Freak Kitchen: Уроки шведского языка
Ноябрь 11, 2018
Яков Каганцов (107 статей)
Поделиться

Freak Kitchen: Уроки шведского языка

Первый раз шведская группа Freak Kitchen добралась до Москвы полтора года назад. Тогда гитарист и основной вокалист Маттиас Эклунд, барабанщик Бьорн Фриклунд и бас-гитарист Кристер Эртефорс играли целых два дня подряд. Музыканты пообещали вернуться в Россию с новым материалом, над которым на тот момент только-только начали работать.

В сентябре 2018-го девятый студийный альбом Freak Kitchen «Confusion to the Enemy» был издан, а уже в октябре музыканты дали два концерта в нашей стране в его поддержку. Первый – в Петербурге, второй – в Москве.

На разогреве была та же самая группа, что и в первый визит шведов – «Третий Рим». С прошлого раза они значительно прибавили в качестве подачи материала. Звук стал лучше, чётче слышны слова. «Третий Рим» исполняют русскоязычный рок, и, если честно, их творчество весьма далеко от того, что делают шведы. Думается, привилегию открыть концерт Freak Kitchen они получили в силу симпатий организаторов мероприятия, а не в результате убедительной победы в жесткой конкурентной борьбе за данное место. Сыграли «римляне» вполне неплохо, но ни одну из их песен запомнить всё же не удалось.

Freak Kitchen начали свое выступление с композиции «Morons», открывающей новый альбом. И сразу стало ясно, что у Маттиаса Эклунда что-то не так с голосом. Ему было явно тяжело петь. Маттиас вполне прилично проговаривал тексты или выкрикивал их форсированным голосом, но с чистым вокалом ситуация не выровнялась до самого конца концерта. Еще очевиднее эти проблемы становились тогда, когда материал предполагал взаимодействие нескольких голосов, и к пению подключался басист Кристер Эртефорс — чаще всего они звучали вразнобой. Но публику в зале это не расстраивало. Команда играет громко, энергично, значит — играет как надо.

Зал клуба «Live Stars» значительно меньше, чем «Москва-холла», в котором шведы выступили прошлый раз. А вот слушателей, пришедших на концерт, практически столько же. Печально, но факт. Несмотря на то, что Freak Kitchen – настоящая музыкальная экзотика, уникальное и самобытное явление, широкие массы поклонников рока в нашей стране группой пока не заинтересовались. В зале едва ли набралась сотня слушателей. Но каждый из них уж точно оказался здесь не случайно.

Перед исполнением еще одной новой песни «Så Kan Det Gå När Inte Haspen Är På», что, по словам самих музыкантов, в свободном переводе со шведского языка на английский означает «Shit can happen when you forget to lock the door», Маттиас предложил залу помочь с припевом. Для этого требовалось немедленно разучить его. Пока музыкант проговаривал данную фразу по слогам, зал легко следовал за ним и с энтузиазмом повторял причудливые слова и звуки, но задача произнести это «заклинание» слитно и быстро оказалась для зала невыполнимой. «Не беда, — ответил Маттиас, — К следующему концерту научитесь. А пока пусть каждый поёт, кто как может». Про саму песню музыкант сказал, что это панк-рок на шведском языке. Допустим — но тогда это очень прогрессивный панк-рок! Взрывная смесь из сырой энергии панка, замысловатых структур, свойственных прогрессивному металлу, а также весьма непростого и витиеватого гитарного соло.

Кроме упомянутых ранее вещей, из нового альбома прозвучали еще три песни: могучая и тяжелая «Troll», одна из подлинных жемчужин нового альбома, и два номера с вокалом бас-гитариста — «By The Weeping Willow» и «Push Through». Как ни странно, в сет-лист не вошли такие новые треки, как давшая название альбому «Confusion to the Enemy», великолепная «Alone With My Phone» и очень достойный инструментальный трек «Auto».

В целом презентация нового альбома оказалась какой-то не совсем обычной. Группа будто и не сильно горела желанием донести новые композиции до слушателей во всей их красе. Очевидно, новый материал совсем не просто исполнять. В сети есть упоминания о том, что на питерском концерте группа пару раз даже откровенно сбивалась, «вылетала», останавливалась и начинала играть вещи заново. В Москве подобных казусов не случилось, но чувствовалось, что новый материал еще не доведен до требуемого блеска, он еще не «сел в руки». Так что шведы сделали ставку на репертуар, проверенный временем, – «Propaganda Pie», «Nobody’s Laughing», «Porno Daddy», «Speak When Spoken To», «Freak of the Week», «Professional Help». Это горячие и лихие вещи, которые слушатели хорошо знают и искренне любят.

На бис Freak Kitchen исполнили песни «My New Haircut» и «Walls of Stupidity». И в ту же минуту, как они закончили играть, в зале зажегся свет и заиграла дежурная фонограмма. Слушатели дружно потянулись к гардеробу, а музыканты принялись собирать свои инструменты и сматывать шнуры, успевая при этом дружелюбно общаться с теми, кто остался в клубе.

Если вы видели группу на пике её формы, то всё, что не дотягивает до ранее обозначенной самими музыкантами высоты, будет вызывать резонные вопросы. Что с командой сегодня не так? Музыканты устали? Мало репетировали? Они чем-то расстроены? C ними что-то произошло? Нынешнее выступление Freak Kitchen в Москве заметно уступает двум предыдущим. Да и с новым материалом команда обошлась не слишком-то гуманно и учтиво. Остается надеяться, что лучшие из новых песен с альбома «Confusion to the Enemy» группа сыграет в свой следующий приезд, и сделает это убедительно и ярко.

Яков КАГАНЦОВ


Freak Kitchen: Неповторимость момента

Шведское метал-трио Freak Kitchen под руководством гитариста-виртуоза Маттиаса Эклунда в прошлом году отметило 25-летие, а до Москвы музыканты добрались всего лишь во второй раз в своей истории. И счастье, что добрались! Концерты в Санкт-Петербурге и Москве открывали тур в поддержку вышедшего в сентябре девятого альбома группы “Confusion To The Enemy”.

Его материал уверенно подтвердил, что “Freak Kitchen” – уникальное явление в музыкальном мире. Ведь кому ещё так мастерски удается сочетать индийские ритмы, хэви-метал, джаз, латину, поп и много-много юмора? На концерте в небольшом московском клубе «LiveStars» всего этого было предостаточно. А ещё были горящие глаза фанатов и радость воочию увидеть любимую группу.

Среди поклонников Маттиаса и его товарищей преобладают люди, ценящие настоящую энергию живых концертов в сочетании с виртуозностью игры на гитаре. Неслучайно в зале было много гитаристов, в том числе Олег Изотов и Елена Сигалова. Были даже ученики его ежегодного гитарного лагеря! А то, что зрителей оказалось меньше двух сотен — совсем не на такой результат надеялись организаторы — сделало событие ещё более исключительным. Хотя от грустных мыслей о посещаемости концертов удержаться трудно. Музыка Freak Kitchen вопиюще недооценена, а ведь в ней есть всё, чтобы собирать большие залы… но, к сожалению, не в России. Драйв и угар, запоминающиеся мелодии плюс сложные гитарные соло и цепляющие тексты, которые повествуют как о глобальных проблемах, так и о муках чувств – казалось бы, что еще нужно… Хорошо, что хотя бы мы там были!
Кстати, саму группу размер аудитории не сильно смущает. Музыканты дорожат своей самостоятельностью и не хотят продаваться крупным агентствам. При этом выкладываются на сцене на тысячу процентов независимо от того, сколько публики перед ней.

Перед турне на своих страничках в соцсетях Freak Kitchen принимали пожелания по сет-листу. Фэны требовали не только новый материал, но и много песен, редко или совсем не звучавших на концертах. Так, например, в сетлисте появилась ироничная и заряженная юношеским рокерским угаром композиция “Raw” с альбома «Appetizer» (1994), за текст которой Маттиас даже извинялся перед залом. Дескать, по молодости сочинил, что было, о том и пел. Для тех, кто пропустил, можно ознакомиться с клипом на Youtube – сейчас он смотрится как визуальный сувенир давно минувших лет. Ничего вопиющего в клипе (да и в тексте) не содержится, мы все были (и до сих пор) молоды, просто сейчас Маттиаса явно волнуют более сложные материи. Ещё из редко исполняемого материала было неожиданно приятно услышать на бис “Walls of Stupidity” с альбома “Spanking Hour” (1996).

Жаль, что исполнить все песни с нового альбома было невозможно, хотя бы технически. Например, в инструментальной композиции “Auto”, звучит хлопанье дверей, щелканье ремней, постукивание пальцев по рулю, ускоренное раз в 16 — всё это записано в машине Маттиаса, — вживую такое точно не исполнить. И всё же примерно половина альбома была сыграна. Среди этих пять песен и абсолютный хит «Troll», наглядно демонстрирующий сочетание почти поп-роковых припевов с хэви-металлическими риффами и сложными соло.

Да, пока еще новый материал не до конца «лег в руки» музыкантам, им самим есть к чему придраться. А зрителям – надо ли? За этим ли мы пришли? Удивительная ценность любого концерта как жизненного момента состоит именно в том, что он неповторим. Банально, но факт: такого больше не будет. А это же так прекрасно — видеть на сцене не запрограммированных роботов (а их, к сожалению, предостаточно), а живых людей, которые любят свою музыку и стремятся ее сыграть каждый раз как можно лучше. Именно в этот момент человек может ощутить, что он – живой!

Зачем мы вообще ходим на живые концерты? Прежде всего — за энергией! Конечно, есть люди, которые ждут полного воссоздания в зале “того самого” звучания, как на заслушанной до шипения пластинке. Это может быть актуально для отдельных музыкальных жанров, но совсем не для металла. Такие концерты – мощнейшая чистка от негативных эмоций! Мы приходим туда, прежде всего, чтобы с нас сдуло офисную пыль, повседневные заботы и всю рутину. И чем больше мы отрываемся от суеты, тем круче концерт, полнее наши впечатления и, между прочим, сильнее психологический лечебный эффект. Да-да, именно потому не надо лениться ходить на концерты! Мы чувствуем ни с чем не сравнимый приток свежей энергии от музыкантов и несем ее в нашу собственную жизнь, чтобы, возможно, так же подействовать кого-то ещё и передать это вдохновение по цепочке. Музыканты отдают нам себя: их страсть, их музыка помогает подзарядить наши батарейки, чтобы делать то, что мы любим. И спасибо Freak Kitchen за эту инъекцию вдохновения!

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим агентство «Cheese Pro» за аккредитацию.

Общее впечатление

20 октября 2018 г.
Москва, клуб Live Stars
Cheese Pro

Яков Каганцов

Яков Каганцов