Sabaton / Avatar: Для тех, кто в танке
Март 18, 2020
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Sabaton / Avatar: Для тех, кто в танке

Многое начинаешь по-настоящему ценить, только когда они начинают ускользать из рук. Ещё помнятся те времена, когда приезды западных рок-артистов происходили два-три раза в год, и каждое становилось событием, достойным стадиона. Потом мы как-то попривыкли, да и, признаться, аудитории помельчали – собрать десятки тысяч человек способны лишь несколько артистов мирового уровня, остальные играют по клубам, да так часто, что нет и недели без какого-нибудь звёздного «привоза», а то и нескольких.

Шведы Sabaton – пример артистов относительно новых, весьма традиционных по жанру, но уже достигших стадионного калибра. Как так получилось, другой вопрос, важно то, что огромные, в 17 городов, гастроли «Сабатона» по России пришлись на момент появления эпидемии коронавируса в Европе. Когда они начинали во Владивостоке, звучали ещё только робкие опасения, когда доехали до Москвы и Петербурга, цифры распространения эпидемии стали пугающими, и почти все страны уже приняли решения об отмене массовых мероприятий выше определённого порога посещаемости. И тут «звёздность» группы могла сыграть ей в минус – концерт-то ожидался по-настоящему масштабный, его даже перенесли из клуба «Stadium Live» в стадион, таков был ажиотаж! Каким образом организаторам удалось убедить столичные власти не отменять концерт – не будем гадать. Главное, что это удалось. И не факт, что риски проведения такого шоу выше, чем его отмены. Так вот, наблюдая из дальней трибуны полный танцпартер и почти занятые трибуны (не считая самых верхних, куда билеты не продавались), испытываешь щемящее чувство чего-то уходящего, и кто знает, надолго ли, и когда мы снова сможем помахать вместе зажигалками (то есть, простите, мобилками), покричать тексты песен и потрясти башками в слэме. Но вот пока мы все здесь, и кажется, что ничего не изменилось – разве что в публике то и дело попадаются лица в медицинских масках. Некоторые из них заляпаны фальшивой кровью – это не признак чего-то опасного, а флешмоб к одной из песен Sabaton.

«Это самое большое шведское вторжение в Россию за 400 лет!» – говорит Йоханнес Эккерстрём, вокалист группы Avatar, долговязый субъект в старомодном костюме и шляпе, чем-то напоминающий Пугало из известного мультфильма, или, допустим, некий сценический гибрид Горшка и Вилли Вонки. Это соотечественники Sabaton, играющие на разогреве… ну, скорее всего, из некоей шведской солидарности, потому что стилистически общего мало. Начали они вовсе с среднестатистического модерн-метала с гроул-вокалом, в котором любопытного было разве что наблюдать, как двое гитаристов и басист синхронно крутят «мельницу» хайрами – позабытое искусство… Потом через этот грохот стали прорезаться некие черты индивидуальности – то готик-роковый вокал а-ля Элдритч, то экзальтированный скрим, то гитарные риффы в духе рокабилли, то целое вступление в а-ля кабаре. «Аватар, аватар…» – донеслось откуда-то скандирование толпы. И странное дело, публика при этом была совершенно спокойна. Может, это было в записи? Хотя ближе к концу концерта зал всё-таки разошёлся и поддерживал шведов, но и вещи, которые они играли, стали разнообразнее, не лишённые некоторого даже мелодизма. «We’re Avatar, and we’ll f**king kill you! And you’ll f**king like it!» – из этого конферанса можно понять, что идейно-образная сфера у группы отличается некоторой лапидарностью. А все межпесенные разговоры представляют собой заученные «подводки» к следующим композициям. «Неважно, что про нас говорят, что мы выглядим, как фрик-шоу, и звучим, как фрик-шоу»… Это был комментарий перед песней «Smells like a Freak Show» – одной из программных вещей для группы. И всё хорошо – но недостаточно разыгрывать на сцене фрика (психа, чудака, как угодно), нужно им хотя бы немного быть! А эти герои какие-то слишком правильные…

Сет-лист Avatar: Hail the Apocalypse, Paint Me Red, Let It Burn, King’s Harvest, The Eagle Has Landed, Bloody Angel, Get in Line, Smells Like a Freakshow.

«Stay well, wash your hands and we’ll be back!» – попрощался фронтмен Avatar с публикой, и это был единственный намёк на главную тему внешнего мира в этот вечер. А на сцене поднялся занавес и за ним началась получасовая работа техников по смене декораций в сопровождении инструментальных версий треков с «The Great War», изредка доносились возвышенные голоса техников: «Это микрофон Йоакима! А это микрофон Пэра! А это…» Зал гудел в ожидании – кто-то в ближних рядах размахивал сине-жёлтым флагом Швеции, чуть дальше кто-то, сидя на плечах у товарища, растянул на руках флаг Победы – если кто не знает, он красный, с серпом и молотом – знамя дивизии, которая штурмовала рейхстаг. Наконец, финальная «In Flanders Fields» зазвучала всё громче, громче и… перешла во вступление к новому альбому, а затем занавес упал и…

…тут вышли они. Или нет – тут вышли Они! Тоже не то… Лучше так: ТАНК! Огромный, зелёный, почти настоящий, с длинным дулом и с барабанной установкой на самом верху. Сдержали-таки шведы своё слово! В принципе, уже этого танка было бы достаточно, чтобы шоу состоялось, а кроме танка, ещё были укрепления из мешков с песком по бокам сцены, огненные «пыхалки» перед ней и по бокам, фейерверки сверху… Вспоминается концерт лет шесть назад, когда Sabaton играли на разогреве у Iron Maiden, теснились на авансцене, без декораций, без ничего, а теперь – шоу на уровне «мэйденовского»! Нет, до «Кисс» с их полётами над стадионом и рыганием кровью пока далеко, но и свои изюминки имеются. На «Attack of the Dead Men» Йоаким Броден переоделся в защитный костюм, за спиной у него был ранец, в руках – шланг, из шланга шёл дым, которым он щедро «поливал» передние ряды. (Этакий современный вариант чумного доктора.) Эта вещь посвящёна «атаке мертвецов», известному подвигу русских солдат во время химической атаки в Первой мировой, про него даже «Ария» пела, и флешмоб с кровавыми масками как раз к ней… А основной вокал – и это был русский перевод текста – взял на себя некий наш соотечественник, которого Броден назвал Тапком. Да-да, именно так: Тапок, лидер проекта Radio Tapok, исполняющего русскоязычные каверы всего, что душа пожелает. Говорят, популярная личность сейчас…

Ещё один примечательный номер – «Red Baron», про лётчика-аса Первой мировой – для неё под затемнение в краткую межпесенную паузу успели выкатить… самолёт-этажерку с красными крыльями, в котором скрывался хаммонд-орган! Сперва Йоаким сам показал на нём класс (он учился в детстве игре именно на хаммонде) – исполнил интро к «Thunderstruck» AC/DC, кусочек гимна СССР и что-то из «Сабатона», а затем подошёл тот самый персонаж-лётчик (кто бы это мог быть…) и сыграл вживую партии в этой вещи, изрядно смахивающей на «Easy Livin'» Uriah Heep. А в передних рядах начался новый флешмоб – на сцену полетели бумажные самолётики. Броден с удовольствием запускал их обратно в зал. С последними звуками песни на сцене опять наступило затемнение, и хаммонд так же молниеносно укатили за кулисы.

Сюрпризов было ещё много. «Never trust a drummer», – говорит Броден, держа на плечах миномёт, и разряжает его в барабанщика фейерверком. Снова затемнение, и звучит следующая вещь – значит, никто не пострадал. Кто-то из гитаристов на лету хватает банку пива, вручает её певцу. Тот объявляет пари: мол, успеет выпит, пока звучит интро. Успевает! А в финале Йоаким ловит из зала плюшевую шапку с рогами. По сет-листу должна быть «Swedish Pagans», но… Вместо неё товарищи играют «We’re Not Gonna Take It» Twisted Sister, Броден сперва поёт несколько строчек, но всё-таки бросает.
«I told you before you’re a f**king zasranets!» – за десяток российских концертов Броден явно расширил свой словарь, и у тех, кто его расширял, хороший вкус.

«Мне нечего сейчас сказать, и это так редко бывает… – произнёс растроганный певец в финале. – Сегодня на сцене столько улыбок, сколько давно уже не было. Спасибо вам!» Он выносит из-за кулис российский флаг, машет им перед публикой, остальные кидают в зал медиаторы, бумажки с сетлистом, а из-под купола стадиона сыплется то, что с трибун кажется конфетти. На самом деле это довольно крупные карточки – иллюстрации к песням с «The Great War». Их несколько разных, и после концерта фэны в соцсетях искали, кто что ухватил, чтобы пополнить коллекцию.

Sabaton на нынешнем их витке карьеры – идеальная стадионная группа. Доходчивые песни, не требующие особой разборчивости звука (а он был для такого большого зала вполне хорош, пусть и громковат), повторяющиеся рефрены, которые можно кричать всей толпой, броский имидж, который заметен даже издалека, наконец, сценическое шоу на основе яркой и неуклонно выдерживаемой все эти годы концепции. Ни шагу в сторону, никаких баллад или «прогрессивностей»! Казалось бы, странно, что группа, выступающая в крайне консервативном жанре, соперничает по известности со звёздами модерн-метала или там рэпа. Но когда дело доходит до таких масштабов, одним жанром не обойтись, нужно стать чем-то большим; и речь идёт уже о группе как явлении, как стиле жизни и системе взглядов на вещи. Из своей изначально узкой тру-хэви-металлической ниши Sabaton удалось дотянуться и до тех, кто увлечён военной историей, и до игроманов, гоняющих свои танчики по полям виртуальных сражений, а уж в нашей стране, где детей наряжают в гимнастёрки чуть ли не с детского сада, а на крупнейшем рок-фестивале «Нашествие» на отдельной площадке «выступают» пушки и танки, эта музыка попадает в самую точку. Воспринимая её на стадионе, в центре огромной толпы, чувствуешь, как на параде, это воодушевление, жар фейерверков, вливаешься в «огромные массы масс», готовые по первому приказу ринуться куда-то в Верден или Галлиполи.

Хотя именно сейчас в музыке Sabaton происходит важный поворот. От восторга перед грандиозностью сражений, от возвеличивания подвигов героев они переходят к пониманию того, что любая война – это боль, трагедия маленького человека, который попал на линию фронта, или который ждёт известий о своих близких в тылу. Альбом «The Great War» прежде всего об этом. Не о бароне фон Рихтгофене или о Лоуренсе Аравийском, а обо всех, кто погиб в войне, и о красных маках, расцветающих на полях Фландрии. «What’s so f**king great about it?» – написано на обратной стороне туровой футболки «The Great War».

…И если это был и не очень разумный, то прекрасный способ попрощаться с эпохой таких масштабных стадионных концертов. Вернутся ли все они летом? Или это и правда «the end of the world as we know it»? Увидим…

Сет-лист Sabaton: Ghost Division, Great War, The Attack of the Dead Men (с участием Radio Tapok), Seven Pillars of Wisdom, The Lost Battalion, The Red Baron, The Last Stand, Panzerkampf, Night Witches, Attero Dominatus, Fields of Verdun, The Price of a Mile, The Lion From the North, Carolus Rex. Бис: Primo Victoria, Bismarck, Swedish Pagans, To Hell and Back.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Анна Орлова.
Благодарим Марину Шильникову (Spika Concerts) за организацию концерта.

Фотографии с концерта:

Или https://vk.com/album-2548741_271377200

Общее впечатление

13 марта 2020 г.
Москва, ДС "Мегаспорт"
Spika Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер