Sweden Rock Festival’2023: Восьмидесятые и XXI век
Ноябрь 10, 2023
Артём Голев (1 статья)
Поделиться

Sweden Rock Festival’2023: Восьмидесятые и XXI век

Фестиваль «Sweden Rock» сделал себе имя, подстраиваясь под вкусы металлистов-восьмидесятников, и на протяжении 30 лет своего существования ни разу не изменил себе. Достаточно взглянуть на список хедлайнеров – и львиную долю участников – любого года, чтобы в этом убедиться. Конечно, время вносит свои коррективы, но для очень многих почитателей традиционной металлической тяжести SRF – прекрасная и испытанная годами возможность забыть о том, что на дворе – XXI век, а не близкий и по-прежнему родной 1987-й.

 

Не стал исключением и фестиваль нынешнего года: в вершине афиши – сплошь имена, гремевшие в стремительно удаляющихся от нас 80-х (Def Leppard, Motley Crue, Iron Maiden, Europe, Лита Форд, Skid Row, Билли Гиббонс, Testament, U.D.O.) при весомой поддержке близких по духу исполнителей – как не самых юных (Clutch, Angra, Gojira, Kamelot, Monster Magnet, Symphony X, Sator, Grave), так и тех, чей творческий трудовой стаж начался не так давно, но уже увенчался приятными для традиционных металлистов результатами (Thundermother, Enforcer, H.E.A.T., Perfect Plan, Hot Breath, Chez Kane). Пара-тройка условно современных ансамблей (Alterbridge, Mammoth VVH) вперемешку с необходимой подборкой важных блэк-групп (1349, Marduk, Behemoth). Вдобавок – несколько чудных эксклюзивов с целью стилистического (Brutus, Liar Thief Bandit, Smash Into Pieces, DeathStars) и мультикультурного (Myrath, Korpiklaani) разнообразия. Несколько гостей из совсем уж далёкого прошлого (Blue Oyster Cult, Deep Purple), достаточное количество объектов культового поклонения (Coney Hatch, Mindless Sinner, Abramis Brama), пара важных, но не поддающихся вышеописанной классификации групп (Rancid, Pantera) – и фестивальный состав SRF-2023 готов!

 

Любопытной приметой дня сегодняшнего стало наличие в составе фестиваля нескольких коллективов, созданных детьми известных музыкантов – зачастую при посильной помощи отцов-родителей, некоторые из которых не только прямо или косвенно направили своих отпрысков на путь истинный (Vended, Raven Age, Mammoth VVH), а и составили им компанию в рядах выступавших на SRF-2023 ансамблей, приглядывая за своими детьми в творческом – и культурно-бытовом – плане: U.D.O., Phil Campbell and Bastard Sons, Tungsten.

Мало того, что практичные организаторы из года в год проводят «Шведский Рок-фестиваль» в первый уикенд июня, когда в Швеции справляется всенародный праздник – день независимости, так ещё и погода в эти дни – чуть ли не лучшая за всё лето. А это немаловажно, учитывая климат даже в южной части этой северной страны: в порядке вещей здесь сильные перепады температуры в течение суток: днём – тепло и жарко, а ночью вдруг может резко и сильно похолодать. В этот год, как часто случается в дни проведения SRF, природа была на стороне металлистов: солнечная и сухая погода, днём +23 — 25, не слишком холодно поздним вечером, во время выступления хедлайнеров, и ночью, во время необходимого ночного сна в палатках большинства культурно отдыхающих.

Опытным путём было установлено, что группы, исполняющие тягучий стоунер, размеренный дум, меланхоличный сладж и около-ретро-буги-вуги-рок-н-ролл с сильным привкусом Black Sabbath, великолепно ложатся на слух именно под палящим солнцем – как звуковое сопровождение жизнерадостным белым облакам, резво плывущим по синему небу. Так что наличие в фестивальной программе в полуденно-обеденные часы Monster Magnet и Abramis Brama было верным решением организаторов.

Monster Magnet – самая коммерчески успешная стоунер-группа – выступили на главной сцене, не только исполнив немало песен со своего самого известного альбома “Powertrip” (1998), как и положено в соответствии с концепцией своего ретро-выступления и фестиваля в целом, но и украсив сцены обтёрханным старинным задником – сильно потрёпанным белым полотнищем, то и дело жизнерадостно и вольготно вспучивавшимся на ветру под ярким солнцем. Надо полагать, сей артефакт из прошлого мирно собирал пыль в гараже кого-либо из участников группы и был вытащен на свет божий в ответ на нынешний тренд на ретро-олдскульность. А олдскульности у Monster Magnet хоть отбавляй – что в музыке, что в подаче, что в космическом псевдо-хиппистском посыле, пронизывающим номера группы, большинству которых было уже сильно за двадцать. У Monster Magnet есть важное свойство: под их номера можно танцевать или – по крайней мере – ритмично двигаться, что и обеспечило им успех и приятственные чувства у публики, в изобилии пришедшей в столь ранний час на их выступление.

Abramis Brama, близкие Monster Magnet по стилю, исполняющие чуть более традиционный и менее металлизированный тягучий буги-вуги-рок-н-ролл с отсылками в 70-е с приветом Black Sabbath и поющие при этом исключительно на шведском, по праву носят статус культового в Скандинавии коллектива. Сей культ собрал в 11:30 очень приличное количество почитателей на самой небольшой из четырёх открытых сцен фестиваля. Праздничность – и одновременно «домашность» – их выступления была отражена в сценическом образе вокалиста, патлатого и крупного мужчины в полном расцвете сил. Он был облачён в белоснежную пару (пиджак, по-рокерски – прямиком на голое тело) и легкомысленные шлёпанцы с тесёмками крест-накрест. Работал вокалист на контрасте с одногруппниками, вышедших на сцену в привычно-металлическом чёрном, а роднили всю группу яркие улыбки, обилие разнообразных жестов и бодрейшее передвижение по сцене, благодаря которым Abramis Brama выплёскивали киловатты положительной энергии в публику. Та отвечала ансамблю полной взаимностью.

Симптоматично, что для тех, кто часть первого дня фестиваля посвятил хозяйственно-бытовым вопросам, знакомым каждому культурно отдыхающему (палатка, парковка, аккредитация, обед на скорую руку и т.п.), фестиваль начался с выступления группы, в качестве сценических накидок-задников использовавшей полотнища с надписями “Heavy” и “Metal” – чтобы не было никаких сомнений или разночтений. Это были шведы Enforcer – идейные хэви-металлисты, суть музыки которых заключается именно в этих словах, для пущей наглядности вынесенных на элементы сценического декора. Тон был задан мгновенно, радостные (и пока ещё свежие) лица в публике несли на себе печать не меньшего – а то и большего! – восторга от чувства сопричастности к тому, что все собравшиеся ждали с не меньшим – а то и большим! – трепетом, чем Нового года или дня рожденья – «Шведского Рок-фестиваля». Затянутые в чёрные лосины, облачённые в высокие кроссы и проклёпанные напульсники участники Enforcer выступили бодро и донельзя уверенно. Слова Heavy Metal на задниках обязывают ко многому!

Grave, участники «большой четвёрки» шведского дэт-метал, своим выступлением на Blaklader Stage двинули фестивальную машину далее. Годы идут, а песня (и саунд!) остаются прежними: лязгающий, как завязший в болте танк, дэт Grave классического образца начала 90-х медленно, но верно затягивал в свою воронку свежие силы новоприбывших. Сдабривая для пущей внушительности звуковой ряд традиционными для дэта «кровожадными» позами и жестами (задранная кверху голова с выпученными глазами и открытым ртом, широко расставленная пятерня левой руки, ритмично «сжимающая» воображаемый «мячик»), Grave стали отрадой и живительным бальзамом на душевные раны истосковавшихся по настоящей тяжести металлистов. Даже порой забавный конферанс («Это была песня с нашего последнего альбома. А, нет, с предпоследнего! А сейчас будет с последнего!» – словно между альбомами Grave есть ощутимая на слух разница) – всё было в тему.

Def Leppard – хорошо смазанная, отполированная до блеска и начищенная «бархоточкой» машина – выступили так, что не то что придраться не к чему, а есть желание просто раствориться и получать удовольствие от выверенного с логарифмической линейкой сет-листа, отличных вокальных партий Джо Эллиота, скрупулёзно подогнанного под все нюансы песен видеоряда – да и просто замечательного настроя музыкантов (самым улыбчивым из которых был Рик Аллен), враз передававшимся дуновением вечернего ветерка публике. Отрепетированные до миллиметра позы и движения, знакомые до мелочей нюансы известных песен, давным-давно ставших частью культурного бессознательного нескольких поколений – всё снайперски било в одну точку: эпицентр восьмидесятнического удовольствия каждого, кто был в 20-тысячной толпе перед сценой.

 
Выступление Clutch – кайф совершенно иного рода. Обычно-бытовая – при этом «с иголочки» – одежда музыкантов, полное отсутствие потуг на рок-звёздность и стандартных рок-замашек (нога на монитор, «Я не вижу ваших рук!..» и т.п.) – два инструменталиста Clutch просто стоят в глубине сцены и погружены во вдумчивое и мощное музицирование: таковы отличительные особенности Clutch вживую, побуждавшие публику сконцентрироваться на самом важном – музыке. Барабанщик группы был погружён в музыку настолько, что досконально пропевал (без микрофона – просто в своё удовольствие!) каждый свой удар на протяжении концерта. Мощь, магнетизм, эффект присутствия и чёткая дикция вокалиста Нила Фэллона подкрепляли главное впечатление от музыки Clutch: у этих песен есть характер, как и у тех, кто их сочиняет. Именно благодаря этому было несказанно приятно находиться в первых рядах у сцены, где сгрудились самые преданные представители фанатской фракции Clutch, знавших каждое слово и малейший нюанс исполняемых песен.

Визуальное шоу (свет, видео, убранство сцены) Motley Crue было не просто по моде нынешнего года – оно было по моде нынешнего месяца: с таким оформлением концерта могла выступать любая актуальная в любом жанре группа, а не только ностальгический акт, исполнявший песни 35-летней давности. Motley Crue без Мика Марса – это Motley Crue без Мика Марса. С появлением в составе п/у Никки Сиккса великолепного виртуоза (и, суды по всему, обладателя компанейского и лёгкого характера) Джона Файва всё стало математически безупречно сыграно, без сучка и задоринки – но при этом из песен словно вытащили «раздолбайский» стержень, и из них улетучилась ершистость и «корявая» непредсказуемость – сам характер этих номеров почти испарился, оставив лишь внешнюю оболочку-фантик. Не грели душу и подтанцовщицы-бэк-вокалистки, которые выглядели как роботы на работе, бесстрастно отрабатывавшие акробатически-гимнастические номера без «огонька» в остекленевших глазах. Лёгкий всплеск эмоций случился на коронном «выходе» Томми Ли с репризой «Сиськи покажите!», во время которой к удивлению видавшего виды Томми на всеобщее обозрение – на огромных экранах по краям сцены – было показано аж четыре пары вполне приличных сисек, вызвавших естественную реакцию у самого Томми Ли, радостно пробасившего: «Вот это разговор! Вот это я понимаю!» и после этого удовлетворённо брякнувшегося обратно на стул за барабанами. Даже традиционное для концертов Крю в Скандинавии безумие осатаневшей от счастья толпы не спасало от мысли, что в чём-то здесь подвох, заметить который невозможно по причине его огромности.

 
Полуденное пекло, ни единого облачка на синем небе, солнце, палящее в глаза – но если бы стойкие ко всему металхэды со стажем вдруг принялись бы пачками терять сознание перед сценой, это было бы списано не на жару, а на магические флюиды Литы Форд, находившейся на сцене затянутой в белый «кожаный» комбинезон, провокативно подчёркивавший её очень достойные тактико-технические характеристики. Во время первых трёх-четырёх песен ощущалась лёгкая нервозность исполнительницы. Виной тому были нелады со звуком на сцене, и поначалу словно ища поддержки со стороны своих музыкантов, а потом словно в благодарность за оную, Лита аж три раза представила публике инструменталистов своего гастрольного коллектива. Песне к пятой всё благополучно «устаканилось» и пошло как по маслу, под жарким июньским солнцем жирный жир вкрадчиво «затекал» в уши и мягко обволакивал настроенные на 80-е вкусовые рецепторы.

Фестивальная «изюминка» – British Lion, сторонняя группа Стива Харриса, выступали накануне концерта основной группы Стива – и понятно, почему: Харрис «выкладывался» во время концерта British Lion так же, как и во время каждого выступления Мейден: носясь с жаром по сцене, исполняя каждую песню с таким напором, словно она последняя в жизни, и пропевая при этом добрую часть припевов – не в микрофон, а для себя, будучи захваченным своим собственным музыкальным вихрем.
Соратники Стива по British Lion – его ровесники, они вели себя так же энергично, выглядели просто и эффектно: внушительного двухметрового роста гитарист с гривой седых волос, второй гитарист в простой вязаной шапочке и солнцезащитных очках излучал брутальность и наяривал не менее энергично, чем Харрис, а атлетично сложенный барабанщик довершал картину «ветеранской» мощи этого коллектива. Лишь щуплому и миниатюрному вокалисту при достойных вокальных данных недоставало «фронтменистости» и эффекта присутствия – он явно находился в тени внушительных с виду и харизматичных инструменталистов British Lion, при этом осознавая разницу в «весовых категориях» и явно стремясь перейти на «ступеньку» выше. Отличные мелодии с отголосками основной группы Харриса, мощная олдскульная подача, напористость и драйв – всё под стать названию British Lion.

Crowne, студийная скандинавская супер-группа, хард-роковый проект Йоны Тее (гитариста H.E.A.T) при участии вокалиста Art Nation, барабанщика The Poodles и басиста Europe (которого на концерте подменял Джонатан Оллсон из Dynazty) имеет в своём активе два студийных альбома классного материала, который на голову выше среднестатистических «фронтировских» подобных проектов – возможно, потому, что песни Crowne написаны собственноручно участниками, без привлечения сторонних специалистов. Бодро, жизнерадостно, экспрессивно – именно такие эпитеты приходят на ум для описания выступления Crowne. А также: шик, лоск, драйв – и скандинавское качество.

 

Время и место выступления U.D.O. – ближе к вечеру, на главной сцене, полностью соответствовало статусу группы и её «содержимому»: напористо, компетентно, на уровне, заразительно и с «огоньком»: с упором на 90-е – 2000-е и без малейшей оглядки на классику Accept. U.D.O. выступили ожидаемо достойно – под «задником» размером в полсцены с автографом Удо, словно по-начальнически наложившем свою «визу» на происходящее: «Одобряю!»

Myrath впечатлили прежде всего визуальной составляющей своего шоу: танцовщицы, «бои» на мечах, «пыхающие» огнём факиры, воины в доспехах, вихрь разнокалиберных танцевальных номеров и убранство сцены в виде восточного храма – всё было здесь с целью подчеркнуть этническую самобытность и ярко продемонстрировать место происхождения участников группы. Двигаясь в фарватере Dream Theater середины 90-х, тунисцы Myrath обильно сдабривают свой музыкальный материал ориентальными мотивами. Получается достойно и со вкусом. А вживую их песни подаются по всем правилам восточного гостеприимства – расцветисто и в прямом смысле зажигательно.

 
 

Десять лет назад Deep Purple вступили в пору творческого ренессанса: их недавние студийные альбомы – один другого лучше, и неослабевающий творческий накал не позволяет Deep Purple превратиться в побронзовевшую авторскую копию самих себя, мягко почивающую на богатом наследии. Это можно было воочию увидеть, услышать и ощутить во время выступления Deep Purple на SRF. Это был радостный и озорной взгляд в прошлое (ведь музыканты калибра Deep Purple не могут не исполнять песни, ставшие частью культурного кода нескольких поколений) группы, сильно укоренённой в настоящем, в текущем моменте, в том, что происходит в этом году, в этом месяце, сию минуту, сейчас. И составляет жизнь музыкантов и публики, целиком и полностью разделяющей эту точку зрения. При таком подходе прошлое (“Lazy”, “Into The Fire”, “When A Blind Man Cries” и т.д.) становится частью настоящего, продолжаясь и живя в нём новой, «свежей» жизнью – а это ли не услада для любого музыканта, смысл жизни которого – играть.

 
Europe, похоже, уже «не тянут» на хедлайнера четвёртого дня, которым уже несколько лет подряд на SRF назначают успешные скандинавские группы дня сегодняшнего. Однако от этого менее народной группой Europe в Швеции не становится. Во время их полуночного выступления после хедлайнеров дня на второй по важности сцене (слот, который из года в год на SRF оккупируют группы категории «метал-культ») перед Rock Stage сгрудились представители всех фестивальных фракций – и бородатые байкеры «в цветах», и тру-трэш-молодёжь в нашивках, и рокеры-блюзовики, и – само собой! – девушки всех возрастов. Самым оглушительным успехом пользовались «медляки» – и стар, и млад дружным хором распевали “Carrie” и “Open Your Heart”. Сами музыканты были в прекрасной эмоциональной и физической форме; да – многое игралось в пониженном строе, чтобы Джо Темпесту было полегче петь, но многие старые песни это не портило – напротив. Как и все группы с именем, Europe исполнили на SRF программу строго Greatest Hits – иного в подобных случаях и не надо.

Ритмичная смесь пауэр-метал и фолка – именно это исполняет Tungsten, группа заслуженного барабанщика Йенса Йохансена, в которой на басу и гитаре играю двое его сыновей. Ёмко, без нагромождений, «красивостей» и излишеств – всё, как и должно быть в музыкальном коллективе мастера барабанных дел. Для концерта в 11:30 – самое то!

Coney Hatch, микро-культ 80-х – канадский ансамбль с названием имени английской психушки и мягоньким эй-си-ди-си-подобным хардом – специализация «археологического отдела» «Шведского Рок-Фестиваля». Где ещё такое увидишь?!.. На подобных группах, прошедших огонь, воду и медные трубы, стоит восьмидесятнический знак качества, и не беда, что музыканты – все седые: искра в глазах у них по-прежнему такая, что впору костры разжигать. Дополнительную изюминку Coney Hatch придаёт то, что в их гастрольном составе вторым гитаристом служит знатный ретро-рокер Шон «Крэш» Келли – лидер группы имени себя самого, соавтор Helix и музыкант гастрольного состава Нелли Фуртадо, а басист Coney Hatch ныне играет (и записывается!) с Алексом Лайфсоном из Rush.


Выступление H.E.A.T на главной сцене – именно так мог выглядеть концерт Europe, TNT и Treat вместе взятых периода их расцвета. Интригу придавало то, что на смену Эрику Грёнваллу, перешедшему в Skid Row (которые вышли на ту же сцену днём позже) в группу вернулся их прежний вокалист Кенни Лекремо – атлетично сложенный, наряженный в борцовки и серую «майку-«алкоголичку» (ни дать ни взять, Брюс Дикинсон-83!), он как ветер носился по сцене, и однажды так навернулся в пылу угара, что у многих сердце ёкнуло за сохранность рёбер вокалиста. Энергичный, с сильным позитивным зарядом в меру слащавый хард, взрослое и продуманное убранство сцены – с «клеткой» для клавишника!, уверенность в себе и своём материале – да и вообще во всём, в чём стоит быть уверенным музыкантам, выходящим на сцену перед толпой в несколько тысяч. Мировой класс, мощь и сила, не показные, а всамделишные.

Первый студийный альбом за 11 лет – пускай и с каверами, развивающий мысль самой успешной пластинки Sator “Barbie-Q-Killers, Vol.1” – формальный, но весьма приятный повод для коротких гастролей. Резаные ёмкие риффы, сжатые, как пружина, ритмичные донельзя композиции – все отличительные особенности Sator были налицо, как и неуловимый шарм их простых, на первый взгляд, номеров. Именно эта кажущаяся простота подкупает прежде всего – отойти от сцены во время их выступления было решительно невозможно. Ну а если учесть то, что двое участников Sator нынче играют в составе легендарных английских рокеров The Boys (кавер которых они записали для своей новой студийной пластинки), то можно считать, что на SRF состоялось выступление (почти) The Boys, что не могло не греть душу тем, кто готовил ирокезы к выступлению Rancid двумя часами позже.

 
 
Rancid наведываются в Европу раз в 10 лет, выпускают новые альбомы немногим чаще, поэтому явка во время их концерта на главной сцене была впечатляющей, а мошпит – самым колоссальным, пыльным и отвязным за весь фестиваль. В мошпит ринулись даже девушки – такое увидишь не чаще, чем Rancid в Европе. На сцене – всё как встарь: мелодично по форме, едко по сути, всё чётко и по делу, выдавая с головой правильность характера и несгибаемость воли слегка повзрослевших героев панк-движения начала 90-х. Большую часть программы Rancid (естественно!) составили песни с “…And Out Come The Wolves”, и этого было достаточно: пришёл, исполнил панк, и испарился – в облаке мошпитовой пыли, как и подобает легендам.

В группе Phil Campbell and the Bastard Sons – новый вокалист, а песни, как известно, старые: второй год подряд Фил гастролирует с программой песен Motorhead. Возражений не вызывает не только набор композиций (ожидаемая классика), но и их подача – а она именно такая, как и должна быть в семейно-клановом коллективе гитариста, плечом к плечу с Лемми сочинявшем и исполнявшем на сцене добрую часть этих номеров. Самое яркое впечатление – от самого Фила: ясный, внимательный, незамутнённый взгляд, держащий всё под контролем, уверенный эффект присутствия, ни малейшей расхлябанности и «гуттаперчевости» в движениях, спокойная собранность во всём – похоже, положение единоличного лидера – и отца! – в группе обязывает именно к этому.

Концентрация ностальгии по 80-м достигла своего апогея во время концерта Майка Трампа с программой «переосмысленных» песен White Lion. Переосмысливать то, что переосмыслению не подлежит – собственную молодость, неповторимый дух времени, который ухватили эти песни… Майку и самому понятно, что занятие это неблагодарное, куда лучше принять всё, как есть – и окунуться вновь в эти переслащенные мелодии и маслом масляные риффы, чтобы хоть чуточку ухватить за яркий хвост жар-птицу собственной юности. Отличный ироничный конферанс («Ребят, перед концертом я нашёл в подполе свои клетчатые штаны из 87-го, попробовал влезть в них – и влез! Они на мне – смотрите!») и беспроигрышный набор шлягеров из золотой эпохи хэйр-метала – полнейшая услада для ушей грозных на вид, небритых и обгоревших на жарком солнце «возрастных» фестивальщиков, которым, казалось бы, самое место на концерте какого-нибудь заскорузлого блэк-ансамбля – ан нет, они все здесь, и хором распевают “Hungry” и “Broken Heart”.

Фестиваль был бы неполон без молодой смены – и Hot Breath, гараж-метал-хард-рокеры с затянутой в белый «кожаный» комбинезон фронтвумен-вокалисткой-гитаристкой выдали на-гора целую обойму заразительных, ярких и искрящихся всеми оттенками рока свеженаписанных номеров. Молодые группы – самое интересное, что может быть на фестивале, ведь их песни ещё не успели состариться, а их участники играют как в последний раз, и всё происходящей для них невероятно важно своей сиюминутностью, всамделишностью и тем, что всё происходит именно здесь и именно сейчас. Hot Breath стали воплощением именно этой мысли и подхода – и отвести взгляд от сцены во время их выступления было просто невозможно.

Кто мог прочувственно, от всего сердца, пожелать со сцены всем собравшимся «самого важного: мира и любви»? Ни за что не угадаете. Napalm Death. Именно эти слова произнёс Барни Гринуэй промеж лязга и грохота композиций своего ансамбля. Что нисколько не умаляет их экстремальных достоинств – напротив, подчёркивает то, что всё вышеупомянутое – две стороны одной медали.

 
В этом году чёткое разделение «ретро-тур» / «тур в поддержку нового альбома» у Iron Maiden смазалось – и к лучшему: великолепный новый диск (с которого было исполнено пять песен) был дополнен очень близкими по духу и звучанию – и редко звучавшими со сцены – номерами с “Somewhere In Time” (также пять песен). “Alexander The Great” так и вовсе до нынешнего тура был исполнен вживую лишь один раз. Добавьте щепотку классики (“Can I Play With Madness”, “Fear Of The Dark”, “The Trooper”) – вот вам и программа “The Future Past”-2023.

 
Гиперактивный – даже по его собственным меркам – Дикинсон не умолкал между песнями ни на секунду, шутил и балагурил напропалую, отработав все нюансы конферанса во время сольно-разговорных туров. Туман, световое шоу, многоуровневое убранство сцены, «аналоговые» задники на канатах (один из которых заел посреди песни – и всё забитое битком поле затаило дыхание: «Проскочит ли?!» Проскочило! – а может, это шуточная «фишка» техников такая?!). Всё как и должно быть. Прекрасная физическая форма не самых юных музыкантов впечатляла не хуже мощи и напора сценического действа. Особенно поражал Нико МакБрейн, игравший на не самом лёгком для любого инструменте так, что было невозможно догадаться, что за несколько месяцев до начала гастролей он перенёс инсульт. Длинные и раздольные песни с “Senjutsu” пролетали как одно мгновение, обволакивая своим шармом и неярким лоском мастерски скроенных музыкальных полотен. Пара вернувшихся в сет «эксклюзивов» (“Prisoner”), «редкие» номера с “Somewhere In Time”, доводившие видавших виды мэйденоведов до состояния экстаза – глянь, а вот уже и завершающая действо мелодия из «Монти Пайтона». И как просвистели эти два часа?.. Непонятно. Но сильное и трепетное чувство прикосновения душевными рецепторами к чему-то большому и незыблемому – едва ли не самой яркой институции британского металла – осталось надолго.

Выступления команд навроде Perfect Plan позволяет считать Sweden Rock festival скандинавским преемником Frontiers Festival – тем более что в Скандинавии не первый год бурлит ренессанс харда а-ля 80-е. Самый заслуженный участник Perfect Plan – Кент Хилли, вокалист, также выступающий в заокеанском составе Giant, но главное здесь не в сторонних заслугах самого яркого участника группы, а в том, как и почему не замеченные ни в каких других мало-мальски известных ансамблях остальные участники Perfect Plan умудряются сочинять материал, зашкаливающий за все возможные планки качества в мелодик-харде, оставляя позади более именитых коллег по жанру?! Просто чудо какое-то!
Их концерт в ночи стал сущей феерией вкуса, драйва, отточенности, яркости, запоминаемости – да всего, что является мерилом качества при описании музыки и живого выступления группы в столь – казалось бы! – изъезженном жанре, как мелодичный хард-рок.

 
 
Присутствие «новобранца», вокалиста Эрика Грёнвалла, несказанно взбодрило «старослужащих» в Skid Row – это легко услышать в песнях с их свежего альбома с говорящим за себя названием “The Gang’s All Here”, и лицезреть воочию то же самое во время их выступления на главной сцене SRF было донельзя отрадно. Да, большую часть сета Skid Row составляют песни 1989-1991 годов, и с новой пластинки они вживую исполнили лишь три песни – а надо бы вдвое больше, ведь альбом настолько хорош! Старые песни Дэйв Снейк Сабо, Скотти Хилл и играющий в группе 12 лет барабанщик с «говорящей» фамилией Хаммерсмит могут играть во сне с закрытыми глазами, но присутствие рядом с ними высокоэнергичного и шустрого 27-летнего Эрика Грёнвалла оказало воистину магическое воздействие на «начальников».
Они подобрались, подзарядившись энергией и энтузиазмом Эрика, и как следствие просто-напросто вернулись к самим себе 30-летней давности. Ай да Эрик, ай да сукин сын! Skid Row на сцене выглядели как банда, как им и подобает – именно такими они и были в 89-м. На концерте на SRF отсутствовал Рейчел Болан (он отпросился сам у себя – по семейным обстоятельствам, и его подменял техник), но ощутимого энергетического ущерба это не принесло: в вынужденное отсутствие Рейчела Skid Row сплотились – и выдали сет такой мощи, что “Youth Gone Wild” в исполнении 50-летних музыкантов совершенно не казалась анекдотически-парадоксальной, напротив, эта песни звучала в этот день донельзя подобающим ей образом.

Сольный тур Билли Гиббонса – явление редкое, и первый концерт в рамках оного состоялся на «Шведском Рок-Фестивале». За барабанами в составе трио старины Билли – неузнаваемый (набравший вес, отрастивший кудрявый хаерок и напяливший солнечные очки в пол-лица) Матт Сорум, на второй гитаре (группа играет без басиста, «снимая» спецзвучками самые низкие частоты с гитар и усиливая их, как необходимо – и получая при этом саунд «гружёный товарняк») – соавтор Билли, Остин Хэнкс, который во время выступления так же, как и «глава концессии», был наряжен в нежно любимый Билли Гиббонсом рабочий комбинезон автомеханика.
Большую часть концерта техник по свету мужественно сражался с жидкокристаллическим экраном, который то и дело отказывался показывать единственный элемент видеосопровождения: фото Билли с обложки его предпоследнего сольного альбома. Лёгкий сумбур со звуком на сцене во время первых пары песен также позволительно списать на «фестивальность» концерта и начало тура в целом. Эти мелочи были именно мелочами: было невозможно отвести глаза от Билли Гиббонса, статичного и скупого на передвижения по сцене, от того, что именно и как именно он мастерски, стильно, мягко и изящно играет, рождая из-под струн гитары узнаваемый саунд и то, что в английском именуется труднопереводимым словом swagger, при этом щедро делясь харизмой – не поведенческо-бытовой, а именно музыкантско-исполнительской.
Решение включить в программу совершенно новую, ранее не исполнявшуюся песню “The Devil Is Red” лишь подчёркивало неортодоксальность 70-летнего Гиббонса как музыканта и его открытость и незашоренность как человека. Помимо этого номера были исполнены несколько не слишком известных широкой публике блюзовых стандартов (“Roll And Tumble Blues” и “I Got Love If You Want It”), ожидаемый набор песен ZZ Top (“Got Me Under Pressure”, “Gimme All Your Loving”, “Sharp Dressed Man”, “La Grange”), а также – самое важное для рьяных поклонников – пять авторских песен с трёх сольников. Музыкальная стильность, вкус, шарм и класс при помощи вечно живой классики пополам с классикой новой – именно это продемонстрировало трио Билли Гиббонса.

Chez Kane – ещё один яркий и сочный мелодик-хард-ансамбль, выстроенный из очень молодых музыкантов вокруг вокалистки, бывшей участницы девичьей команды Kane’d. В активе Chez Kane – два альбома, весь материал для которых написан вокалистом Crazy Lixx Дэнни Рексоном. К моему радостному удивлению, вокал Чез Кейн вживую звучит лучше, сильнее и сочнее, чем на её втором альбоме – возможно, с вокалом перемудрили во время записи, а на оперативном просторе – на сцене во время выступления – голос вокалистки взял да и заблистал.
А если добавить к этому отличный мелодик-хард в фарватере Робин Бек, Skid Row и Femme Fatale с хорошими мелодиями и внятной подачей, густо сдобренный махровым восьмидесятничеством, то отвлечься от такого яркого и сочного «десерта» под занавес фестиваля было совершенно невозможно.

 
«Десерт» совершенно иного рода – и весовой категории – выступал одновременно с Chez Kane на Rock Stage. Так называемый «реюнион» Pantera, а на деле – звёздный трибьют с участниками группы. Мощнейший материал, задавший тон и направление для металла 90-х, нахраписто-бульдозерный саунд, в высшей степени компетентное воссоздание манеры и стиля исполнения почивших братьев Дарреллов силами барабанщика Чарли Бенанте и гитариста Закка Уайлда, и, естественно, максимально возможная доля аутентичности состава благодаря участию Фила Ансельмо и Рекса Брауна – вот козыри Pantera, которые нечем крыть, да и придраться тоже не к чему. Солидно, внушительно – и лучше не придумаешь.

Финальную точку на фестивале поставили Mindless Sinner – локальный культ-83, выпустивший пару альбомов в жанре прямолинейного хэви начала 80-х, затем, после неудачной попытки «смягчиться» (с кем не бывает!), впавших в анабиоз, а лет десять назад вернувшихся к творческой деятельности на ниве того же самого прямолинейного хэви.
Оригинальный состав (за исключением барабанщика), те же – хорошие! – песни, тот же посыл («мы не самая выдающаяся группа в мире, но нам так всё это в кайф – надеемся, и вам тоже!»), тот же душевный подъём, с головой выдававшийся улыбками и радостно-героическими позами взрослых музыкантов: какое это счастье – натянуть старые лосины и с друзьями, плечом к плечу трясти хайром, «копать» и «в штыковую» под песни нашей юности-83, которые мы тогда насочиняли, а они продолжают нас радовать и веселить и поныне! Вот это кайф! Кайф играть – и кайф слушать и смотреть.

Энергообмен Mindless Sinner с публикой был настолько эффективен и заразителен, что мысль о «финальной точке» четырёхдневного действа у многих была замещена более свежей мыслью о «втором дыхании». Однако всё когда-нибудь заканчивается – на время! – и ощущение второго дыхания придётся бережно и с улыбкой сохранить до следующего года!

Артём ГОЛЕВ
Фото: Стефано Лои (Stefano Loi)
Благодарим оргкомитет Sweden Rock Festival за аккредитацию.

Артём Голев

Артём Голев