Roz Vitalis и OT&DO: Монументы и зарисовки
Август 22, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Roz Vitalis и OT&DO: Монументы и зарисовки

Вечернее наблюдение. Ехал в клуб на метро с двумя пересадками. На станциях, где приходилось их делать, бросались в глаза полицейские наряды. В каждом – трое с касками, только не на головах, а в руках. Как это связано с концертом, о котором пойдёт речь ниже? В общем, никак, но мне, неисправимому романтику и мечтателю, очень бы хотелось дожить до таких пор, когда представители власти дежурили бы и наводили порядок по случаю наплыва публики на таких концертах. Доживём мы до такого или нет?.. Трудно прогнозировать. Однако до фьюжн-пати питерского десанта в легендарном клубе Алексея Козлова дожили.

Незадолго до этого участники действа мандражировали по поводу посещаемости концерта. Всё-таки вечер понедельника. Однако опасения оказались напрасны. Народ занял более половины столиков. К своему сожалению, в клубе после его переезда на Маросейку автору этих строк бывать не приходилось. Нынешнее помещение немного больше напоминает кабак, чем то, что было в «Олимпийском», но, спасибо музыкантам: они быстро развеяли это наваждение.

Открыли программу вечера OT&DO. Это был их дебют в столице. Неплохо для начала! Впрочем, учитывая сценический опыт и мышление, помноженное на профессионализм, музыканты достойны такой площадки. На первой композиции чувствовалось лёгкое волнение, но тёплый приём и заслуженные аплодисменты прибавили парням уверенности на сцене. Вышли они втроём и первые семь номеров отыграли в таком составе: клавишник и бэндлидер Сергей Горчанинов, басист Станислав Рыбинский и ударник Анвар Баисламов. Первой была «Соната», от которой в воздухе повеяло Аланом Парсонсом. За ней – экзистенциальный и по-питерски холодный «Отсчёт». На третьем номере, «Можно» авторства Рыбинского, Горчанинов сел за концертный рояль, оказавшись к залу боком (до этого он был за синтезаторами), однако ближе к развязке Сергей вернулся за электронные клавиши. Вещь «Цирк сгорел» бэндлидер OT&DO представил как любимую композицию Ивана Розмаинского. В ней отличился барабанщик, выдав дроби, достойные Билла Бруфорда. Боссановообразная «Реприза» во второй части перешла в рэгтайм. Всё звучало в фирменном ключе OT&DO: в меру задорно, с лёгкой безуминкой, но при этом чётко. Каждая тема имеет великолепную проработку, но, что в наши дни крайне ценно, группа не стесняется импровизировать. Последнюю треть сета, начиная с композиции «Ночь с тобой» и до самого финала, OT&DO играли «почти» квартетом. Четвёртым стал гитарист Евгений Брылёв.

Аккурат перед концертом наш коллега Владимир Михайлов на мой вопрос, будет ли он сам блистать на сцене с OT&DO, ответил: «Нет, у них свой собственный гитарист». Вопрос этот нашему владимирскому корреспонденту был задан неспроста: его гитара звучит на паре треков дебютного ЕР питерцев «Parksound». Штатным же гитаристом OT&DO оказался Евгений Брылёв, участник групп «Квинтэссенция», Indifference и Brylev Band. Его появление если не обогатило, то уплотнило саунд. Благодаря партиям в манере Дэвида Гилмора, перерастающим в безумно-авангардные запилы, появилось ощущение, что это уже другая группа. Но глаз не обмануть. Вторым номером с участием Брылёва стал кавер на «Балканскую», композицию Terminator Trio. Она была сыграна опять же трио, только на сей раз без Сергея «Мистера Бабуинума» Горчанинова. Если кто не в курсе (а я думаю, что среди читателей данного материала таких нет), именно он – идеолог, вдохновитель и самый главный организатор «бабуинумфестов».

Но вернёмся к трио Брылёв-Рыбинский-Баисламов и каверу. Центральную роль в нём играл гитарист. Основная тема напомнила такую «шизу», как эпик «Махавишну Катманду», исполнявшийся группой «Весёлые картинки» ещё в 80-е годы, затем вещь перешла в дэт-метал-рубилово, а «вырулила» в сёрф-роковую тему Дика Дейла из вступительных титров к фильму «Криминальное чтиво». «Яд» – снова босса-нова, в которой тон задаёт басовый рифф, его подхватывает гитара, партия которой звучит как привет Мику Роджерсу из «Земного оркестра Манфреда Манна» времён «Соловьёв и бомбардировщиков». Завершает сет бодрая и задорная «Дорога на Карибы». Это традиционная концовка концерта OT&DO, подтверждение тому уже третий сет, увиденный живьем, и концертник в клубе «The Place». OT&DO можно поздравить с почином: дебют удался, и хочется надеяться на скорые новые встречи в столице.

Для Roz Vitalis это выступление в Клубе Алексея Козлова стало четвёртым по счёту. Но в этом помещении они, как и их «младшие братья» OT&DO, играли впервые; первые три концерта прошли в том зале, что располагался в «Олимпийском». Накануне концерта наш коллега, он же лидер Roz Vitalis Иван Розмаинский, волновался: перед последней репетицией басист Руслан Кириллов сломал ногу, из-за чего приехать не смог. Выручил музыкант из RMP (Rozmainsky & Mikhaylov Project), а также участник групп «Драконь», «Irish Ёрш» и Grue&Bleen Макс Локосов. И надо сказать, отыграл он на все сто: чётко и уверенно. Впрочем, прежде он уже трижды подменял Руслана.

На авансцене – два человека: флейтист Владислав Коротких и практически фронтмен, гитарист Владимир Семёнов-Тян-Шанский, который объявлял композиции, высказывал благодарности и представлял своих коллег. В этом ему «мешал» барабанщик Евгений Трефилов, участник прог-металлического Trappist System Trio. Во время межпесенных речей Владимира он старался едва ли не каждое произнесённое им слово отчеканить барабанным «тушем». К слову, в самих композициях барабанщик отыграл безукоризненно.

Сет строился преимущественно на композициях двух последних альбомов Roz Vitalis – студийного «The Hidden Man of the Heart» и концертного «Great Expectations Live». Были и премьеры. Открыла сет эпическая «Premonition». Мне в ней слышится откровенный привет King Crimson. Затем, как и на концертнике, прозвучала фортепианная интерлюдия «La Gentilezza»… Тут позвольте искренне поблагодарить Ивана, который не собирался её играть в данном концерте. Об этом он предупредил меня за несколько дней до приезда в Москву. В шутку я ответил ему: «Если не сыграешь, то я с тобой больше не играю». А он возьми и сыграй! Спасибо, Иван.

Интерлюдия переросла в «Bait Of Success». Несколько человек под неё пустилось в пляс. Тон этой компании задавала лидер Absent Sunday Озма Нагатовна, постоянная если не участница, то гостья столичных прог-мероприятий. На концерте приятно было увидеть участников ещё нескольких любимых редакцией «InRock» команд: «Мыса Луны», Eternal Wanderers, Shalash Band. Лидер последних Дмитрий Караваев предоставил для выступления свои клавишные. И это сыграло немалую роль. Его синтезатор отлично имитирует звуки от клавесина до хаммонд-органа.

За «Bait Of Success» последовали две премьеры: «Strangers and the Pilgrims on the Earth» и «Wides». На первой из них Тян-Шанский первый раз переключился на акустическую гитару. Вещь, вполне в духе Roz Vitalis, эпическая, и состоит из нескольких непредсказуемых частей. В её начале потянуло «джетроталльщинкой» вперемешку с италопрогом. Во второй части Розмаинский дал клавесина, далее – немного музыки в духе итальянских хоррор-муви (привет, Goblin!), и финал в духе Genesis времён альбома «Foxtrot». Браво! Вторая премьера — вещь с гнетущим и тоскливым вступлением. Тот случай, когда в музыке явственно слышен задаваемый вопрос. И задаётся он унисоном клавишных, флейты и гитары. А вслед за вопросом – невероятное, даже потрясающее разрешение. Это надо слышать собственными ушами!

Далее был заглавный трек альбома «The Hidden Man Of The Heart». Полагаю, для большинства присутствующих это уже заслуженно полюбившаяся композиция. В автора сих строк по крайней мере она уже вживлена, пожалуй, на генетическом уровне. И (вот ценность живого исполнения!) она звучала c несколько иным настроением, нежели в версиях со студийного и концертного альбомов. Сыгранная живьём, здесь и сейчас, она просто «снесла шифер», а завершавшее её соло Трефилова просто добило в хорошем смысле этого слова.

После представления участников состоялась ещё одна премьера: интерлюдия «Passing Lament», исполненная Розмаинским. Она переросла в ещё один мой персональный хит: «Passing Over». Дальше гитарист объявил «песню с историей» — «Jungle Waltz», в которой «конферансье», то есть он же немного «промазал мимо кассы», но это было живо, драйвово и вполне естественно, потому грех не простить. «Blurred» – это полёт и феерия. За ней – загадочная и вкрадчивая «Thou Shalt Tread Upon the Lion and Adder». С нескольких сторон раздались крики «браво». После продолжительных аплодисментов группа не могла не сыграть ещё пару вещей. Сначала – самую «возрастную» вещь «Mother Of All Rain» (она входит в альбом 2012 года «Patience Of Hope») и уже на бис – «Psalm 6».

Прекрасный концерт, в котором сошлись похожие по стилистике, но совершенно разные по эстетике группы. OT&DO – более весёлые и эклектичные. Слушать их — всё равно что читать книгу с короткими рассказами-зарисовками, не привязанными друг к другу. Roz Vitalis же более монументальны и эпичны. Тем не менее, соседство этих групп в одном концерте вполне уместно. Вечер удался. Повторюсь: с поправкой на понедельник народу пришло неожиданно больше, чем все мы ожидали. За что всем – спасибо!

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Дмитрий Виссарионов.
Весь фотоальбом: 


Или https://vk.com/album-2548741_266037099

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев