Рок-оперный бум: От Монсегюра до Ксентарона
Январь 13, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Рок-оперный бум: От Монсегюра до Ксентарона

Не иначе как звёзды повлияли, вызвав у рокеров с разных уголков планеты массовое помешательство на крупных формах. И в прошлом, и в нынешнем году новые рок-оперы сыпались как из рога изобилия. Поэтому мы решили собрать все рецензии по теме в один большой «рок-оперный» обзор.

 Конечно, мы понимаем, что в отличие от классической оперы, имеющей свои жёсткие каноны соединения музыки, сценографии и слова, рок-оперы, как правило, просто рассказывают истории в виде песен. С наличием, разумеется, внутренней драматургии, развёртывающейся в этих историях. И, конечно, нет такого рок-музыканта, который не мечтал бы видеть свою оперу поставленной на сцене.
Вспомним, что «Jesus Christ Superstar» была воплощена на сцене лишь через год после выхода аудиоверсии, а одно из произведений Арьена Лукассена ждало своего «театрального часа» больше десяти лет. Да и «Эльфийская рукопись» московской группы «Эпидемия» была представлена в театрализованном виде далеко не сразу. И, кто знает, возможно, перечисленные ниже творения тоже когда-нибудь дождутся своих постановок.

Маргарита Белая «Дом на границе Рая»
(2017, самиздат)

Эта работа – не первый CD-релиз писателя и поэта из Москвы. Её дебют, «Дверь для Принца», вышел в 2014 году. Это саундтрек к спектаклю «Dверь. Rock’n’Roll мистерия», поставленному в столичном театре «АпАРТе», где Белая в тот момент заведовала литературной частью. На самом представлении нашей редакции недавно удалось побывать, а рецензия на «Дверь для Принца» была опубликована ещё в InRock #68. «Дом на границе Рая», как и его альбом-предшественник, представляет собой песенную часть музыкального спектакля. Спектр затрагиваемых в нём чувств и эмоций более широк, чем перипетии жизненного пути рок-музыканта, главного героя «Двери для Принца». Посвящён альбом, по признанию самой Маргариты Белой, самому главному – человеческим отношениям. Он – о дружбе, любви, понимании и доверии. И также – о непонимании, от которого плохо не только нам самим, но и всей нашей планете. И ещё – о надежде, что всё будет хорошо, если мы вместе. В этом смысловой стержень произведения. Исполнили его, как и материал предыдущего альбома, около трёх десятков музыкантов, большинство которых – жители латвийского города Лиепая, где Маргарита Белая, по её признанию, «отдыхает душой». Авторы музыки – тоже в основном латвийские рокеры. Такое вот международное сотрудничество. «Дом на границе Рая» – это софт-рок, перекликающийся с музыкой тех ВИА 70-х, которые, невзирая на жёсткую цензуру, ходили по лезвию, экспериментируя с арт-роком и блюзом. Можно ли назвать это ретро-роком? Не уверен. «Дом…» – скорее современная история, рассказанная языком хорошей музыки, сопровождаемой не менее хорошей поэзией, вдохновлённой, свою очередь, вышеозначенными временами.

Aldaria «Land of Light»
(2017, Pride&Joy Music/»Фоно»)

Следующий релиз, о котором пойдёт речь, вышел на лейбле «Pride&Joy Music» 24 марта прошлого года, а летом издан в России по лицензии издательством «Фоно». Это метал-опера «Land Of Light», созданная норвежским гитаристом Фроде Ховдом. Действие её разворачивается в 1241 году нашей эры, и посвящена она Стране Света, в которой хранится ключ к раю, и которую Светоносцы должны защищать от зла. Всё это, конечно, увлекательно, но уж больно напоминает «Авантазию». Втыкаем диск в проигрыватель, и в первом же номере в припеве слышим «Reach Out For the Light», похожий рифф… Это даже на дежа вю не похоже! Но все учатся, заимствуя у предшественников. Лишь бы чему научились.
Единственным достоинством «Aldaria» можно назвать её звучание, спасибо Роланду Грапову за сведение и Якобу Хансену за мастеринг. В остальном это довольно однообразное полотно, которое длится один час и его не спасает участие вокалистов «от мала до велика». Среди «звёзд» – Фабио Лионе (Angra, экс-Rhapsody of Fire), Рик Альтци (Masterplan, Herman Frank, At Vance), Матиас Блад (Falconer), Тодд Майкл Холл (Riot V, Jack Starr’s Burning Star) и Янис Пападопулос (Beast In Black). Из тех, кто широко известен ещё более узким кругам – Кристофер Гёбель (экс-Falconer), ещё один метал-композитор, создавший в 2015 свою оперу «Valley Of Doom» Мариус Даниэльсен (Marius Danielsen’s), и некто Pellek (экс-Damnation Angels), норвежский парень с уникальной творческой биографией: с 2010 года он выпустил почти 50 релизов, более 30 из них – сборники каверов и компиляции. К сожалению, релиз это «созведие» не спасает. Самая заштампованная, предсказуемая и скучная работа из всего обзора.

Forces United «Мавзолей»
(2017, самиздат)

Иное дело – вышедший 7 ноября 2017 года, аккурат к столетию Октябрьской революции, альбом «Мавзолей» творческой лаборатории Forces United. Это остросюжетное трагикомическое повествование о любви на фоне смерти, без хэппи-энда, но финал несёт в себе свет. Могло ли быть иначе у Кирилла Немоляева! Литературно идею ему помогли развить Владислав и Николай Тарасовы, а музыкально воплощала её вся российская часть «лаборатории». На CD альбом был выпущен ограниченным тиражом для тех, кто профинансировал запись через сайт planeta.ru. Был среди «краудфандеров» и автор обзора.
Частями рок-оперы стали уже опубликованные композиции Forces United с переработанными русскоязычными текстами. В новом контексте они звучат совершенно иначе и слушаются на одном дыхании. Среди вокалистов особо стоит выделить двоих: «выдернутого» из небытия Владимира Петрелли (Генерал), не певшего с 90-х, после того как распалась забытая ныне группа «Арматура», и Анну Среду (Aella) – по убедительному исполнению роли Агента спецслужб слышно, насколько прогрессирует её исполнительское мастерство. Остальные – просто на высоте. Стоит ли говорить о безукоризненности и артистизме Петра Елфимова или Евгения Егорова?.. Или… далее можно привести полный список участников данного великолепного проекта.

Династия Посвящённых «Окситания»
(2018, «СД-Максимум»)

Содружество поэта Маргариты Пушкиной и композитора Сергея Скрипникова в проекте «Династия Посвящённых» породило на свет Божий оперу «Окситания». Двухчасовое произведение в трёх действиях получилось впечатляющим, монументальным и ярким. Закрытое прослушивание для акционеров, участников и прессы состоялось 10 декабря 2017 года в театре Александра Градского, оснащённого оптимальной для этого аппаратурой. И хотя на сцене не было ничего, кроме видеоряда, воображение рисовало происходящее в действиях оперы. Начинаясь как сказка о Каркассоне, сюжет перерастает в историческую картину о резне, устроенной в этом городе крестоносцами. Третье действие описывает падение крепости Монсегюр, последнего оплота катаров (еретиков-христиан в средневековой Франции). Мастерство поэта состоит в том, чтобы не просто увлечь историей читателей, но и приблизить, сделать актуальными для нас другие времена. Пушкина в этом совершенно убедительна. Так, что фэн-сообщество в соцсетях потом бурно обсуждало тексты, разбирая их по косточкам. Слушая «Окситанию», представляешь образы словно ожившими на экране, а по звуковой насыщенности опера вызвала ассоциации с альбомами Бето Васкеса. Но всё же концепции аргентинца при всей их продуманности проигрывают творению Пушкиной и Скрипникова. Здесь «звёздные» вокалисты действительно воплощают своих персонажей. Интересные подробности о работе над «Окситанией» и нюансах оперы нам рассказала сама Маргарита Анатольевна – ждите интервью в следующем номере «InRock» (оно также выходило в радиоварианте в передаче «День Тяжёлый на Своём Радио» 7 и 21 мая).

Kreolis «Театр вампиров»
(2018, «Фоно»)

Релиз «Окситании» состоялся 22 января, а днём позже на «Фоно» вышел любопытный двойной CD с метал-оперой «Театр вампиров» столичной группой Kreolis. Это – дебют команды. И дебют смелый. На обложке значится, что опера создана по мотивам романа Энн Райс «Интервью с вампиром». Авторы немного лукавят: сюжет опирается не столько на первоисточник, сколько на его культовую экранизацию Нила Джордана. Межпесенные вставки, как правило, диалоги героев, повторяют «в копейку» то, что говорят персонажи фильма в русской дублированной версии. Помимо штатных участников Kreolis в опере задействованы музыканты Elise Cries, «Витамин Р», Music Way, StormLand, Cube, VoxCor, Mercytron, Tonlist Stjornur, Miami Bitch, Beware Of The Bear, Spiritale и Woodscream. До знакомства с альбомом я не слышал ни одного из этих названий, кроме Woodscream. Лидер Kreolis, певец и инструменталист Евгений Киселёв написал тексты и музыку, он же исполнил роль Луи, которого в кино сыграл Брэд Питт. В целом получилось хорошо, с поправкой «для начала». При нескольких прослушиваниях становится ясно, что при всём азарте и певческом таланте участников их актёрское мастерство немного «проседает». Зато «Театр вампиров» не наскучивает – это явный плюс.

Колизей «Два диска»
(2018, MP-Group)

Не прошло и недели, как 29 января в сети опубликовала свою рок-оперу «Два диска» группа «Колизей». Как и у Kreolis, история здесь – вампирская, только опирается она не на роман, а святочный рассказ, придуманный гитаристом «Колизея» Романом Валерьевым. На нём бы я немного заострил внимание. История начинается с визита главной героини Эвы в таинственный музыкальный магазин. Её отправляет туда бойфренд, музыкальный обозреватель по прозвищу Бодлер. Ассортимент магазина кажется ей странным, а ещё страннее оказывается товар, который предложил продавец: два компакта, один из которых при прослушивании превращает людей в вампиров, другой – наоборот. Отличная идея для времени, когда пресыщенный слушатель уже не радуется просто таинству и красоте музыкального искусства, когда некоторым надо чего-то ещё. Эта пара CD оказывается на новогодней вечеринке у светской львицы Мамзель, и «что-то пошло не так»: один из гостей «не вернулся с той стороны» и ушёл в город, где и развернулись последующие, отнюдь не бескровные, события.
Как и у Kreolis, у «Колизея» есть межпесенные диалоги, помогающие понять суть происходящего. По форме «Два диска» – скорее метал-мюзикл. Каждый персонаж его прописан чётко и внятно. Музыканты явно играют в лиге повыше: из инструменталистов задействованы барабанщик Дмитрий Ковалёв (его послужной список уступает только Андрею Ищенко), басист Иван Изотов (Tantal, экс-«Эпидемия»), гитарист-виртуоз Максим Перепёлкин (экс-«Сад Грёз»), скрипачка и флейтистка Анастасия Гусева (Woodscream). Среди певцов – Пётр Елфимов, Инна Горячая (экс-«Край Сна»), Юлиана Савченко («Андем»), Алексей Булгаков («Легион») и даже Кирилл Немоляев. Удивительно, как в такой компании не оказался экс-вокалист «Колизея» Евгений Егоров!
А что касается музыкальной составляющей, то пройдя через пауэр-метал и «модерновую» агрессивность, «Колизей» сейчас играет в большей степени мелодик-рок, чем пауэр-метал, и это неплохо – команда не стоит на месте.

Эпидемия «Легенда Ксентарона»
(2018, Эпидемия)

Московские пауэр-металлисты «Эпидемия» в таком статусе, что если они запишут на альбоме простой набор песен, фэны этого просто не поймут. Вспомним «Дорогу домой» (2010): явные хиты, прекрасная игра, «фирменное» сведение, но поклонники остались к этой работе холодны. Другое дело новый диск, вышедший 8 февраля. Это приквел к «Эльфийской рукописи», едва ли не первой метал-опере, созданной в России. На сей раз в роли Гилтиаса Евгений Егоров, Скай – Кирилл Немоляев, Делвиет, впоследствии ставший Деймосом – Дмитрий Борисенков, Нариэль – Наталия О’Шей, Экстера – Дария Ставрович, Страж Времени – Иван Ожогин, Волшебник – Алексей Горшенёв, Стела – Елена Минина, Ботар-Эль – Пётр Елфимов. И с драматизмом, и с артистизмом здесь полный порядок. «Эпидемия» держит планку качества на стабильном уровне. Композиторская работа Юрия Мелисова, Дмитрия Процко и Ильи Мамонтова – просто на высоте. «Легенда Ксентарона» – тому чёткое подтверждение.

Therion «Beloved Antichrist»
(2018, Nuclear Blast/»Союз Music»)

Если в основном я затрагиваю оперы скорее локального масштаба, то следующий проект, вышедший 9 февраля – явление международное. Это «тройник» шведской команды Therion, оперные амбиции свойственны которой ещё с 90-х. На сей раз лидер шведов Кристофер Йонссон решил создать монументальное полотно по всем классическим (без приставки «метал») канонам жанра. Источником вдохновения стала «Краткая повесть об Антихристе», фрагмент произведения Владимира Соловьёва «Три разговора», основательно переработанная. Кристофер совместно с автором текстов Пером Альбинссоном оставил от оригинальной сказки-притчи русского мыслителя только общую идею, зато добавил множество персонажей, в первоисточнике отсутствовавших. Это, в частности, женщины, благодаря чему возникло несколько лирико-драматических коллизий, изрядно украсивших действие. Тем не менее, для большинства фэнов Therion «Beloved Antichrist» остался непонятым. Они посчитали трёхчасовое творение Йонссона сотоварищи «долгим и нудным». Встану на защиту: бэндлидер смог реализовать здесь свои амбиции как оперный композитор. Хотя сам он считает своё детище мюзиклом, это самая что ни на есть академическая работа, рассказанная при помощи метал-бэнда. Есть, конечно, нарекания. Например, синтезаторность «симфонизмов». Хоры же, арии, дуэты, терцеты и квартеты достойны аплодисментов. Кстати, «русский след» в «Beloved Antichrist» не исчерпывается именем вдохновителя. Есть русские мотивы или вариации на русские народные темы. Более того, хор, задействованный в записи, состоит из русских имён и фамилий. А сюжет, разросшийся из соловьёвского небольшого первоисточника до эпического полотна, достоин того, чтобы обнажить голову перед его интерпретатором! Отечественному издателю («Союз Мьюзик») спасибо за то, что в русском издании диски не укладываются в кармашки из чёрного картона, а насаживаются на треи, что не даёт им оцарапаться при извлечении.

Альбион «Исход Нолдоров»
(2018, Metalism Records)

22 февраля лейбл Metalism Records издал метал-оперу «Исход Нолдоров», идею которой основатель пермской группы «Альбион», гитарист, композитор и аранжировщик Александр Байков вынашивал пятнадцать лет. Пять лет назад на том же Metalism команда выпустила ЕР, ставший предвестником данной работы, а основной релиз откладывался бессчётное количество раз. «Проседает» «Исход Нолдоров» лишь в том, что большинство вокалистов-участников слишком похожи. Исключение – мультиинструменталист под псевдонимом Del Tremens, исполнивший гроулом партии Мелькора. Упомянем неплохие в целом хоровые аранжировки и их грамотное воплощение. Большинство остальных голосов (за вычетом женских) явно находятся под влиянием «Арии»: стоит закрыть глаза, как перед внутренним взором встают то Михаил Житняков, то Валерий Кипелов. Поначалу это раздражает, затем сказочное действо увлекает и с лихвой компенсирует «инструментарий». Сюжет метал-оперы, как несложно догадаться, позаимствован у Джона Рональда Руэла Толкина, но чтобы понять, как и почему эльфы покинули Валинор, не надо штудировать «Сильмариллион» – достаточно прочитать либретто в буклете. Все номера «Исхода Нолдоров» выдержаны в хэви-пауэр-ключе в диапазоне от Helloween до Freedom Call, и «по касательной» – от Paradox до Edguy. Однако финал оперы получился крайне спорным. Баллада-исповедь «Клятва», исполняемая Феанором (Артемием Некрасовым, с 2016 года штатным вокалистом «Альбиона»), скатывается едва ли не в блатняк. Таков же и бонус-трек «О тебе», вокальную партию которого пропел Байков. Творцам хотелось нежности, а получилось – «извините за выражение«…

Power Tale «Семь подземных королей»
(2018, SoundAge)

И последний релиз обзора – альбом «Семь подземных королей» харьковчан Power Tale, выпущенный 26 марта лейблом SoundAge. Пару лет назад команда дебютировала с полноценной метал-оперой «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Новый альбом позиционируется как полноформатник, однако по содержанию похож на ЕР. Длится он меньше 40 минут, пара вещей на нём в двух версиях («Турниры» и кавер «S.O.S.» группы «Мастер»). Таким образом, остаётся шесть новых авторских номеров, которые в сумме длятся меньше получаса.
Несложно догадаться, что Power Tale вдохновляются произведениями Александра Волкова из цикла «Волшебник Изумрудного города». Но вдохновляются – не значит всецело ему следуют. Если история об Урфине Джюсе является адаптацией повести, пересказанной пауэр-металлическим языком, то здесь мы слышим несколько разрозненных эпизодов, отсылающих не только к «Семи подземным королям», но и к другим частям волковской саги. В «почти заглавной» песне «Семь Королей» речь идёт будто не о сказочных правителях Страны Подземных рудокопов, а о современных чиновниках, что каждый день в новостях. Боевик хорош, но ещё лучше песня «Злая», дуэт Стеллы и Бастинды (Вероники Барбуцкой и Валерии Полищук), а также ария Железного дровосека «Я и Ты» в исполнении (куда ж без него!?) Петра Елфимова. В целом «Семь подземных королей» слушается как альбом-передышка. В настоящее время Power Tale ведут краудфандинговую кампанию на «Планете» по сбору средств на создание «Огненного бога Марранов». Но это будет уже другая история.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Опубликовано в «ИнРоке» №84/2018.

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев