Solstafir: Дыхание севера
Много ли исландских артистов сможет навскидку назвать россиянин, даже увлечённый современной музыкой? Полагаю, если он направленно не изучает исландскую сцену, вряд ли вспомнит кого-то помимо Бьорк с Sugarcubes или, в лучшем случае, Arstidir, а из тех, кто потяжелее – Skalmold.
Однако в этой небольшой стране, где всего где-то 350 тысяч жителей, музыкальных коллективов немало! Метал-архивам известно 97 исландских команд, из которых сегодня творчески активны 56. Ознакомившись с этим списком, я понял, что знаю из него в лучшем случае десяток имён, и не факт, что слышал что-либо из их творчества. Раз уж забрался туда, задался вопросом: а какой метал-жанр там наиболее распространён? Как ни странно – больше половины играют блэк-метал или в чистом виде, или с примесями дэт- и викинг-метала. Есть даже одна команда, играющая грайндкор с элементами блэка (Forgarður Helvítis).
В начале своего пути и Solstafir играли невразумительный подростковый блэк, к нашим дням постепенно трансформировавшийся в пост-рок, в котором есть и что-то и от викинг-метала, и от фолка.
Скрашивать ожидание доверили московской группе Paskura. (Признаюсь, до концерта даже не слышал этого названия.) Квартет играет гремучую и в то же время техничную смесь пост-метала и стоунера с отголосками гранджа. Играют ребята живо и со знанием дела. Не начни они говорить в межпесенных паузах – могли бы и за зарубежных гостей сойти. Звучат они хорошо, играть умеют, на сцене не стоят, как умершие роботы. Публика, что успела к тому моменту собраться в зале, слушала их как минимум с интересом.. Знакомство живьём оказалось приятным.
Минут через двадцать после окончания сета Paskura зазвучало интро северных гостей. Неторопливое, полное холодных звуков. Под него хорошо смотрелась сцена, наполненная дичайшим количеством дыма и освещаемая преимущественно синими и красными софитами. Не прошло и десяти минут, как вышли Solstafir. Статью своей музыканты – самые что ни на есть викинги. Колоритная внешность, вполне соответствующие музыке наряды. Фолковых элементов у Solstafir предостаточно, и лучше всего их роль ощущается в концертном исполнении. Практически с первой вещи, заглавного номера альбома «Köld» (2009), публика была заворожена. То самое шаманство: музыка вводит в ступор, обволакивает и уносит за собой, заставляя позабыть обо всём. Звукорежиссёру отдельное «спасибо»: отстроено всё было выше всяких похвал. Есть некоторая сырость и грязь в самом саунде Solstafir, но, опять же, живьём лучше всего приходит понимание их уникальности.
Сет-лист, на вид короткий, состоял из композиций трёх последних альбомов: «Köld» (2009), «Svartir Sandar» (2011) и «Ótta» (2014) – в наибольшей мере пост-роковых, лишь с фрагментарными намёками на блэковые корни коллектива. Несмотря на лаконичность приведённого здесь сет-листа, выступление исландцев длилось более полутора часов.
Музыканты не вытворяют ничего сверхъестественно-безбашенного. Не «мечут понтов» (разве что временами принимают грозные позы), не демонстрируют никакой сверхчеловеческой техники игры. Почти вся музыка у Solstafir неторопливая, местами даже тягучая. Но её живое очарование не поддаётся никакому описанию. Эту группу, как и северное сияние, стоит один раз увидеть и услышать. И, главное, прочувствовать живьём.
Сет-лист: Köld; Lágnætti; Rismál; Ótta; Dagmál; Djákninn; Svartir Sandar. Бис: Fjara; Goddess of the Ages.
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Благодарим Анну Перкову (Spika Concerts) за аккредитацию.
Фото — Екатерина Гучок (с) musica.mustdie.ru