уступают классике. Горэм с товарищами по группе в первую очередь стараются показать, что «Всадники» не находятся под давлением наследия Thin Lizzy, а развиваются в своем уникальном направлении. Значительную часть сет-листа музыканты отвели под треки со своей новой работы, увидевшей свет в начале этого года. Такие песни, как «When the Night Comes In», «Dancing with the Wrong Girl» и заглавная «Heavy Fire», имеют все шансы стать обязательными номерами на концертах группы. Сочный гитарный хард-рок с упором на мелодическую составляющую в сочетании с выразительным вокалом Рикки Уорвика (ex-The Almighty) определенно поднял настроение тем, кто в этот дождливый вечер стоял перед сценой до последнего аккорда.

День 2-й. 8 июня. Триумф и… ещё раз триумф

Наступившее утро порадовало выглянувшим солнцем. Те, кто не поленился встать пораньше, понемногу подтягивались к сцене, на которую вскоре вышла американская певица Стэйси Коллинз. Концертом Стэйси можно было запросто заменить утреннюю зарядку – бодрый мелодик-рок с налетом кантри как нельзя лучше подходил для разминки в начале насыщенного дня. Здесь и губная гармошка, и риффы в духе ZZ Top, и выпуклый «олдскульный» бас – настоящий бальзам на душу почитателям эстетики американского Юга. Веселая и энергичная Стэйси раскачивала публику, как могла. Жаль, что многие предпочли слушать ее выступление, лежа в стороне на травке.

Бывший гитарист Motorhead Фил Кэмпбелл, привез на фестиваль свой новый проект Phil Campbell And The Bastard Sons. В составе команды — трое сыновей Фила, Тодд, Дэйн и Тайла, а также их друг, довольно слабый вокалист Нил Старр. Если не брать в расчет несколько вещей собственного сочинения, этот своеобразный «семейный подряд» выступил в роли заурядной кавер-группы. Вполне понятно, что наибольший энтузиазм у фэнов вызвал беспроигрышный набор «моторовских» боевиков, среди которых были «Eat the Rich», «Born to Raise Hell», «Killed by Death» и, конечно же, «Ace of Spades». Все они были сыграны в две гитары, поэтому по звучанию напоминали Motorhead конца 80-х. Кроме этого, были исполнены по одной песне из репертуара Black Sabbath и Hawkwind. Сам Фил производил впечатление человека, которого вытащили на сцену вопреки его желанию, дали в руки гитару и заставили играть. С равнодушным выражением лица весь концерт он скромно держался в стороне от остальных музыкантов.

Финские виолончелисты Apocalyptica привезли на фестиваль программу, полностью посвященную песням Metallica. Группа расположилась на стульях в глубине самой большой фестивальной сцены и казалась из-за этого несколько «оторванной от народа». Впрочем, наблюдать за виртуозной игрой музыкантов во всех деталях можно было на двух огромных мониторах. Как всегда, группа демонстрирует удивительную сыгранность, профессионализм и взаимопонимание, – недаром почти все ее участники играют в филармонических оркестрах Финляндии. Гармоничное распределение всех партий сделало «Sad But True» и «Orion» главными хитами этого выступления. А вот «Nothing Else Matters» стал, пожалуй, наиболее неудачным номером, несмотря на дружный хор фэнов, – все-таки есть в этой композиции какое-то особое настроение, которое не удается воспроизвести ни на каком кавере, даже виолончельном.

Не секрет, что огранизаторы Sweden Rock отличаются особым подходом к молодым и незаслуженно малоизвестным шведским группам. Для многих из них именно выступление на фестивале становится шагом к мировой известности, как это произошло, к примеру, с Sabaton. Каждый год в рамках проекта NEMIS (New Music In Sweden) несколько подающих надежды рок-команд получают приглашение сыграть на фестивале. В этот раз наиболее интересными новичками стала группа из Мальмё Dead Sleep. Их музыку на стыке трэш-метала и панка отличают агрессивные риффы, которые цепляют слушателя с первых же нот, сумасшедшая работа барабанщика и резкий, немного нервный вокал поющей бас-гитаристки Анны Вагнер. На концерте музыканты представили новейший сингл «Aleppo», бесспорно свою лучшую композицию на этот момент, посвященную судьбе жителей этого многострадального города. Яркое выступление Dead Sleep, заставило нас вспомнить времена расцвета стиля кроссовер, когда сценой безраздельно правили американские легенды D.R.I. и Suicidal Tendencies.

В середине дня на вторую по величине сцену вышли суровые металлисты Iced Earth, возглавляемые бессменным Джоном Шаффером. С первых же аккордов музыканты дали понять, что слушателей ждет самый тяжелый и жесткий материал из внушительного бэк-каталога группы. В своем выступлении Iced Earth попытались охватить максимум альбомов, конечно же, не забыв и песни со своей последней работы «Incorruptible». Он был представлен «открывашкой» «Great Heathen Army» и дуболомным боевиком «Seven Headed Whore», который вдобавок оказался концертным дебютом группы. Из текущего состава группы хотелось бы выделить новичка, лид-гитариста Джэйка Дрейера, известного по работе в White Wizzard и прог-метал-проекте Witherfall. Джейк определенно привнес в Iced Earth изрядную долю техничности и мелодизма, ведь этого порой так не хватало прямолинейным композициям Шаффера.

Мастера мелодичного хард-рока Hardline приятно удивили кристально чистым концертным звуком, который очень непросто отстроить на опен-эйрах. Грамотная работа звукорежиссера позволила раскрыть даже мельчайшие нюансы игры инструменталистов, и, конечно же, акцентировать великолепный голос вокалиста группы Джонни Джиоэли. Сет-лист по большей части состоял из треков с самого известного диска группы «Double Eclipse». Одна за другой прозвучали «Takin’ Me Down», «Dr. Love», «Life’s a Bitch», «I’ll Be There»… На этом выступлении Джиоэли показал себя весьма непринужденным и общительным фронтменом. Он часто садился на край сцены и временами спускался вниз, чтобы пожать руки фэнам. Почти каждую композицию он предварял коротким рассказом о том, как она создавалась или кому посвящена. Так мы узнали, что сочинением одного из основных хитов группы, «In the Hands of Time», Джонни обязан своему отцу, подсказавшему идею этой песни во время творческого кризиса артиста. В целом это был один из тех душевных концертов, на котором хотелось просто спокойно стоять и наслаждаться красивыми мелодиями и изящными аранжировками.

Послушав финальный номер Hardline «Rhythm from a Red Car», мы поспешили к главной сцене, где с минуты на минуту должно было стартовать одно из самых интересных событий дня. Это было выступление Доро Пеш с ностальгическим проектом Doro Pesch’s Warlock. Появление этого проекта не случайно, – в этом году исполняется 30 лет наиболее ценимой фэнами пластинке «Triumph And Agony». Отметить юбилей альбома Доро решила несколькими эксклюзивными концертами в компании бывшего гитариста Warlock Томми Болана. Другие музыканты, принимавшие участие в записи «Triumph And Agony», к сожалению, не присоединились к проекту, поэтому вакантные места замещали действующие участники группы Doro. В любом случае это шоу стало бесценным подарком поклонникам певицы. Музыканты сыграли абсолютно все треки с альбома, а песни «Kiss Of Death» и «Make Time For Love» так и вовсе исполнялись вживую впервые. Всем известно умение Доро на любом концерте моментально «зажечь» публику своим реактивным темпераментом. Не исключением стал и «Sweden Rock». Такое потрясающее единение артистов и публики нечасто увидишь даже на шоу более именитых коллективов. С первой до последней минуты этого концерта Доро постоянно находилась в движении, общалась с фэнами, а во время одной из песен, как в старые добрые времена, взобралась на плечи изрядно располневшего Томми Болана. Закрывал выступление кавер Judas Priest «Breaking the Law», который, на мой взгляд, не особо вписывался в концепцию этого проекта. Но, видимо, Доро так любит исполнять эту песню, что не может обойтись без нее даже на таких специальных мероприятиях.

Не скрою, что одним из наиболее ожидаемых событий дня был для нас концерт ветеранов прогрессив-метала Fates Warning. Главная причина – последний диск группы «Theories of Flight», получивший восторженные отзывы фэнов, и названный некоторыми рок-критиками «лучшей работой коллектива в XXI веке». К тому же стоял вопрос, как Fates Warning будет звучать вживую без одного из основных участников, гитариста Фрэнка Арести, окончательно покинувшего своих коллег в прошлом году. В этом туре место Фрэнка занял Майк Эбдоу, достаточно известный сессионный прог-музыкант. Он, хоть и пребывал в тени своих старших товарищей, справлялся с замысловатыми соло на отлично. А на басу – сюрприз – сооснователь Fates Warning Джо ДиБиэс вместо Джоуи Вера, который не смог отправиться в Европу из-за неких семейных обстоятельств. «Джо, ты не помнишь, мы правда обещали тебе гонорар за это выступление?» – пошутил фронтмен Рэй Алдер, когда подошло время представлять музыкантов. Песни с нового альбома действительно были встречены поклонниками не хуже, чем классические «Life in Still Water», «Point of View» или «Monument». На фоне других здорово выделялся свежий боевик «Seven Stars» – довольно быстрая для группы композиция с мгновенно запоминающимся припевом. Единственным недостатком концерта, на наш взгляд, было отсутствие композиций с пластинок 80-х годов. Впрочем, угодить всем фэнам без исключения в укороченной часовой программе в принципе не представляется возможным.

После окончания выступления Fates Warning, можно было успеть послушать несколько финальных песен американцев Alter Bridge, что мы с успехом и сделали. Стиль, который исповедует группа, осовремененный хард-рок с сильным альтернативным влиянием, набирает популярность не только в Штатах, но и в Европе, поэтому концерт Alter Bridge собрал весьма приличную толпу зрителей. Без сомнения, многих в этой команде привлекает фирменный стиль игры гитариста Марка Тремонти, который в 2011 году был включен журналом «Total Guitar» в список величайших хэви-метал гитаристов. Жирные риффы, пронзительные соло, необычные сочетания аккордов, и теплое звучание гитары Марка выгодно отличают Alter Bridge от десятков других коллективов, работающих в похожем стиле.

Лично мне до сих пор не понятно, чем же так привлекает фэнов юмористическая глэм-метал-банда Steel Panther. Дурацкие тексты о сексе и шутовской имидж? Да, возможно, это и казалось забавным во времена выхода их знаменитого сингла «Death to All But Metal», однако с тех пор минуло уже больше 10 лет, а интерес к группе и не думает спадать. Концерт этих веселых парней на «Sweden Rock» проходил в рамках тура в поддержку их последнего диска «Lower the Bar», но, несмотря на это, основу сет-листа составлял старый материал. Пожалуй, сами песни Steel Panther, полные заимствований и пародийных аранжировок, представляют куда меньший интерес, чем визуальная составляющая их шоу. Одетые по последней моде 1988 года, музыканты без устали кривлялись, разыгрывали сценки, высовывали языки, подражая Джину Симмонсу, и прикалывались над публикой. Кульминацией стала композиция «17 Girls in a Row», перед которой на сцену были приглашены 17 девушек из первых рядов, окончательно превратившие выступление группы в сущий балаган.

В это же время на сцене поменьше проходило шоу для настояших эстетов и почитателей экстравагантной психоделии. Речь идет о трио Primus, которое вполне по праву носит звание одной из самых странных групп в истории рока. Любовь фанатов тяжелой музыки к этому коллективу малообъяснима, однако факт остается фактом: под ритмичные композиции Primus с одинаковым удовольствием «угорают» и любители глэма, и поклонники дэт- и блэк-метала, и уже немолодые хард-рокеры. Описать словами выступление Primus – нелегкая задача. Подчас создается впечатление, что мы слушаем набор импровизаций со спонтанными соло, построенный на причудливых гармониях. При этом усомниться в высочайшем мастерстве музыкантов вряд ли посмеет даже неподготовленный слушатель. Достаточно взглянуть на удивительную манеру игры на бас-гитаре лидера Primus Леса Клейпула, который на протяжении всего шоу демонстрирует навороченные приемы и интересные эффекты. Помимо этого, Лес удивил фэнов игрой на странном однострунном инструменте под названием «вэмола», а прежде чем вынести его на сцену, надел на себя маску свиньи…

Незаметно подошло время центрального шоу этого дня. В рамках «прощальной» серии концертов на фестиваль наведалась одна из самых заслуженных рок-команд — Aerosmith. Я намеренно поставил слово «прощальной» в кавычки, ведь фронтмэн группы Стивен Тайлер еще перед началом тура «Aero-Vederci Baby!» заявил, что «не знает наверняка, будет ли это турне последним в истории Aerosmith», и что он «по-прежнему видит азарт в глазах других участников коллектива». В любом случае, шведские рок-фэны не пожелали пропускать это событие, и пространство перед сценой было заполнено до отказа. Хедлайнеры не стали томить нас долгим ожиданием, – небольшое интро и концерт стартовал с боевика 80-х «Let the Music Do the Talking». За ней последовала песня «Young Lust», которая была включена в сет-лист впервые за последние 15 лет. Конечно, я был наслышан от том, насколько классно Aerosmith смотрятся «вживую», однако реальность превзошла все ожидания. Несмотря на возраст, все музыканты выглядят поразительно свежо, и это несмотря на довольно плотный концертный график. Тон задавали, конечно же, неутомимый Тайлер и гитарист Джо Перри. Именно они бОльшую часть шоу находились на выступе сцены, окруженные ликующими фэнами. Волосы Стивена и разноцветные платки и ленты, украшавшие его костюм и микрофонную стойку, развевались под потоками воздуха из нескольких мощных вентиляторов, установленных по краям сцены. Это еще больше подчеркивало драйв и энергию, которую излучали песни Aerosmith. Надо заметить, что статус группы уже позволяет музыкантам не думать о пресловутой коммерческой целесообразности. Они уже не заложники предпочтений публики, поэтому на концертах исполняют то, что нравится в первую очередь им самим. Этим можно объяснить отсутствие в репертуаре многих популярнейших песен коллектива вроде «Amazing», «Sunshune» или «Pink». Вместо их музыканты предпочли сыграть аж четыре кавера, включая битловскую «Come Together» и пару вещей из репертуара Fleetwood Mac. На последних в качестве вокалиста выступил Джо Перри. Впрочем полностью игнорировать свои самые избитые хиты группа не стала. Прозвучали и «Cryin'», и «Janie’s Got a Gun», и «Livin’ on the Edge». Невозможно было обойтись и без классической «Dream On», во время которой Стивен аккомпанировал себе на рояле. В середине песни Джо забрался на этот рояль сверху, где сыграл свое фирменное соло. Почти два часа настоящего рок-н-ролла пролетели, как несколько минут. Под конец Aerosmith побаловали нас пожалуй своей самой игривой композицией «Walk This Way», осыпали публику дождем из конфетти и, раскланявшись, покинули сцену, оставив фэнов с приятными воспоминаниями и надеждой, что музыканты еще не сказали свое последнее «прощай».

Виктор БЛИНОВ
Фото — Виктор и Анастасия Блиновы, за исключением Aerosmith (фото — Jens Christian).
Благодарим организаторов фестиваля за аккредитацию.

Продолжение репортажа — http://www.inrock.ru/sweden_rock_2017_2

Общее впечатление

7-10 июня 2017 г.
Сольвесборг, Швеция

Виктор Блинов

Виктор Блинов