Rockstar (Graham Bonnet & Co.): Несостоявшийся апокалипсис
Foreign,Graham Bonnet,hard rock,Music Town,Rockstar,Москва, Концерт сборной Лос-Анджелеса по хард-року предварялся пресс-конференцией в продюсерском центре Игоря Сандлера, за которой следовал мастер-класс для занимающихся в школе центра учеников. Мероприятие вызывало сдержанный интерес, хотя поглядеть на заокеанских гостей и пообщаться с ними пришли даже репортеры с телевидения.
Может, для них информационный повод был очевиден, но для чуть более знакомых с тем, кто есть кто в мировом роке, – сомнителен. Дело в том, что все приехавшие в тот день из Америки – хоть и хорошие музыканты, но всё же исполнители вторых, в лучшем случае, а то и третьих ролей. Не звёзды, короче говоря, хотя гастрольный проект с легкой руки организаторов был «скромно» назван Rockstar. Однако этот громкий титул никому из гостей не подходил. Кроме Грэма Боннета, разумеется. Но ведь он в Москве не в первый, и даже не во второй раз – так что ж теперь, спрашивать, как спалось или как долетел?
Конечно, остальные ребята тоже были интересны: как-никак, Фил Суссан играл у Оззи и репетировал с самим Джимми Пейджем, а Скотт Уоррен более 10 лет провел в составе группы Дио и даже поучаствовал в реформации состава «Саббат» с участием последнего, хотя и не везде был отмечен в списке музыкантов. Кери Келли (гитара), Чез Уэст (вокал) и Чед Стюарт (ударные) – просто отличные парни и хорошие исполнители. Даже очень хорошие, что впоследствии они подтвердили на концерте. Но не будем забегать вперед.
Общение поначалу, ввиду разных причин, выглядело официозно-помпезным с одной стороны и формально-сдержанным с другой. Впрочем, атмосфера была неплохой, и музыканты потихонечку, слово за слово, сделали максимум для того, чтобы лёд растаял. Они шутили, старались максимально подробно отвечать на обычные вопросы – в общем, общение получилось. Даже на официальном уровне удалось узнать кое-что любопытное и весьма показательное в плане понимания того, что есть хард-рок сегодня. Если судить по словам участников Rockstar, студийная работа ныне куда менее привлекательна, чем концертная. Учитывая, что профессионалам надо на что-то жить, а записей на счету среднестатистической «рок-звезды» совсем мало, понятно, вокруг чего, образно говоря, вертится их мир. Отдадим должное, опять же, ссылаясь на концерт, свое ремесло они знают прекрасно, и не раз, и не два за шоу я поражался тому, как профессионально и близко к оригиналу они исполняют рок-хиты. Пусть, не всегда – но «процент попадания» у этого состава оказался высок.
Однако мы снова пока не о концерте. В России самыми известными из тех, о ком речь, являются Грэм Боннет и Скотт Уоррен. Первый, по-прежнему в любую погоду носящий кеды, вновь порадовал своей общительностью после пресс-конференции, не отказал никому в автографе или фотографии. Грэм успел рассказать о своем обмороке в самолёте, о контрасте между Москвой и Лос-Анджелесом (разница в 12 часов и резкая смена температуры), а между делом еще и сообщил, что существует неизданный материал с его участием, записанный в конце 70-х. Это эстрадная музыка в духе Голливуда 40-х… разумеется, с вокалом Грэма! Скотт Уоррен выглядел менее усталым и разговор с ним, под перекур на московском морозце, оказался еще более приятным. Нет, ничего особенно интересного и нового о карьере в группе DIO он не поведал. А вот общение с человеком по имени Скотт Уоррен выявило, как много общего у нас во взглядах на мир и его проблемы, не связанные напрямую с музыкой. Впрочем, это уже политика и частная беседа – а посему вернемся к музыкальным моментам.
В принципе, идея играть классику рока неплоха, и, оказывается, даже малоизвестные, в общем-то, музыканты способны не ударить в грязь лицом, прикасаясь к сокровищнице тяжелого стиля. При этом лично меня всё равно не покидает ощущение: что-то здесь не так. А потом понимаешь, что именно.
Банальный факт: если просто хочется оторваться (либо заработать – смотря кем вы являетесь), то вполне можно сделать это, собрав вот такую вот сборную и предоставив ей сцену. А что делать, если ты по-прежнему относишься к «Smoke On The Water» или «Paranoid» всерьез? Если воспринимаешь только оригинальное исполнение либо, на худой конец, более поздние версии с участием тех самых музыкантов? Ведь в этом случае даже хорошие, профессиональные вокалист, гитарист и т. д. «оттуда» едва ли сослужат добрую службу. Ибо индивидуальности-то всё равно недостает. Кавер всегда остается кавером. Конечно, качество разное – по этой части, как можно догадаться, в данном случае проблем не возникло, и люди получили то, зачем пришли – два часа тяжелого и веселого рока со всеми его атрибутами.
Что стоит отметить? Ну, перво-наперво, то, что хоть Грэм Боннет для нас и звезда номер один, но ему в сете было отведено меньше времени и места, чем куда менее известному Чезу Уэсту. Что, при этом, Чез Уэст – очень хороший вокалист в стиле Себастьяна Баха и отчасти Роберта Планта, и, вероятно, именно за эти достоинства его некогда пригласил участвовать в своем проекте Джейсон Бонэм. Что отнюдь не все песни казались подходящими друг другу в сете. Скажем так: номера Билли Айдола и Foreigner, а также спетая Суссаном композиция с «The Ultimate Sin» не выглядели гвоздями программы, хотя, равно как и кавер-версии Элиса Купера, спетые русским вокалистом Павлом Потаповым, не звучали плохо. Просто, когда ждешь выступления настоящего классика хард-рока, кажется, что всего этого обрамления немного чересчур. Ну а классик, то есть Грэм… в преддверии своего 65-го дня рождения он был великолепен; на сей раз его выступление оказалось из разряда удачных, да и шуточки (вроде «Я уже десять лет как веду трезвый образ жизни – и, боже ты мой, какой же это отстой!») не давали заскучать. Музыка-то была явно не отстойной, и увенчавшее концерт безобразие с приглашением на сцену всех желающих для совместного исполнения «Дороги в ад» отлично вписалось в канву немного сумбурного предновогоднего праздника. Впрочем, вполне адекватного духу несостоявшегося апокалипсиса и рок-музыки как таковой.
Игорь ШВЕЙЦЕР
Фото автора.
Благодарим Павла Потапова и ПЦ Игоря Сандлера за приглашение.