Кен Хенсли и Live Fire: Король и его свита
Декабрь 5, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Кен Хенсли и Live Fire: Король и его свита

Дождались! – с таким возгласом могли бы встречать Кена его поклонники. Еще бы впервые за десять лет Хенсли приезжает не с акустическим «творческим вечером», а с настоящим рок-концертом, более того, в сопровождении западной группы, той самой, что записала его недавний сольный альбом “Trouble”.

Ведь сколь ни любопытно услышать хиты Хип и сольного Кена в том виде, в котором они сочинялись, залог их успеха — «магическая формула» Uriah Heep именно как рок-группы. Другой вопрос – насколько адекватен тому материалу, тому саунду и стилю нынешний коллектив Хенсли. Ответ на этот вопрос и предстояло услышать на концерте.

В чём-то выступление Хенсли напомнило недавний концерт Гленна Хьюза – в обоих случаях знаменитые рокеры старательно делают вид, что они — всего лишь первые из равных, участники настоящей группы. Правда, история Live Fire подлиннее, чем California Breed, звучание коллектива, по крайней мере, студийное, гораздо «классичнее», и живьем Кен не стал основывать сет-лист исключительно на новом альбоме. Где-то две трети звучания была знакомые хиты Uriah Heep. Так что и критерием для оценки группы была ее способность адекватно воспроизводить звучание классических «Хип». С этой задачей Live Fire справляются вполне адекватно, во всяком случае, это не более кавер-бэнд, чем нынешний «Хип», а по тембру, манере и диапазону вокалист/басист Роберто Тиранти, пожалуй, ближе к Байрону, чем все остальные товарищи, кому когда-либо эта роль выпадала.

Конечно, Роберто сделан немного из другого теста — как и все итальянцы, не без «эстрадинки» в голосе, как и все рокеры по найму, он в свое время пел в рок-опере за Джизуса, и, как и все соратники хард-роковых звезд, в основной своей карьере — металлист. Вообще-то его прежняя группа Labyrinth — тоже из популярных, пусть и в сильно «культовом» масштабе. Тем не менее, на его еще не тронутом морщинами лице искрилась мысль: «Мне еще только 40, а я уже на одной сцене с легендой рока! Щас заживем!» Роберто — обаятельный фронтмен, хороший басист, да и просто приятный на вид человек — с еще пышным, аккуратно расчесанным хайром. Его доверчивое, открытое, с ноткой грустинки лицо словно сошло с плаката «Доступные ипотечные кредиты уже сейчас». В своем поведении на сцене он хорошо сочетает долю «рок-геройства» с самоиронией — дескать, вы же понимаете, все эти позы — это только игра…

В противовес, гитарист Кен Ингверсен — рок-герой всерьез и надолго, во всяком случае, от пятницы до воскресенья, с пьяноватой ухмылкой в усах и слайдом-невидимкой на левом мизинце. Он же порой спасал Роберто и Кена с фальцетными бэками. Наконец, плотный лысый драммер Том Арне Фоссхейм выглядел и играл так, словно перед ним незримо висела разделочная таблица по видам говядины. Жесткий, избыточно громкий драммер, вслед за которым, видимо, и звучание остальных инструментов было задрано до уровня дискомфорта.

Наконец, Кен — далеко справа, низко-низко, едва видный за своим «хаммондом», зато прекрасно слышный, с грубым простуженным, но без явных огрехов вокалом. Иногда было чувство, будто у него там, кроме хаммонда, спрятан еще пульт управления остальными музыкантами, и он просто жмет на нужные кнопки, ну, или дергает за невидимые ниточки, а эти три фигурки пляшут перед нами и делают вид, что именно они — и есть музыка, и что на сцене у них, у истинных соул-мэйтс, сплошное эгалитэ-фратернитэ, с хлопаньем по спинам, ударами кулака об кулак, воздетыми к небу козами и прочими сангвиническими жестами.

Начав с «открывашки» нового альбома «Ready to Die», милой стилизации под «Хип» и хард-рок вообще, Кен и Ко. быстро перешли к «классике»: «Circle of Hands», «July Morning», «The Wizard»… Интересно «разделение труда» — основной текст JM пел Кен, а скрим-партию взял на себя Роберто, причем без видимого напряжения, в «Circle…» благодаря Ингверсену наконец-то прозвучал слайд, которого так не хватало у нынешних Uriah Heep, а высокое «waiting… watching…» в «Easy Livin'», как мне показалось, спел тоже Ингверсен. Трактовки этих вещей были вполне привычными, а вот «Tales» (большой сюрприз в сет-листе!) была исполнена совсем неожиданно — в сочетании ритма на акустике (Хенсли) и психоделической электрогитары, вокал здесь принадлежал Хенсли. Звучала вещь жестко, грязновато, но сказочное ощущение оригинала было передано полностью. Еще один яркий момент — долгий инструментальный джем во вступлении к «Stealin'», в котором Хенсли показал класс по хаммонду, а Ингверсен процитировал для полного счастья еще и кусочек «Rainbow Demon». Необычной была и «Lady in Black», в которой Кен повторил свою давнишнюю шутку: «Что нужно, чтобы написать хит? Два аккорда и припев без слов». «А что нужно, чтобы потерять всё наработанное? Жениться четыре раза…»

Ну, кому что, а Кен в нынешнем составе выглядит совершенно довольным, и довольными, похоже, разошлись и зрители. То, что им по душе классика — вполне предсказуемо, а вот шепот восторга, пролетевший по залу, когда Кен объявил «The Last Dance», приятно удивил! Похоже, Хенсли удалось в позднем сольном творчестве создать как минимум одну вещь, пополнившую копилку народных хитов. Прекрасна была и исполненная на второй бис «The Longest Night». Конечно, жаль, что Кен даже не притронулся к своему сольному материалу 70-х – а в нём есть немало спящих шедевров. Однако это как раз понятно – те сольники были для Кена не каким-то альтернативным, отличным от «Хип» путём, а просто способом опубликовать материал, на альбомы группы не поместившийся. Сделан он в том же стиле и с тем же чувством, поэтому тех, кто хотел бы услышать, скажем, “When Evening Comes” вместо “Circle of Hands”, можно пересчитать по пальцам. Да и на своих акустических концертах Кен уделяет сольному материалу несколько больше внимания.
Тут, конечно, можно долго рассуждать на тему «идеальный концерт сольного Хенсли» — лично я, будь у меня машинка желаний, заказал бы и что-нибудь периода The Gods, и “Free Spirit”, и, чем чёрт не шутит, даже Blackfoot… Но большинство на концерты Кена приходит именно за хитами «Хип», и Кен это отлично понимает. “Eager to Please”, как говорится.

Публики было где-то на две трети клуба «Театр» — мне не привелось быть на предыдущих, сольных концертах Кена на той же площадке, но, как говорили завсегдатаи, посещаемость их была примерно на том же уровне. Это значит, что присутствие/отсутствие группы у Кена людей не особенно волнует — им важно прежде всего имя маэстро и его репертуар. Это понятный взгляд: как древнеегипетские художники рисовали фигурки фараонов вдвое-втрое больше простого люда, так и в наших глазах Хенсли будет больше, чем те, кто играет с ним, вплоть до их полной неразличимости. Хотя, как известно, короля играет свита, а эта свита — из удачных.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Елена Степанова и Игорь Ермолаев.
Благодарим Николая Свириденко за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер