Queen + Adam Lambert: Вопреки скептикам
Перво-наперво давайте сразу покончим с морально-этическим вопросом. Может ли сегодняшняя формация выступать под вывеской «Queen»? Мой ответ – не знаю! Скорее всего, нет: хотя в составе и присутствуют легендарные Брайан Мэй и Роджер Тэйлор – не только незаменимые участники группы, но и авторы львиной доли хитов – выступать под именем «Queen» без Фредди всё же несколько некорректно.
По мне так честнее было бы назваться как-нибудь типа The Champions (по примеру Riders on the Storm), и все вопросы бы отпали. Кроме того, сразу подчеркну: Адам Ламберт – это ни в коем случае не Меркьюри. И мой любимый Пол Роджерс – тоже не Меркьюри. Да и вообще, никто не Меркьюри, кроме самого Меркьюри – он был такой один. Но что делать, если сейчас он не с нами, а слушать эти песни вживую хочется? Да ещё и в исполнении оригинальных участников и авторов. Других вариантов, кроме как взять «трибьют-артиста» на роль фронтмена, особо нет. И на мой взгляд, Адам Ламберт ведёт себя крайне деликатно, с огромным пиететом к оригиналу, и не особо выпячивает себя. Голос у него сильный, тембр довольно приятный (и не надо говорить, что «Фредди переворачивается в гробу»), с материалом он справляется. Так что, вопросов, идти ли на концерт, не возникало – возможность увидеть и услышать вживую двух оригинальных участников великой группы выпадает не каждый день.
Ну, а теперь по сути. Официально концерт был назначен на 19:30, но зная наши реалии, все понимали, что раньше 20:30 он не начнётся. Так что в Тель-Авив мы выехали с запасом в полчаса, чтобы найти парковку, подойти к открытию и занять хорошие места. И тут мы допустили тактическую ошибку –дорога заняла не полтора часа, а целых три, а машину пришлось парковать прямо на тротуаре (таких «умников» было много, и полиция в этот вечер смотрела на это сквозь пальцы). В парк, где проходил концерт, я попал аккурат в 20:30, уже после того, как группа разогрева отыграла свой сет, и буквально через пять минут артисты появились на сцене. Пробиваться вперёд через более чем пятидесятитысячную толпу было несколько проблематично. Огромные экраны позволяли рассмотреть детали, но следуя исключительно прихоти операторов. Так, например, сессионных клавишника и басиста операторы оставили совершенно без внимания. А ведь на клавишных играл Спайк Эдни, помогавший «Квинам» на концертах аж с середины 80-х! Публика была очень разновозрастная, и, в отличие от, скажем, недавнего израильского концерта Deep Purple или Кена Хенсли, русская речь на каждом шагу слышна не была.
Начался концерт сразу с нескольких «боевиков», исполненных группой на одном дыхании, причём второй исполнялась крайне редкая на концертах «Keep Yourself Alive». Звукачи поработали на славу, и саунд получился очень прозрачным и разборчивым. Прослушивался каждый инструмент, а особенно многоголосье в подпевках – я даже, грешным делом, засомневался, не стоит ли за сценой несколько мальчиков с микрофонами, уже больно стройно и слаженно звучали голоса (особенно ярко это почувствовалось в акапелльной части «Fat Bottomed Girls»). И сразу же обратил на себя внимание Роджер Тэйлор – барабаны звучали очень чётко, уверенно и как-то без нарочитой виртуозности «скрепляли» всю команду. После четырёх хард-роковых номеров Адам Ламберт позволил себе длинную речь, в которой он поставил все точки над «i». Он сказал, что обожает Фредди и учился на его песнях. Что Фредди незаменим, и Адам благодарен судьбе, что два великих музыканта – Брайан и Роджер – позволяют ему стоять с ними на одной сцене и отдавать дань памяти любимого вокалиста.
После такой речи «ворчуны» из публики подуспокоились, а фронтмен немного расслабился и стал позволять себе некие шутки и вольности (но всё в пределах хорошего тона). Тем более что следующий блок песен был более «театральным». К примеру, в “Killer Queen” Ламберту поставили на сцену трон, на котором он жеманно пел, обмахиваясь веером. Между песнями вокалист периодически говорил на иврите и идише (в публике сразу радостно заговорили о том, что он наполовину еврей). После “Somebody to Love” (первой песни, в которой подпевок всё-таки не хватило) на сцене остался Брайан Мэй с акустической гитарой. Поздоровавшись с публикой на иврите и арабском, гитарист тоже сказал проникновенную речь (сведующие слушатели поделились слухом, что за день до концерта Брайана буквально до слёз впечатлила экскурсия по Иерусалиму) и запел, разумеется, «Love of My Life». Пожалуй, это исполнение было одним из самых ярких моментов концерта. Как и на знаменитом концерте в Рио, большую часть песни пел зал, а на финале на огромном экране появилась видеозапись Фредди, «допевшего» последние строчки под живой аккомпанимент Брайана.
Следующим «героем вечера» стал Роджер Тэйлор, вышедший вперёд и очень проникновенно спевший «These Are The Days Of Our Lives» под видеоряд с молодыми «квинами». Стоявшая рядом со мной дама даже прослезилась. Затем Роджер вернулся за барабаны, а место за второй более компактной ударной установкой занял молодой длинноволосый парнишка, до этого скромно подыгрывающий на перкуссии. Ударники сыграли короткий, но яркий «баттл» на двоих, а после Роджер представил «коллегу»: «Руфус Тайгер Тэйлор!». В дальнейшем Руфус в паре песен подменял папу за барабанами, а Тэйлор-старший играл на перкуссии.
Следующую песню Роджер посвятил «другу, которого мы потеряли в этом году». На экранах появился портрет Дэвида Боуи, а музыканты заиграли “Under Pressure”, в которой Тэйлор пел партию Дэвида, а вернувшейся на сцену Ламберт – партию Фредди. Брайан вновь берёт акустическую гитару и звучит «Crazy Little Thing Called Love», на мой взгляд самый неудачный номер концерта. Песня изначально очень простая, и вся «фишка» в ней была именно в драйве или, как это можно назвать, в «каче». Здесь же песня откровенно «не качала» и на фоне остальных номеров прозвучала довольно вяло. К тому же, в отличие от Фредди и даже от Пола Роджерса, Ламберт на концерте не прикасается к инструментам, так что Мэю пришлось «отдуваться» на акустике в одиночку, что тоже не прибавило песне плотности. Не спас даже контрабас, на который басист сменил свой инструмент. Но потом в качестве компенсации последовало ещё несколько «боевиков», и музыканты снова завели зал по полной.
После “I Want It All” на сцене опять остался один Брайан, на этот раз с электрической гитарой, и сыграл довольно продолжительный сольный пассаж. При всём уважении, на мой взгляд, соло получилось затянутым и не особо изобретательным, хотя, к огромной радости публики, Мэй «вплёл» в него неизбежную «Хаву Нагилу». Вообще, Мэй крайне выигрышно смотрелся визуально – состарился музыкант очень красиво, и со своими белыми длинными кудрями продолжает выглядеть очень благородно и аристократично. Риффы в этот вечер удавались ему великолепно, а вот в соло, на удивление, было несколько ляпов (особенно в финальном соло в «Вohemian Rhapsody» – даже неискушённые зрители удивлённо переглянусь, мол, «что-то тут не так»). Но вот гитарная часть закончилась, и на сцене снова вся группа с одной из моих любимых песен «Who Wants To Live Forever». Лазерные лучи пробили вечернее небо Тель-Авива и высветили летящий вверх воздушный шар. Вообще шоу было хоть и без особых изысков, но выстроенное очень красиво. А ещё колорита добавлял находящийся позади сцены лунапарк с переливающимися разными цветам аттракционами и огромным колесом обозрения.
Дальше хиты следуют за хитами без перерыва, а на «Вohemian Rhapsody» к группе вновь «присоединяется» Фредди с видеозаписи. Доиграв заключительную “Radio Ga-Ga», в которой больше 50 тысяч фэнов хлопали в едином порыве, артисты уходят со сцены. Свет, разумеется, никто не включает, дабы зрители, не дай Бог, не подумали, что действо завершилось. И, конечно же, после непродолжительной паузы, Роджер Тэйлор вновь садится за ударные – «Та-та-там! Та-та-там!» Завершают вечер «We Will Rock You» и «We Are the Champions».
Вот теперь концерт действительно закончен. Звучит запись «God Save the Queen», музыканты выходят на поклон (наконец-то удаётся толком разглядеть сессионного басиста Нила Файрклауфа, которого, в отличие от всех остальных, так никто и не объявил), а толпа несётся к выходам искать припаркованные машины и ловить последние поезда и автобусы. Как-никак народ съехался со всей страны, а завтра с утра на работу.
Ну что же? Вопреки скептикам, я получил массу удовольствия и почувствовал, что прикоснулся ещё к одной легенде. Кто на очереди?
Сетлист: Seven Seas of Rhye, Keep Yourself Alive, Hammer to Fall, Stone Cold Crazy, Fat Bottomed Girls, Don’t Stop Me Now, Killer Queen, Somebody to Love, Love of My Life, These Are the Days of Our Lives, Drum Battle, Under Pressure, Crazy Little Thing Called Love, Dragon Attack, Another One Bites the Dust, I Want It All, Guitar Solo/Who Wants to Live Forever, The Show Must Go On, Tie Your Mother Down, I Want to Break Free, Bohemian Rhapsody, Radio Ga-Ga. Бис: We Will Rock You, We Are the Champions
Лев ЭТИН
Парк "HaYarkon", Тель-Авив, Израиль
12 сентября 2016 г.