Tesseract: Измененное состояние
Сентябрь 14, 2016
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Tesseract: Измененное состояние

Историю рока меряют десятилетиями, у каждого — свои звёзды. Про шестидесятые и семидесятые полно споров и исследований, дальше — меньше, а вот «десятые», которые сейчас на дворе, еще ждут своих историков. Тем не менее, звезды нашего времени уже есть, и одни из них — Tesseract.

Сейчас время маленьких героев, поэтому стадионов модные англичане не собирают. Но полный зал клуба «Вольта» 15 июня, посреди летнего «несезона» — тоже в чём-то подвиг. А ведь ведь когда Tesseract были здесь впервые, в 2010-м, то еще даже не выпустили первый альбом!.. Но уже тогда критики говорили о новом, набирающем силу музыкальном направлении «джент», в котором англичане были одними из лидеров.

Понять музыкальную генеалогию группы можно по майкам фанатов. На этот раз поклонники кричали из зала попеременно то «Тессеракт», то «Мешуга». И это дж-дж, как говорится, неспроста. «Meshuggah для девочек», — охарактеризовала группу после концерта коллега. Тоже верно — на концерте было много прекрасных дам, и с кавалерами, и просто так. И вряд ли единственная тому причина — сладкий чистый вокал Дэна Томпкинса, довольно скромного на вид фронтмена с выбритыми висками. В музыке Tesseract достаточно жесткости, но именно контраст между агрессией и лирикой, между сложностью и мелодичностью привлекает фэнов, делает музыку глубокой и неоднозначной.

Немного отступим назад — к восьми вечера на сцену только готовилась выходить группа разогрева, итальянцы Fake Heroes. У них уже вышло два альбома, и, судя по студийным трекам, музыка небезынтересная и близкая по направлению к хедлайнерам. Но живьем, увы, музыканты не смогли представить свои идеи в лучшем виде, риффы аж трёх гитаристов смешивались в вязкую кашу, а певец напоминал ЛаБри, которого заклинило на одной ноте. Нельзя сказать, что этот разогрев был ненужным — красивые моменты, по крайней мере, инструментальные, у «Героев» были, и, слушая их, можно было почувствовать разницу, отделяющую просто крепкого представителя своего жанра от его явного лидера.

Британцы сперва проверили ударные и всё прочее, а затем явно выжидали, пока стрелки часов остановятся на 21:00. Публика в это время наслаждалась эмбиентными звуками с ноутбука и безупречно-синим светом на сцене. В этом подводном царстве фэны отмокали минут пятнадцать, так, что где-то в темно-синем полумраке сцены даже начал чудиться Роберт Фрипп. Эмбиентные интро — по его части.

Начали Tesseract c «Phoenix», вещи с нового диска «Polaris», с него же была и добрая половина сета. Альбом вышел в сентябре прошлого года на лейбле KScope, «вотчине» Стивена Уилсона и других умельцев соединять старый добрый прог-рок и современность, и стал, на взгляд многих фэнов, отходом от тяжести к мелодичности и более чистому гитарному саунду. (Бас-гитарист Эмос Уильямс назвал его словечком «twangcore».) Местами Tesseract звучат прямо как поздние Sieges Even… Живьем, напротив, новая музыка зазвучала более энергично и жестко, а ценители гроул-вокала могил услышать его в песнях с первого диска «One», хоть и не в больших количествах.

Слово «тессеракт» — математический термин, и означает оно четырёхмерный куб. Он получается, если взять два обычных, трехмерных куба и провести линии между всеми углами каждого — в четвертом измерении. Иногда, чтобы показать, как это возможно, задействуют время — на компьютерной картинке два кубика плавно выгибаются и проходят друг через друга… Примерно то же делают и Tesseract, только в музыке. Замысловатые гитарные риффы перетекают один в другой, полиритмия завораживает, голова идёт кругом, и в этом, без вреда изменённом состоянии сознания обостряется и восприятие песен. Сами вокальные партии мелодичны, хотя и не укладываются в привычную куплетно-припевную форму — они больше похожи на длинный рассказ-исповедь с взрывами эмоций и лирическими отступлениями, или каскад нескольких разных припевов, или… Голос Томпкинса обладает и нужной агрессией, и лиричностью, а его вокальный диапазон дополняется как скримом, так и фальцетом. Последний роднит его с целым сонмищем звёздных британских нытиков от Йорка до Уилсона.
И третий пласт — эмбиентно-инструментальный, он сопровождает и оттеняет каждую композицию Tesseract. Те самые кисельные берега, в которых текут молочные реки их музыки. Живьем, правда, эта подложка в громких фрагментах лишь угадывалась, но сам факт ее существования придавал музыке еще одно (не знаю уж, какое по счету) измерение.

Интересно понять, что же вывело Tesseract в новые герои жанра, не дало им прозябать в кругу подражателей, скажем, Dream Theater или Porcupine Tree? Наверное, это богатство влияний — от самых брутальных до самых мягких. «Мы все любим Tool, Meshuggah, Deftones и Pink Floyd, но в то же время нам нравятся артисты типа Джеффа Бакли», — говорят в интервью музыканты. Кроме того, музыканты развиваются в рамках найденного жанра, меняют звук гитар и вокальный стиль. Это преображение, конечно, не столь радикально, как у Alcest, пришедших от блэка к дрим-попу, но группа и не перерабатывает штампы мат-рока, как упрекают ее давние фэны. И результат — полный зал и растроганный Дэниэл Томпкинс, замечающий, что с каждым концертом в России фэнов всё больше. «Приводите еще друзей!» — просит он…

Последней звучала «Acceptance», первая часть концептуального EP «Concealing Fate». «Revolve! Alone! Become defenseless!» — кричал певец, и зал вслед за ним. Из последних сил рубился в углу злобный клоун — каково-то ему, в летнюю жару, в душном клубе, да еще и в резиновой маске! Где-то поплыли по рукам крауд-сёрферы… Да, они придут, и друзей приведут — можете не сомневаться. Только слишком уж быстро по окончанию сета включили свет и врубили разгоняющую толпу песенку…

Сет-лист: Phoenix, Messenger, Concealing Fate, Part 2: Deception, Concealing Fate, Part 3: The Impossible, Concealing Fate, Part 4: Perfection, Concealing Fate, Part 5: Epiphany, Concealing Fate, Part 6: Origin, Of Matter – Proxy, Of Matter – Retrospect, Dystopia, Hexes, Of Mind – Exile, Survival, April, Of Mind – Nocturne, Concealing Fate, Part 1: Acceptance.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Ольгу Овсянникову (Spika Concerts) за аккредитацию.

Общее впечатление

15-06-2016
Москва
клуб Volta

Владимир Импалер

Владимир Импалер