Mike Portnoy’s Shattered Fortress: Алкогольная независимость
Август 8, 2017
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Mike Portnoy’s Shattered Fortress: Алкогольная независимость

В нынешнем году отечественные промоутеры радуют любителей «прогрессивной» музыки: можно и не ехать в Барселону или Лореляй, чтобы послушать Opeth, Дэвина Таунсенда или побывать на единственной гастроли нового проекта Майка Портного Shattered Fortress.

В честь своего 50-летия маэстро впервые исполнил целиком т.н. «Алкогольную сюиту» (она же «Twelve-Step Suite»), в сочинении которой в бытность свою барабанщиком Dream Theater принимал непосредственное участие. А помогли Майку Портному в этой непростой затее его молодые коллеги – британская группа Haken в полном составе и гитарист американской Neal Morse Band Эрик Джиллетт.

 

Никакого «разогрева» (или специальных гостей) в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, не было. Вместо этого публика примерно час томилась в ожидании, а вернее, в радостном предвкушении, созерцая затянутую чёрной тканью гигантскую ударную установку Портного. Наконец зазвучало «с плёнки» тревожное оркестровое интро (саундтрек к фильму А. Хичкока «Психо»), «саван» с барабанов сдёрнули, послышалось знакомое «close your eyes and begin to relax…”, и на сцену вышли семеро добрых молодцев. Все, как на подбор, с модными бородами. Вернее, Майк Портной был при них как Дядька Черномор (или Герцог Синяя Борода), но смотрелся он тоже весьма моложаво, да и поведением «взрослым» не отличался. Наоборот, в разговоре с публикой норовил ввернуть какое-нибудь «красное» словцо, улыбался, вскакивал и даже подпрыгивал за установкой, потрясая то кулаком, то хайером.


Но главное, конечно, была музыка – сразу стало очевидно, что ребята, несмотря на «разовость» проекта, очень серьёзно подошли к разучиванию материала под руководством опытного наставника. И не просто разучили, а сыграли так, что искры летели – думается, именно так выступали на ранних концертах Dream Theater. Конечно, тут на одного Петруччи было целых три гитариста, но всем им было что поиграть. Основные «соляки» выпали на долю Джиллетта, продемонстрировавшего просто феноменальную виртуозность и аутентичную фразировку. Вокальные обязанности, помимо солиста Haken Росса Дженнингса, обладателя яркого полётного тенора, иногда брали на себя Эрик и сам Майк Портной (он спел в «Repentance», частенько исполнял бэки, разговорные вставки, для чего сидевший за барабанной установкой техник поворачивал ему похожий на душевой шланг микрофон). Блестящая игра, потрясающая музыкальность и артистизм, и при этом никакой статичности – радость для меломана, да и для самих исполнителей.

    
    

После нескольких «вступительных» композиций, среди которых особенно внушительно прозвучала «The Mirror» (помню, когда впервые услышала её вживую в исполнении тындинской прог-метал-команды Azazello, вообще не могла поверить, что такое возможно сыграть), настало время сюиты. Масштабные треки из пяти альбомов, образующие в общей сложности 12-частное полотно, наконец прозвучали, как и задумывалось – единым целым, «звенья» которого взаимосвязаны и скреплены репризами и смысловыми ассоциациями.


И вновь удивление и восхищение: почти 50 минут без перерыва, на одном дыхании (и без малейшей неверной ноты): как это им удаётся? Правда, видеоряд, сопровождавший сюиту, иногда наводил на совсем иные мысли, чем те, на которые, вероятно, рассчитывал Майк. Например, вереница бутылок и рюмок на экране вызывала скорее желание «немедленно выпить»: интересно, повлияло ли это на выручку в баре? А бедолаге с бутылью, одиноко бредущему по пустынным ландшафтам, хотелось предложить сырок «Дружба». Но в целом визуальная сторона концерта удачно оттеняла музыкальную и наполняла её новым смыслом. Ведь дело не в каких-то конкретных кадрах, а в том, что и музыка, и видео заставляли нас заглянуть в глубины собственной души, найти там новые точки опоры, перестать бояться собственных страхов и слабости.


После небольшой паузы прозвучали три заключительные композиции – даже не «бис», а ещё одно полноправное отделение. «Home» c её восточными мотивами, мегавиртуозная «Dance Of Eternity» и проникновенная «Finally Free» с бурными раскатами майковских ударных в поистине бесконечной коде – любители «Scenes From A Memory» и вообще «старого доброго» Dream Theater были полностью удовлетворены. Майку дарили розы, не меньше восторгов досталось и его молодым коллегам. А кому-то, говорят, даже удалось сфотографироваться с маэстро… В общем, если возможен идеальный прог-концерт, то это он и был. Даже звук не подкачал, разве что барабаны чуть-чуть выпирали, но на то это и Mike Portnoy’s Shattered Fortress!


Сетлист: Overture 1928, Strange Déjà Vu, The Mirror, Twelve-step Suite: The Glass Prison, This Dying Soul, The Root of All Evil, Repentance, The Shattered Fortress. Бис: Home, The Dance of Eternity, Finally Free.

Елена САВИЦКАЯ
Фото – Катерина Межекова.
Благодарим Анастасию Потапову (Spika Concerts) за аккредитацию на концерт.

Общее впечатление

11 июля 2017 г.
Москва, "GlavClub" (экс-Б1/YotaSpace).
Spika Concerts.

Елена Савицкая

Елена Савицкая