Ростоцкий-Марте-Сэри: Жизнь Завинула для вокодера, калимбы и бас-гитар
ethno fusion,Foreign,Joe Zawinul,Linley Marthe,Paco Sery,Алекс Ростоцкий,Б2,Москва В конце ноября в московском клубе «Б2» джазовый музыкант, басист, композитор, аранжировщик и продюсер Алекс Ростоцкий и его Jazz Bass Theatre представляли программу памяти Джо Завинула «I remember Joe Zawinul».
Специальными гостями выступили басист Линли Марте (Linley Marthe) и барабанщик Пако Сэри (Paco Sery). Эта ритм-секция играла в последних составах Zawinul Syndicate.
Линли порекомендовал Завинулу его друг (см. интервью), и с 2003 года Марте стал постоянным участником «Синдиката». Пако Сэри стал участником команды с 1996 года и записывался на таких альбомах, как «My People» (1996), «World tour» (1998), «Faces and Places» (2002). Они уже выступали по России вместе с Джо Завинулом… Теперь им предстояло снова сыграть перед московской публикой – вместе, но уже без Джо.
***
Есть такая теория, что все в мире развивается по спирали. Применительно к современной музыке заметно еще, что спираль эта всё сужается, а вращение по ней становится быстрее и быстрее. Действительно, музыкальное искусство в последнее время развивается невероятно быстро, словно оно хочет наверстать упущенное и прийти вовремя в нужную точку вселенной. Мы несемся в этом круговороте событий и не всегда можем найти время, чтобы переосмыслить сделанное, оглянуться назад и вспомнить великих предшественников, создавших новые музыкальные течения, навсегда изменившие облик музыки, благодаря которым музыка вышла на новый уровень мастерства и выразительности.
Одна из таких великих фигур — австрийский джазовый клавишник и композитор Джо Завинул.
Нет смысла сейчас перечислять все его проекты, всех великих людей, с которыми он работал, которых воспитал. Его вклад в современную музыку огромен. Пройдет немало времени, прежде чем мы сможем до конца оценить все, что он сделал.
Завинул прожил долгую и яркую жизнь. 11 сентября 2007 года в возрасте 75 лет он скончался в Вене, спустя месяц после госпитализации. Закончилась земная жизнь одного из столпов современного джаза, основоположника стиля фьюжн. Но звезда Завинула продолжает светить и вдохновлять современных музыкантов. Таких, как Алекс Ростоцкий.
По дороге в клуб я пытался угадать, что сегодня нам предстоит услышать. Музыка Джо Завинула настолько многогранна, сложна, а с другой стороны – демократична, что мне трудно было представить какую-либо переаранжировку или «трибьютное» исполнение той или иной композиции. Уж слишком у Завинула все четко выстроено. Каждому инструменту отводится своя роль и место в общей картине. С другой стороны, было интересно предположить, что музыканты приготовили какой-то сюрприз для нас, и в этот вечер мы будем удивлены некой новой интерпретацией.
В «Б2» я подъехал сильно заранее — только завершался саундчек. Музыканты переговаривались между собой, еще раз проверяли свои инструменты. Слева на сцене располагалась синтезаторная установка, покрытая различными коврами с африканскими и индийскими узорами. Это, с одной стороны, олицетворяло «world music», направление, базирующееся на различных видах мировой этнической музыки, к которой Завинул все чаще обращался в Zawinul Syndicate. С другой стороны, оформление напоминало о принципиальном заклинании Завинула: «Единый мир, единый народ». Далее размещалась ударная установка и басовый кабинет. Потом стояла микрофонная стойка для саксофониста, немного правее и сзади была перкуссия. На правом фланге сцены красовалась электронная маримба. А в центре сцены, на стойке, была подвешена шапочка, очень напоминающая ту, в которой Завинул всегда выступал – она, по-видимому, была главным символом данного концерта.
Программу открывал сольный номер Алекса Ростоцкого. Зазвучал вокодер, поддерживаемый синтезаторными пэдами. Использование вокодера ожидалось, так как это неотъемлемая часть саунда самого Завинула. Алекс «синтезированным» голосом рассказывал нам что-то, в то время как на сцене постепенно начинали появляться остальные музыканты.
И вот вступила вся группа. Зазвучал некий этно-фьюжн, с витиеватой, но в то же время четко пульсирующей ритм-секцией, маримбой, заполняющей и подчеркивающей гармонию, солирующим саксофоном и перкуссией, добавляющей изюминку в основной саунд. Это были не композиции Джо Завинула, но некое понимание его Музыки, т.е. того, что он оставил нам после себя.
Завинулу посвящали композиции такие маститые музыканты, как Брайан Ино («Zawinul/Lava») и Джон Маклафлин («Jozy»). Теперь среди них и Ростоцкий со своим «реквиемом по Завинулу», названным «Lamento», то есть «плач». Начиналась вещь с басового соло Линли, которое впоследствии подхватил саксофон.
Вокодер использовался почти на каждой композиции – прослушивались слова из русских былин и прибауток. Было странным слышать «Жил Святослав до девяносто лет» во фьюжн-аранжировке. Мне подумалось, что на последующих композициях будут еще фразы на разных мировых языках, но и дальше были вырезки из народного фольклора. В диалог с голосом Алекса вступал Тимур Некрасов, играющий на тенор- и сопрано-саксофоне.
Музыканты играли честно и с огоньком, но окончательный контакт с залом произошел в конце первого отделения после соло Льва Слепнера, играющего на маримбе. «Правый фланг» вслед за ним начал раскачиваться и приплясывать, заражаясь его эмоциональностью.
По окончанию первого отделения было соло Пако Сери на калимбе. Он держал ее в руках и использовал, как перкуссионный инструмент, и как «африканское ручное фортепиано» (ее прямое предназначение). Причем всё это было сделано предельно эмоционально и смотрелось очень здорово! В конце к нему присоединился на клавишных Алекс, и они сыграли небольшую композицию дуэтом.
Второе отделение открывалось с сольной композиции Ростоцкого, в которой были неожиданно вплетены небольшие куски из «Променанды» («Картинки с выставки») Мусорского. А дальше нас снова захлестнула волна этно-фьюжн, не отпускающая до конца концерта. В середине отделения был сет Пако Сери, где он сначала руками, потом палочками виртуозно играл на барабанах и тарелках. Под конец отделения класс на перкуссии показал Вартан Бабаян.
Так что мои ожидания от концерта не оправдались. Это был вовсе не трибьют-проект, а авторская работа Алекса Ростоцкого – музыка, написанная в память о Джо Завинуле. Музыку, которую он написал очень близка к стилистике Завинула, но в то же время со своим индивидуальным характером. И этим она уникальна и интересна.
После московского концерта музыканты отправились в тур по городам России. А дальше – европейские гастроли… Алекс признался, что мечтает сыграть данную программу в Вене, на родине Завинула. Хочется пожелать им, чтобы у них все получилось.
Кирилл ДУМЧЕНКО
Благодарим Араика Акопяна (Fuzzion Day/Art Beat) за аккредитацию.