Kariti: Что скрывают зеркала
Декабрь 24, 2020
Алексей Евдокимов (126 статей)
Поделиться

Kariti: Что скрывают зеркала

Выходящий на итальянском лейбле Aural Music дебютный альбом проекта Kariti «Covered Mirrors» по-своему уникален. Это сольная работа нашей соотечественницы, живущей в Италии и исполняющей минималистичный дарк-фолк с женским вокалом. Сам автор предпочитает обозначение «траурный фолк» («mourning folk»).

Название проекта и его звучание получают развитие и в текстах, преимущественно англоязычных, но с вкраплениями русского. В них – универсальный опыт оплакивания, расставания и горевания, который не может не трогать сердца. Во всяком случае, во мне эта музыка нашла отклик, и так само собой сложилось, что мы обсудили историю, сущность и перспективы проекта Kariti с его создательницей, которая предпочитает скрываться под псевдонимом «к.» (с маленькой буквы).

Альбом Kariti «Covered Mirrors» выходит на Aural Music. Не могу не спросить, насколько ситуация с карантином повлияла на релиз?
Вместе с Aural Music мы решили отложить альбом на сентябрь. Его просто физически не успевали напечатать и доставить из-за карантина, живые выступления запрещены на неопределённый срок, людям сейчас не до этого, так что ждем осени. (Интервью было сделано ещё в начале карантина, сейчас альбом уже вышел, — прим. ред.)

Настолько этот перенос критичен лично для тебя?
До пандемии я не успела запланировать выступлений, так что меня это не затронуло так, как многих музыкантов, у которых полетели концерты и турне. С одной стороны, немного обидно, что это случилось сейчас, когда я наконец-то почувствовала себя морально готовой отпустить «Covered Mirrors» «в люди». С другой стороны, выпускать альбом в такой ситуации было неуместно. Осень – моё любимое время года, и, как сказал кто-то из моих друзей, «моя музыка – осенняя», так что сентябрь не так уж плох.

Kariti – новое имя в андеграунде, «Covered Mirrors» – твой первый альбом. Как долго вынашивалась идея проекта? Ты изначально рассматривала его как сольный?
Стихи и музыку я пишу с детства. Но до недавнего времени у меня не возникало желания (или не было достаточно смелости?), чтобы с кем-то ими поделиться. Я не думала, что они могут кого-то заинтересовать. Года три-четыре назад ко мне в руки попала тетрадь со стихами, которые я сочиняла в 1213 лет (мама нашла, разбирая книги в моей старой комнате). Перечитав их, я поняла, что до сих пор несу в себе и проживаю многие из тех чувств и эмоций, и почувствовала необходимость выплеснуть их на бумагу в уже более зрелой, осознанной форме. Некоторые из написанных тогда строк впоследствии стали частью «Covered Mirrors».
Так сложилось, что в моём плейлисте тогда были сольные альбомы таких артистов, как Ник Дрейк, Ник Кейв, Скотт Келли (Scott Kelly), Стив фон Тиль (Steve Von Till), Дортия Коттрел (Dorthia Cottrell), Дэкс Риггс (Dax Riggs), Кэрен Дэлтон (Karen Dalton). Так родилась идея записать именно «сокровенный» аскетичный альбом, и сделать это самой, не привлекая других музыкантов. Только Марко и Лоренцо добавили свои гитары на некоторых песнях.
Я не задумывалась, что будет с альбомом после того, как я его запишу, сочиняла его в первую очередь для себя. Демо услышали несколько моих друзей, по совместительству музыкантов, мнение которых я очень уважаю, их реакция подтолкнула меня к решению выпустить альбом.

Kariti – Il Corvo

 

Материал «Covered Mirrors» обозначен как «траурный фолк», что отчасти соответствует понятию дарк-фолк. Насколько точным ты считаешь такое описание своей музыки?
«Mourning folk» я придумала, когда меня в очередной раз кто-то спросил, какую музыку я играю. Я не знаю, подходит ли «фолк» как термин, но мне нужно было найти «этикетку», и фолк показался наиболее близким в сравнении с другими жанрами. Лейтмотивом альбома являются смерть, потеря, расставание, объединенные цикличностью, и последующая жизнь «в их свете» (или во тьме, это уж кто как выберет), поэтому сам проект «Карити» и альбом родились именно в этом ключе. Что будет после, кто знает? Лейблу для продвижения альбома необходимо было как-то «классифицировать» мою музыку, и дарк-фолк, являясь определением устоявшимся и понятным многим, был выбран, чтобы слушатель знал, чего ожидать.

Минимализм в выборе инструментов, минорный тон песен и некоторые из текстов соответствуют этому направлению. А каково вообще твоё отношение к фолк-музыке и к тому же дарк-фолку?
Я слушаю очень разную музыку, но всю её объединяют сильная эмоциональная составляющая, волнующая острота. Много народной музыки зачастую пронизано этими качествами. Если под фолком и дарк-фолком ты имеешь ввиду, например, Current 93, Ulver, Death in June, Hexvessel, Agalloch, Jozef Van Wissem, Wovenhand, Aerial Ruin, то прекрасно отношусь (улыбается).

«Карити»настолько редкий термин, что требует расшифровки для большинства читателей. Откуда у тебя такое знание церковно-славянской лексики? Не было ощущения, что специфика термина обязывает держаться христианских идей?
В поисках названия для всего этого (не люблю слово «проект» в отношении музыки и вообще творчества) я долго не могла найти ничего подходящего. Смерть и окружающие её ритуалы неразрывно связаны с религией и духовностью во многих культурах, в том числе в моей родной русской. «Сакральный», «духовный» не значит «религиозный» или, тем более, «церковный». Для меня эти понятия выходят далеко за канонические пределы. Я с детства люблю языки, интересуюсь их историей, а также различными религиями как неотъемлемой частью мировой культуры. Так сложилось, что именно в церковно-славянском языке существует ёмкий глагол «карити» («оплакивать умерших»), идеально передающий идею и тематику моей музыки.

Тематика песен «Covered Mirrors» охватывает переживания горевания, утраты и смерти. Во всех странах люди чувствуют боль одинаково, но не могу не спросить – переезд в солнечную Италию никак не смягчил её восприятие?
Переезд в Италию очень повлиял на меня, в частности, через людей, которых я встретила здесь и которые стали частью моей жизни как в плохом, так и в хорошем смыслах. Но я не могу сказать, что эта страна изменила моё восприятие мира (внешнего и моего внутреннего). Это произошло, скорее всего, через взросление и самоосознание, через которые я прошла как раз находясь здесь. «Covered Mirrors» мог родиться в любом месте, но произошло это именно тут, когда я была готова к катарсису.

То, что альбом издаётся на итальянском лейбле Aural Music, является хорошим показателем. Можешь ли ты сказать, что Kariti достаточно универсальный проект, и что он будет понятен слушателям разных стран?
История с лейблом получилась интересная. Когда мы закончили альбом, я выложила одну песню «Sky Burial» на YouTube, и её обнаружил Эмилиано, владелец Aural Music. Он написал мне, что хотел бы услышать весь альбом. Я тогда даже не начинала искать лейбл, но отправила ему всё. Через пару дней он написал, что хотел бы выпустить диск. Я была уже знакома с Aural Music и уважала их за независимый подход и музыку, которую они выпускали, и с радостью согласилась. Так у «Карити» появился дом. Как ты уже сказал, боль люди чувствуют одинаково везде, так что, я думаю, моя музыка будет понятна всем, кто захочет её слушать, и каждый будет интерпретировать её по-своему.

В основе композиции «Крещение ведьмы» лежит русская народная песня «Разлилась речка быстрая», а вот текст сильно отличается от оригинала. Как тема горевания переродилась в ведьмовской напев?
Я случайно прочитала текст этой песни (он посвящён переселению души одной из сестер, которая утонула, в различные объекты природы: речку, камни, траву). Заинтересовавшись, я начала искать саму песню, которая оказалась старинной народной, и влюбилась в мелодию. Мне захотелось интерпретировать её через моё видение, дать ей новую жизнь. Слова родились спонтанно, вдохновленные женским началом, связанной с ним магией и цикличностью смерти и жизни.

Kariti – Sky Burial

В этом альбоме на русском языке написаны тексты всего двух песен, при этом англоязычная композиция “Anna (Requiem to death)” является вольным переводом стихотворения Анны Ахматовой. Трагическая судьба Ахматовой и её поэзия идеально соответствуют духу проекта. Как возникла идея обратиться к её творчеству?
На русском – только одной. Мотивом выбора стиха «К Смерти» из поэмы Анны Ахматовой «Реквием», состоящей из нескольких стихов, стала скорее не трагическая судьба Анны Андреевны, а именно её подход к теме смерти в данном произведении. Я часто читаю книги на разных языках, но поэзию могу прочувствовать до конца только на родном русском. Мне захотелось попытаться передать душу этого стихотворения тем, кто не говорит по-русски. Именно поэтому музыка этой композиции состоит из минимального набора звуков. А Марко, которого я попросила её сыграть, через дисторшен создал идеальный саундскейп как оболочку для слов.

Дарк-фолк редко имеет прямое отношение к народной музыке, но в Kariti эта связь прослеживается в вокальных партиях («Крещение ведьмы») или в инструментальной составляющей песен («Absent Angels»). Как бы ты охарактеризовала фолковый элемент в Kariti? Чувствуешь ли ты связь именно с народной музыкой?
Как я уже говорила, я не уверена, насколько точно термин «фолк» отражает суть моей музыки. Я не задумываюсь над тем, какому канону отвечает то или иное произведение, и не ожидаю, что стихотворение или песня станет частью того или иного жанра. Меня больше увлекает сам процесс создания и сопутствующие эмоции. Решать, фолк это или нет, я оставлю людям, которые в этом разбираются и которым это нужно. А если проводить параллель между «Карити» и народной музыкой, то, думаю, она есть и заключается в скорбности, боли, внутренней агонии и надежде. В итоге всё, что мы создаём, является результатом того, что мы когда-то почувствовали, услышали, прожили.

Сейчас ты живёшь в Италии. В альбоме есть, например, песня «Kybele’s Kiss», название которой отсылает к античной мифологии. Как много Италии в проекте Kariti как таковом?
Помимо Италии и России, я жила или подолгу находилась в других странах. Мне кажется, чем в большее количество культур посчастливится окунуться человеку, тем обширнее и разнообразнее его поле для вдохновения.
«Kybele’s Kiss» – песня о любви. Ей я обязана политеизму Древней Греции и советской литературе. В детстве я читала книгу Ивана Ефремова «Таис Афинская», и мне глубоко в память запала легенда о жрицах Кибелы, о летальной притягательности женского начала, о силе страсти, желания, и о слабости, ценой которой могут стать вечные муки или смерть, которая зачастую является лучшим выбором.

Дарк-фолк – достаточно интимный жанр, хотя концерты групп этого направления и не редкость. В твои планы входят живые выступления?
Да, я готова играть мою музыку для других людей, хотя знаю, что для меня это будет непросто. Думаю, что мир немного изменится после происходящего сейчас. Надеюсь на снижение темпов жизни и переоценку ценностей, и тогда, возможно, обстановка для таких выступлений станет более гармоничной.

Тема траура неисчерпаема. Ты чувствуешь вдохновение, чтобы развивать Kariti в этом направлении?
За последние недели я написала много разрозненных строк и несвязанных между собой мелодий. Пока не знаю, чем они станут и как их категоризировать. Создание «Covered Mirrors» было для меня отчасти катарсисом. Я не представляю, что будет с Kariti дальше и каким будет следующий альбом, если он будет.

 Kariti – Covered Mirrors (trailer)

Алексей ЕВДОКИМОВ
Фотографии – Лаура Санс (Éphémère Film).

Алексей Евдокимов

Алексей Евдокимов