Shattered Fortress/Iamthemorning: Эмоционально и виртуозно
О том, что концерт Майка Портного станет уникальным событием, было известно заранее. Больше с таким составом самый известный прогметаллический барабанщик гастролировать не планирует. Вдобавок российские фэны получили возможность увидеть живьем почти в полном составе британскую группу Haken, чей самостоятельный визит в нашу страну — пока из разряда мечтаний. Ну а участие гитариста и вокалиста Neal Morse Band Эрика Джиллетта — тоже из разряда приятных дополнений к главной радости — шансу снова увидеть живьем экс-лидера Dream Theater с репертуаром, сделавшим его знаменитым.
Мероприятие началось с сета Iamthemorning. Ансамбль из Санкт-Петербурга возглавляют вокалистка Марьяна Сёмкина и пианист Глеб Колядин, и, пожалуй, это единственная российская группа, вошедшая в «высшую лигу» мирового прогрессив-рока. Мне уже доводилось видеть их в Северной столице в 2013 году, на разогреве у Riverside, а также несколько месяцев назад, на их московском выступлении вместе с Arstidir, когда ансамбль играл в чисто акустическом составе. На этот раз музыканты сыграли в формате рок-квинтета, с барабанщиком, басистом и гитаристом, показав при этом чудеса пунктуальности: начали ровно в 20:00, а в 20:30 уже кланялись тепло принимавшей их публике. Основу их шестипесенного сета составили вещи со второго альбома “Belighted”, но прозвучали также вещи с остальных студийных полноформатных релизов. Как и следовало ожидать, музыканты сделали акцент на «мейнстримовый» материал – красивые фортепианные интерлюдии Глеба Колядина, которыми особенно был наполнен первый альбом, «получили отставку». Наиболее ударно и удачно прозвучала последняя вещь сета – “K. O. S.” – с подобными вещами Iamthemorning вряд ли смотрелись бы в качестве белых ворон и синих чулков на каких-нибудь «тусках» и «вакенах». Ну а я не отказался в очередной раз поработать перкуссионистом в композиции “5/4”, выделив вместе с частью зрительного зала хлопками ладоней нужные доли.
Затем на сцену вышли хедлайнеры. Группа Майка Портного отыграла, с учетом биса, чуть меньше двух часов. Выступление иностранцев началось и закончилось вещами с любимого Портным альбома Dream Theater “Scenes From A Memory”, а смысловым и прочим центром мероприятия оказалась знаменитая «Алкогольная сюита». Напомним, что цикл этот включает в себя пять треков, входящих в полноформатные альбомы Dream Theater, изданные в нулевые годы, от “Six Degrees of Inner Turbulence” до “Black Clouds And Silver Linings”.
Впечатления – весьма сильные. Редко приходится посещать концерты, на которых, с одной стороны, наблюдаешь почти сверхъестественное владение инструментами, а, с другой стороны, ощущаешь сильные эмоции от музыки. И это несмотря на очень громкий и кашеобразный звук: всё-таки добиться хорошего звучания, когда надо одновременно отстроить барабаны, три электрогитары, бас-гитару, синтезатор, а также нескольких вокалистов, в условиях концертного зала «Аврора» оказалось очень трудно. Результат работы звукоинженеров можно оценить от силы на «четыре с минусом», если не ниже, хотя вполне возможно, что они выложились по полной. Однако мутноватый звук не смог полностью помешать воздействию музыки на слушателей.
Отдельных похвал заслуживает Эрик Джиллетт – он не только блестяще справился с виртуозными партиями Джона Петруччи, но и показал себя как очень хороший бэк- и лид-вокалист. На мой вкус, Джиллетт по своим вокальным навыкам точно не хуже, чем основной певец проекта Портного, «хакеновский» фронтмен Росс Дженнингс. Отчасти благодаря Эрику “Root Of All Evil”, где он пел ведущую вокальную партию, оказалась одной из лучших вещей на концерте. Впрочем, сильнее всего меня зацепила следовавшая за ней “Repentance”, возможно, потому, что это была единственная спокойная и тихая – по стандартам прог-метала, конечно, – вещь в сете. Кстати, её пел сам Портной. Не удивительно, что внимание большинства слушателей притягивал Майк, в свои 50 лет выглядевший на 30-35. Он с лёгкостью и непринуждённостью справлялся со сложнейшими барабанными партиями.
В целом концерт Mike Portnoy’s Shattered Fortress произвёл большее впечатление, чем трехлетней давности выступление Dream Theater без Портного в питерском «Юбилейном». Жаль, что этот проект одноразовый, и жаль, что ни Haken, ни The Neal Morse Band мы в ближайшее время в России не увидим.
Overture 1928, Strange Déjà Vu, The Mirror, Twelve-step Suite: The Glass Prison, This Dying Soul, The Root of All Evil, Repentance, The Shattered Fortress. Бис: Home, The Dance of Eternity, Finally Free.
Иван РОЗМАИНСКИЙ
Благодарим Spika Concerts за аккредитацию на концерт.
Фотографии (с московского концерта) — Катерина Межекова.
12 июля 2017 г.
С.-Петербург, КЗ "Аврора"
Spika Concerts